Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Звуки и буквы
Мягкий знак (Ь)

129. Прочитайте колыбельную песенку.

Ко́тя, ко́тен_ка-к_то́к,

Ко́тя — се́ренький хв_сто́к!

Приди, ко́тя, н_чева́т_,

Мою де́то_ку к_ча́т_, приб_ю́киват_.

• Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.

• Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Ответ:

Котя, котенька-коток,

Котя — серенький хвосток!

Приди, котя, ночевать,

Мою деточку качать, прибаюкивать.

130. Прочитайте. Вставьте в слова мягкий знак и букву перед ним.

• Подчеркните слова, в которых все согласные звуки являются мягкими.

• Выпишите слово, в котором семь букв, а звуков — шесть. Разделите его для переноса горизонтальной черточкой (—).

• Составьте предложение с одним из слов.

Ответ:

Сирень, тюлень, зверь, окунь, день, тень, школьник, огоньки, дельфин, колокольчик, васильки, тюльпан.

Тюль-пан

Весной в парках и садах буйно цветёт душистая сирень.

131. В каких словах могут встретиться такие буквосочетания? Запишите несколько слов.

Ответ:

День, дядька, нянька, ель, карась, полька, пескарь, играть.

132. Прочитайте. В каких словах пропущен мягкий знак? Впишите его. Разделите слова вертикальной чертой (|) на слоги.

океан_ снегир_ пал_то сосул_ка

олен_ шофёр_ пал_ка вешал_ка

лебед_ мебел_ кон_ки ступен_ки

обед_ глобус_ зон_ты песен_ка

Ответ:

О|ке|ан, о|лень, ле|бедь, о|бед, сне|гирь, шо|фёр, ме|бель, гло|бус, паль|то, пал|ка, конь|ки, зон|ты, со|суль|ка, ве|шал|ка, сту|пень|ки, пе|сен|ка.

133. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Л_виный зев имеет удивител_ные цветки: если сжат_ их с б_ков, они раскрываются, как паст_ л_ва.

• Почему растение получило такое название?

• Подготовьтесь объяснить написание слов с пропущенными и выделенными буквами.

Ответ:

Львиный зев имеет удивительные цветки: если сжать их с боков, они раскрываются, как пасть льва.

134. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие данным значениям. Каждое такое слово заканчивается мягким согласным звуком.

1. Время года.

2. Летний месяц.

3. Осенний месяц.

4. Зимний месяц.

5. Весенний месяц.

Ответ:

1. Весна.

2. Июнь.

3. Сентябрь.

4. Январь.

5. Май.

135. Прочитайте стихотворение-шутку.

Привели на море Гальку.

«Собирай, — сказали, — гальку!»

Галька гальки набрала —

Встать на ножки не смогла.

М. Бородицкая

• Скажите, какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать? Нарисуйте её.

• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.

Ответ:

Привели на море Гальку.

«Собирай, — сказали, — гальку!»

Галька гальки набрала —

Встать на ножки не смогла.

136. Прочитайте выразительно.

У осьминога только восемь ног,

А сколько под водой

дорог!

Задумался моллюск:

как быть?

Где карту дна морского

раздобыть?

Т. Марковская

• Подчеркните буквы-орфограммы, написание которых вы можете объяснить.

• Сколько в словах данных предложений мягких согласных звуков? Произнесите эти звуки.

Ответ:

У осьминога только восемь ног,

А сколько под водой дорог!

Задумался моллюск: как быть?

Где карту дна морского раздобыть?

137. Прочитайте стихотворение «Рукавички». Вставьте пропущенные буквы.

• Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.

• Подходит ли рисунок к стихотворению? Скажите, а что вы могли бы нарисовать?

Ответ:

138. Прочитайте выразительно.

Ясный день, замечательный воздух...

Забирайте коньки — и на лёд!

Встретим так новогодний наш отдых,

Чтоб потом вспоминать целый год.

Н. Саконская

• Объясните написание выделенных орфограмм.

Ответ: устно.

139. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему текст. Подготовьтесь его рассказать.

• Запишите несколько предложений из составленного текста.

Ответ:

Новогодняя ёлка на площади каждый вечер собирала множество детей. Одни катались на коньках, другие играли в снежки, бегали и танцевали под музыку. Было весело. А ёлка мигала разноцветными лампочками и радовалась вместе с детьми.