Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Звуки и буквы
Мягкий знак (Ь)
129. Прочитайте колыбельную песенку.
Ко́тя, ко́тен_ка-к_то́к,
Ко́тя — се́ренький хв_сто́к!
Приди, ко́тя, н_чева́т_,
Мою де́то_ку к_ча́т_, приб_ю́киват_.
• Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить их написание.
• Подчеркните буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Ответ:
Котя, котенька-коток,
Котя — серенький хвосток!
Приди, котя, ночевать,
Мою деточку качать, прибаюкивать.
130. Прочитайте. Вставьте в слова мягкий знак и букву перед ним.
• Подчеркните слова, в которых все согласные звуки являются мягкими.
• Выпишите слово, в котором семь букв, а звуков — шесть. Разделите его для переноса горизонтальной черточкой (—).
• Составьте предложение с одним из слов.
Ответ:
Сирень, тюлень, зверь, окунь, день, тень, школьник, огоньки, дельфин, колокольчик, васильки, тюльпан.
Тюль-пан
Весной в парках и садах буйно цветёт душистая сирень.
131. В каких словах могут встретиться такие буквосочетания? Запишите несколько слов.
Ответ:
День, дядька, нянька, ель, карась, полька, пескарь, играть.
132. Прочитайте. В каких словах пропущен мягкий знак? Впишите его. Разделите слова вертикальной чертой (|) на слоги.
океан_ снегир_ пал_то сосул_ка
олен_ шофёр_ пал_ка вешал_ка
лебед_ мебел_ кон_ки ступен_ки
обед_ глобус_ зон_ты песен_ка
Ответ:
О|ке|ан, о|лень, ле|бедь, о|бед, сне|гирь, шо|фёр, ме|бель, гло|бус, паль|то, пал|ка, конь|ки, зон|ты, со|суль|ка, ве|шал|ка, сту|пень|ки, пе|сен|ка.
133. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Л_виный зев имеет удивител_ные цветки: если сжат_ их с б_ков, они раскрываются, как паст_ л_ва.
• Почему растение получило такое название?
• Подготовьтесь объяснить написание слов с пропущенными и выделенными буквами.
Ответ:
Львиный зев имеет удивительные цветки: если сжать их с боков, они раскрываются, как пасть льва.
134. Прочитайте. Впишите в клетки слова, соответствующие данным значениям. Каждое такое слово заканчивается мягким согласным звуком.
1. Время года.
2. Летний месяц.
3. Осенний месяц.
4. Зимний месяц.
5. Весенний месяц.
Ответ:
1. Весна.
2. Июнь.
3. Сентябрь.
4. Январь.
5. Май.
135. Прочитайте стихотворение-шутку.
Привели на море Гальку.
«Собирай, — сказали, — гальку!»
Галька гальки набрала —
Встать на ножки не смогла.
М. Бородицкая
• Скажите, какую иллюстрацию к стихотворению вы могли бы нарисовать? Нарисуйте её.
• Подчеркните в словах буквы, которые указывают на мягкость предшествующего согласного звука.
Ответ:
Привели на море Гальку.
«Собирай, — сказали, — гальку!»
Галька гальки набрала —
Встать на ножки не смогла.
136. Прочитайте выразительно.
У осьминога только восемь ног,
А сколько под водой
дорог!
Задумался моллюск:
как быть?
Где карту дна морского
раздобыть?
Т. Марковская
• Подчеркните буквы-орфограммы, написание которых вы можете объяснить.
• Сколько в словах данных предложений мягких согласных звуков? Произнесите эти звуки.
Ответ:
У осьминога только восемь ног,
А сколько под водой дорог!
Задумался моллюск: как быть?
Где карту дна морского раздобыть?
137. Прочитайте стихотворение «Рукавички». Вставьте пропущенные буквы.
• Подчеркните в первом предложении грамматическую основу.
• Подходит ли рисунок к стихотворению? Скажите, а что вы могли бы нарисовать?
Ответ:
138. Прочитайте выразительно.
Ясный день, замечательный воздух...
Забирайте коньки — и на лёд!
Встретим так новогодний наш отдых,
Чтоб потом вспоминать целый год.
Н. Саконская
• Объясните написание выделенных орфограмм.
Ответ: устно.
139. Рассмотрите рисунок. Составьте по нему текст. Подготовьтесь его рассказать.
• Запишите несколько предложений из составленного текста.
Ответ:
Новогодняя ёлка на площади каждый вечер собирала множество детей. Одни катались на коньках, другие играли в снежки, бегали и танцевали под музыку. Было весело. А ёлка мигала разноцветными лампочками и радовалась вместе с детьми.