Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Часть 2
Звуки и буквы
Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ

1. Прочитайте. Вставьте подходящие по смыслу слова.

• Подчеркните в словах буквосочетание чк.

Ответ:

Здесь хорошее местечко.

Протекает мимо речка.

Принесли мы для бычка

Полведёрка молочка.

Дождик вылился из тучки.

Вымыл ёжику колючки.

Подарила мама дочке

Разноцветные платочки.

2. Замените звуковые обозначения слов буквенными.

Ответ:

Речка, почта, письмо, мощный, мачта, ночка, печка, точный, хищный, пальто.

3. Прочитайте. Образуйте от данных слов однокоренные слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите.

• Подчеркните буквосочетания чк, нч.

Ответ:

Синица — синичка, облако — облачко, задача — задачка, вода — водичка, конец — кончик, диван — диванчик, крыльцо — крылечко, кольцо — колечко, место — местечко, сестра — сестричка, птенец — птенчик, стакан — стаканчик.

4. Прочитайте.

1. Улетела ласточ_ка за тридевят_ земел_. 2. На солнеч_ной поляноч_ке мотыл_ки и бабоч_ки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесоч_ке над реч_кой построена дач_ка. На дач_ке живёт небол_шая собач_ка.

• Вставьте, где нужно, мягкий знак. В других словах соедините линией буквы на месте пропуска.

• Подчеркните в первом предложении главные члены.

Ответ:

1. Улетела ласточка за тридевять земель. 2. На солнечной поляночке мотыльки и бабочки лакомятся сладким соком с цветов. 3. В лесочке над речкой построена дачка. На дачке живёт небольшая собачка.

5. Прочитайте. Образуйте однокоренные слова по образцу. Запишите.

• Подчеркните в словах буквосочетание чн. Составьте предложение с одним из слов. Запишите его.

Ответ:

(что? — какой?) молоко — молочный, песок — песочный, кирпич — кирпичный, цветок — цветочный.

(как? — какой?) вечно — вечный, срочно — срочный, точно — точный, скучно — скучный.

День выдался пасмурный, сырой, скучный.

6. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы.

На п_ляне у п_нёчка

Белка набр_ла́ гр_бочков.

Скрылос_ солнце за г_рой,

Время двигаться д_мо́й.

Но д мой д_лекова́то,

А гр бы т_желова́ты...

А. Захаров

• Придумайте заголовок к тексту и запишите его.

• Устно составьте продолжение текста.

Ответ:

Грибники

На поляне у пенёчка

Белка набрала грибочков.

Скрылось солнце за горой,

Время двигаться домой.

Но домой далековато,

А грибы тяжеловаты...

7. Прочитайте.

Синичка — воробью сестричка.

Кончил дело, гуляй смело.

Кто любит труд, того люди чтут.

• Подчеркните в словах изученные орфограммы. Спишите любое предложение.

Ответ:

Переписывание.

8. Прочитайте. Какой звук нужно произносить, читая выделенные в словах буквы? Обозначьте этот звук.

• Проверьте по орфоэпическому словарю, как следует произносить данные слова.

Ответ: [ш]

9. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова.

Мы едим кисель ...

Аппетит у нас ...

А усы ...

Очень ... .

П. Синявский

Слова для справок: симпати́чные, отли́чный, черни́чные, черни́чный.

• Подчеркните в словах буквосочетание чн.

Ответ:

Мы едим кисель черничный.

Аппетит у нас отличный.

А усы черничные

Очень симпатичные.