Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Звуки и буквы
Согласные звуки
105. Прочитайте. Впишите в пустые клетки буквы. Если вы правильно это сделаете, то у вас получатся разные слова.
• Что обозначает каждое из слов? Составьте и запишите предложение с одним из слов.
Ответ:
Бак, рак, мак, лак. Бочка, кочка, дочка, ночка. Сор, сок, сом, сон.
В дубовой бочке бабушка солила огурцы.
106. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.
• Подготовьтесь ответить на вопрос: одинаковые или разные звуки обозначены буквами «эр», «эль», «эс», «тэ»?
Ответ:
Серый [с’эрый’] волк [волк] в глухом [глухом] лесу [л’ису]
Встретил [фстр’эт’ил] рыжую [рыжуй’у] лису [л’ису].
107. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дер_ве л_сты. Шурш_т камы_, и дож_ь шуршит. И мышь, шурша, в нору сп_ш_т. А там т_хо-онечко шуршат шест_ шустрых мален_ких мышат.
А. Усачёв
• Прочитайте текст ещё раз. Какие звуки вы слышите при чтении? Подчеркните буквы, которыми передаются эти звуки. Почему автор использовал слова с повторяющимися звуками?
Ответ:
Шуршащая песня
Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш, и дождь шуршит. И мышь, шурша, в нору спешит. А там тихо-онечко шуршат шесть шустрых маленьких мышат.
108. Рассмотрите рисунки и обозначения звуков.
• Соедините рисунок с тем звуком, который слышится в названии предметов.
• Запишите названия предметов. Подчеркните в них буквы, обозначающие согласные звуки.
Ответ:
Оса, осиный, гусь, роза, гиря.
109. Прочитайте. Впишите в предложения пропущенные слова.
Буквой «и краткое» обозначается ... звук [й’]. Буквой «и» обозначается ... звук [и].
Слова для справок: гласный, согласный.
Ответ:
Буквой «и краткое» обозначается согласный звук [й’]. Буквой «и» обозначается гласный звук [и].
110. Найдите среди слогов слова. Подчеркните их. Помогите собачке собрать из слогов слова со звуком [й’] и записать их.
• Устно составьте предложение с любым словом.
Ответ:
Незнайка, муравей, май, стройка, чай, лай, шейте, слушай, тройка, мой, шейка.
Незнайка запутался в словах и не выполнил задания.
111. Произнесите слова по их звуковым записям. Рядом запишите каждое слово буквами.
• Подчеркните буквы, в которых «спрятался» звук [й ’]. Почему в некоторых из этих слов звуков больше, чем букв?
Ответ:
[край’] край
[л’ей’ка] лейка
[трой’ка] тройка
[играй’ут] играют
[край’а] края
[й’эл’и] ели
[й’олка] ёлка
[й’ужный] южный
112. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.
Сырое молоко не ... .
Прокипяти его ... .
Вернувшись с улицы
Скорее руки с мылом ... .
Слова для справок: домой, скорей, пей, мой.
• Подчеркните в словах слоги с буквой й.
Ответ:
Сырое молоко не пей.
Прокипяти его скорей.
Вернувшись с улицы домой.
Скорее руки с мылом мой.
113. Прочитайте. Каких животных так называют? Запишите названия животных.
Косой — ..., косолапый — ..., серый — ... .
Ответ:
Косой заяц, косолапый медведь, серый волк.
114. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова так, чтобы получились рифмованные строки.
С двойной согласной непременно
пишем мы слова: анте́нна,
килограмм, и грамм, и тонна,
пассажи́р, шоссе, ...,
ссо́ра, те́ннис и программа,
группа, касса, ...,
русский, класс, суббота, ванна,
Римма, Эмма, Инна, ... .
Н. Бетенькова
Слова для справок: телеграмма, Анна, коло́нна.
• Подчеркните удвоенные согласные.
Ответ:
С двойной согласной непременно пишем мы слова: антенна, килограмм, и грамм, и тонна, пассажир, шоссе, колонна, русский, класс, суббота, ванна.
Римма. Эмма. Инна. Анна.
115. Прочитайте. Откуда эти строки?
— Вот вам телеграмма
От Гиппопота́ма!
К. Чуковский
Жил человек рассеянный
На улице Бассе́йной.
С. Маршак
• Обведите кружком удвоенные согласные. Подчеркните синоним к слову бегемот.
• Составьте ответ на вопрос: кто прочитал телеграмму от больных зверей?
