Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Звуки и буквы
Согласные звуки

105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.

• Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.

Ответ:

Бак, рак, мак, лак. Бочка, кочка, дочка, ночка. Сор, сок, сом, сон.

В дубовой бочке бабушка солила огурцы.

106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

• Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами «эр», «эль», «эс», «тэ»?

Ответ:

Серый [с’эрый’] волк [волк] в глухом [глухом] лесу [л’ису]

Встретил [фстр’эт’ил] рыжую [рыжуй’у] лису [л’ису].

107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Шуршащая песня

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дер_ве л_сты. Шурш_т камы_, и дож_ь шуршит. И мышь, шурша, в нору сп_ш_т. А там т_хо-онечко шуршат шест_ шустрых мален_ких мышат.

А. Усачёв

• Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?

Ответ:

Шуршащая песня

Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. И мышь, шурша, в нору спешит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.

108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.

• Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.

• Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.

Ответ:

Оса, осиный, гусь, роза, гиря.

109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.

Буквой «и краткое» обозначается ... звук [й’]. Буквой «и» обозначается ... звук [и].

Слова для справок: гласный, согласный.

Ответ:

Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].

110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.

• Устно составьте предложение с любым словом.

Ответ:

Незнайка, муравей, май, стройка, чай, лай, шейте, слушай, тройка, мой, шейка.

Незнайка запутался в словах и не выполнил задания.

111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.

• Подчеркните буквы, в которых «спрятался» звук [й ’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?

Ответ:

[край’] край

[л’ей’ка] лейка

[трой’ка] тройка

[играй’ут] играют

[край’а] края

[й’эл’и] ели

[й’олка] ёлка

[й’ужный] южный

112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

Сырое молоко не ... .

Прокипяти его ... .

Вернувшись с улицы

Скорее руки с мылом ... .

Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.

• Подчеркните в словах слоги с буквой й.

Ответ:

Сырое молоко не пей.

Прокипяти его скорей.

Вернувшись с улицы домой.

Скорее руки с мылом мой.

113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.

Косой — ..., косолапый — ..., серый — ... .

Ответ:

Косой заяц, косолапый медведь, серый волк.

114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.

С двойной согласной непременно

пишем мы слова: анте́нна,

килограмм, и грамм, и тонна,

пассажи́р, шоссе, ...,

ссо́ра, те́ннис и программа,

группа, касса, ...,

русский, класс, суббота, ванна,

Римма, Эмма, Инна, ... .

Н. Бетенькова

Слова для справок: телеграмма, Анна, коло́нна.

• Подчеркните удвоенные согласные.

Ответ:

С двойной согласной непременно пишем мы слова: антенна, килограмм, и грамм, и тонна, пассажир, шоссе, колонна, русский, класс, суббота, ванна.

Римма. Эмма. Инна. Анна.

115. Прочитайте. Откуда эти строки?

— Вот вам телеграмма

От Гиппопота́ма!

К. Чуковский

Жил человек рассеянный

На улице Бассе́йной.

С. Маршак

• Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.

• Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?

Ответ:

Бегемот — гиппопотам.

116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.

• Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (—).

Ответ:

лл

мм

нн

пп

Ал-ла

Ки-рилл

Иза-бел-ла

Нел-ли

Рим-ма

Эм-ма

Ан-на

Ин-на

Нон-на

Ген-на-дий

Ин-но-кен-тий

Агрип-пи-на

Ип-по-лит

Фи-липп

117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.

1. Автобусы ехали по широкому ... .

2. ... до добра не доведёт.

3. ... приходит во время еды.

4. В лесу растёт ... . Это хвойный кустарник.

5. ... собирала ... марок.

Слова для справок: ссо́ра, аппети́т, можжеве́льник, шоссе́, Ри́мма, колле́кция.

Ответ:

1. Автобусы ехали по широкому шоссе.

2. Ссора до добра не доведёт.

3. Аппетит приходит во время еды.

4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.

5. Римма собирала коллекцию.

118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.

о-бла-ко скамей-ка су-ббота

об-лако скаме-йка суб-бота

Ответ:

Об-ла-ко, ска-мей-ка, суб-бо-та.

119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:

а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:

б) только твёрдый согласный звук:

в) только мягкий согласный звук:

Ответ:

а) б, п, в, ф, з, с, г, к, д, т, р, н, м, л;

б) ж, ш, ц;

в) ч, щ.

120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый согласный звук, который обозначен пропущенной буквой.

• Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.

Ответ:

Дятел, ель, лиса, орёл, индюк.

121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?

В выходной, весной как раз,

Вол Василий вёз воз ваз.

Налетел на старый вяз...

Вот и кончен наш рассказ.

А. Усачёв

• В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?

• Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?

Ответ:

Вёз [в’ос], воз [вое], ваз [вас], вяз [в’ас], раз [рас].

Вол Василий вёз воз ваз.

122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.

Лёня и Лиля леденцы делили.

Лёня ломом колол лёд перед домом.

В. Борисов

• Подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.

Ответ:

Дёня и Диля леденцы делили.

Дёня ломом колол лёд перед домом.

123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:

Ответ:

Е, ё, ю, я, и, ь.

124. Прочитайте.

• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Ответ:

Не зря прилетают зимой снегири.

Горят на снегу они, как фонари.

125. Прочитайте.

• Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).

• Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.

Ответ:

Рысь меньше льва.

Медведь больше белки.

126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.

• Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

Ответ:

Белый — чёрный, любить — ненавидеть.

Белые сугробы одели бескрайние поля.

127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.

Здравствуй, гостья-зима!

• Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.

— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.

Ответ:

[й’] — согласный, мягкий непарный.

[г] — согласный, твёрдый парный.

[з’] — согласный, мягкий парный.

128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй — с твёрдого согласного звука.

Ответ:

Лисички, леденцы, сюрпризы, петушки, львята.

Шишки, зайчики, сосульки, грибочки, бусы, звёзды, шары, слоники.