Ответ:
Бегемот — гиппопотам.
116. Подберите имена, в которых есть удвоенные согласные.
• Запишите слова, разделяя их для переноса чёрточкой (—).
Ответ:
лл |
мм |
нн |
пп |
Ал-ла Ки-рилл Иза-бел-ла Нел-ли |
Рим-ма Эм-ма |
Ан-на Ин-на Нон-на Ген-на-дий Ин-но-кен-тий |
Агрип-пи-на Ип-по-лит Фи-липп |
117. Прочитайте. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Запишите их.
1. Автобусы ехали по широкому ... .
2. ... до добра не доведёт.
3. ... приходит во время еды.
4. В лесу растёт ... . Это хвойный кустарник.
5. ... собирала ... марок.
Слова для справок: ссо́ра, аппети́т, можжеве́льник, шоссе́, Ри́мма, колле́кция.
Ответ:
1. Автобусы ехали по широкому шоссе.
2. Ссора до добра не доведёт.
3. Аппетит приходит во время еды.
4. В лесу растёт можжевельник. Это хвойный кустарник.
5. Римма собирала коллекцию.
118. Прочитайте. Подчеркните слова, которые правильно разделены для переноса.
о-бла-ко скамей-ка су-ббота
об-лако скаме-йка суб-бота
Ответ:
Об-ла-ко, ска-мей-ка, суб-бо-та.
119. Запишите буквы, которыми могут быть обозначены:
а) и твёрдый, и мягкий согласный звук:
б) только твёрдый согласный звук:
в) только мягкий согласный звук:
Ответ:
а) б, п, в, ф, з, с, г, к, д, т, р, н, м, л;
б) ж, ш, ц;
в) ч, щ.
120. Назовите изображённые предметы. Произнесите каждый согласный звук, который обозначен пропущенной буквой.
• Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте, где нужно, ударение.
Ответ:
Дятел, ель, лиса, орёл, индюк.
121. Прочитайте. Чем интересны выделенные слова?
В выходной, весной как раз,
Вол Василий вёз воз ваз.
Налетел на старый вяз...
Вот и кончен наш рассказ.
А. Усачёв
• В чём сходство и различие слов вёз и воз, ваз и вяз, раз и ваз? Какими звуками они различаются?
• Запишите ответ на вопрос: что вёз вол Василий?
Ответ:
Вёз [в’ос], воз [вое], ваз [вас], вяз [в’ас], раз [рас].
Вол Василий вёз воз ваз.
122. Прочитайте. Произнесите звуки, которые часто повторяются в словах скороговорок.
Лёня и Лиля леденцы делили.
Лёня ломом колол лёд перед домом.
В. Борисов
• Подчеркните буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки. Подготовьтесь произнести эти звуки.
Ответ:
Дёня и Диля леденцы делили.
Дёня ломом колол лёд перед домом.
123. Впишите в кружки буквы, которые могут указывать на мягкость предшествующего согласного звука в слове:
Ответ:
Е, ё, ю, я, и, ь.
124. Прочитайте.
• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Ответ:
Не зря прилетают зимой снегири.
Горят на снегу они, как фонари.
125. Прочитайте.
• Вставьте в предложения пропущенные слова (больше или меньше).
• Подчеркните в словах буквы, которыми обозначены мягкие согласные звуки.
Ответ:
Рысь меньше льва.
Медведь больше белки.
126. Выпишите из словаря антонимов две пары слов, в которых в первом слоге есть мягкий согласный звук. Подчеркните буквы, которые обозначают этот звук.
• Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.
Ответ:
Белый — чёрный, любить — ненавидеть.
Белые сугробы одели бескрайние поля.
127. Прочитайте. Произнесите звуки, обозначенные выделенными буквами.
Здравствуй, гостья-зима!
• Запишите каждый звук в квадратные скобки. Подчеркните признаки, которые определяют каждый звук.
— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
— согласный или гласный, мягкий парный или непарный, твёрдый парный или непарный.
Ответ:
[й’] — согласный, мягкий непарный.
[г] — согласный, твёрдый парный.
[з’] — согласный, мягкий парный.
128. Рассмотрите рисунок. Украсьте ёлку словами-названиями игрушек. В первый столбик запишите слова, которые начинаются с мягкого согласного звука, во второй — с твёрдого согласного звука.
Ответ:
Лисички, леденцы, сюрпризы, петушки, львята.
Шишки, зайчики, сосульки, грибочки, бусы, звёзды, шары, слоники.