Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Часть 2
Части речи
Имя существительное

50. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Слова для справок: терема́, бахрома́, зи́мушка, и́ней.

• Подчеркните имена существительные.

Ответ:

Вот так зимушка-зима:

Не сугробы — терема!

На деревьях синий иней.

Как густая бахрома.

51. Прочитайте. Дополните каждую группу слов двумя именами существительными.

Явления природы: дождь, ..., ... .

Времена года: зима, ..., ... .

Люди: художник, ..., ... .

Мебель: диван, ..., ... .

Месяцы года: февраль, ..., ... .

Дни недели: среда, ..., ... .

Посуда: тарелка, ..., ... .

Животные: заяц, ..., ... .

Растения: сирень, ..., ... .

Ответ:

Явления природы: дождь, снег, град.

Времена года: зима, весна, лето.

Люди: художник, писатель, учитель.

Мебель: диван, стол, кровать.

Месяцы года: февраль, март, апрель.

Дни недели: среда, четверг, пятница.

Посуда: тарелка, ложка, кастрюля.

Животные: заяц, медведь, лиса.

Растения: сирень, щавель, ромашка.

52. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. В скобках перед каждым словом напишите вопрос, на который оно отвечает.

(Что?) б_рёза, (кто?) учит_льн_ца,

(...) д_кабрь, (...) об_з_яна,

(...) к_ртина, (...) с_довник,

(...) мес_ц, (...) дев_чка.

• Обозначьте в словах ударение.

• Подготовьтесь доказать, что вы правильно выполнили задания.

Ответ:

(что?) декабрь, (кто?) обезьяна,

(что?) картина, (кто?) садовник,

(что?) месяц, (кто?) девочка.

53. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

• Помогите коту и собачке собрать «свои» слова.

• Выпишите однокоренные имена существительные. Выделите в них корень знаком

Ответ:

Капуста, ноябрь, сахар, рисунок, лягушка, медведь, стакан, ветер, заяц, сорока, медведица.

54. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Соедините линиями синонимы и антонимы.

• Подчеркните неодушевлённые имена существительные. Скажите, как вы их определили.

Ответ:

Луна — месяц, вьюга — метель, ребята — дети, храбрец — смельчак.

Жара — мороз, юг — север, война — мир, враг — друг.

55. Прочитайте. Укажите над именами существительными часть речи (сущ.).

Небо, наползла, на, серая, туча, солнце, снежные, закрыли, облака, зашумела, метелица, снег, засыпал, густой, кусты, деревья, и.

• Составьте из данных слов четыре предложения так, чтобы получился текст. Озаглавьте его. Запишите заголовок и текст.

Ответ:

Метелица

На (предл.) небо (сущ.) наползала (гл.) серая (прил.) туча (сущ.). Солнце (сущ.) закрыли (гл.) снежные (прил.) облака (сущ.). Зашумела (гл.) метелица (сущ.). Густой (прил.) снег (сущ.) засыпал (гл.) кусты (сущ.) и деревья (сущ.).

56. Вспомните имена существительные на тему «Школа» из орфографического словаря. Запишите, распределяя слова по вопросам.

(Кто?) ...

(Что?) ...

• Подчеркните в словах непроверяемые орфограммы.

• Как в русском языке называются имена существительные каждого ряда?

Ответ:

(Кто?) ученик, ученица, учитель, учительница — одушевлённые существительные.

(Что?) алфавит, класс, пенал, тетрадь — неодушевлённые существительные.

57. Прочитайте.

Настя и Маша Толмачёвы из города Курска представляли Россию на конкурсе детской песни «Евровидение-2006». И победили! Они исполнили песню «Весенний джаз». Настя и Маша занимались в эстрадной студии «Сверчо́к».

• Найдите имена собственные. Что обозначает каждое из них? Подчеркните заглавные буквы в именах собственных.

Ответ: устно.

58. Впишите имена собственные.

Ответ: ФИО.

59. Разгадайте ребусы, в которых «спрятались» имена. Запишите эти слова.

Ответ:

Зина, Юля, Игорь, Роман.

60. Прочитайте. Подберите имена детям, названия реке и деревне, клички животным. Впишите их в предложения.

...

Девочки ... и ... жили в деревне ... . Рядом протекала речка ... . Девочки пришли на лужок. С ними была собачка ... . На лугу пастушонок ... пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка ... мычала. Чёрная тёлочка ... нюхала травку. Бычок ... жевал длинный стебелёк цветка. Конь ... стоял у реки. Он пил воду.

• Придумайте к тексту заголовок и запишите его.

• Подчеркните заглавную букву в именах существительных собственных.

Ответ:

Утро в деревне

Девочки Надя и Оля жили в деревне Хмелита. Рядом протекала речка Хмелитка. Девочки пришли на лужок. С ними была собачка Кнопка. На лугу пастушонок Детя пас маленьких телят. Жёлтая тёлочка Зорька мычала. Чёрная тёлочка Ночка нюхала травку. Бычок Зверь жевал длинный стебелёк цветка. Конь Черкес стоял у реки. Он пил воду.

61. Прочитайте. Впишите заглавную букву:

• в названия государств:

_оссия, _ранция, _нглия;

• в названия городов:

_осква, _рославль, _ладимир;

• в названия рек:

_олга, _непр, _ртыш, _ева, _ка;

• в названия планет:

_емля, _арс, _енера, _питер.

• Составьте предложение с любым именем существительным собственным.

• В чём сходство и различие слов Земля и земля, Солнце и солнце? Устно составьте с каждым словом предложение.

Ответ:

Россия, Франция, Англия.

Москва, Ярославль, Владимир.

Волга, Днепр, Иртыш, Нева, Ока.

Земля, Марс, Венера, Юпитер.

Россия — самая большая страна из всех на земном шаре.

62. Прочитайте.

• Подчеркните заглавную букву в именах собственных.

• Выпишите из предложения синонимы.

Ответ:

Синонимы: Россия — Отечество — Родина.

63. Прочитайте. Впишите подходящие по смыслу имена существительные.

Сам придумай

У ... высокий рост. У ... пушистый хвост. У ... крепки рожки. У ... тонки ножки. У ... толсты губы, а у ... остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

А. Бродский

Слова для справок: (у) козлёнка, цыплёнка, мартышки, лисы, волка, слона.

• Определите число имён существительных в первых трёх предложениях.

• Составьте своё предложение про ежа или про ужа. Запишите его.

Ответ:

У слона высокий рост. У лисы пушистый хвост. У козлёнка крепки рожки. У мартышки толсты губы, а у волка остры зубы. Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа.

6 сущ. в предл. 1 — 3.

У ежа колючая шуба, уж похож на змею, а чиж любит петь.

64. Прочитайте. Подберите к данным словам однокоренные имена существительные. Запишите.

Ответ:

Далёкий — даль, олень — оленёнок, свистеть — свист, зелёный — зелень.

65. Вставьте пропущенные буквы. Напишите рядом с каждым именем существительным это же имя существительное, но в другом числе.

• Обозначьте в словах ударение. Подчеркните в словах изученные орфограммы.

Ответ:

Бинты — бинт, снега — снег, пчела — пчёлы, зайцы — заяц, тучи — туча, ученик — ученики, воробей — воробьи, дерево — деревья, города — город, морозы — мороз, заводы — завод, снегирь — снегири.

66. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Ур_жай х_р_ший

В нынешнем г_ду.

Ябл_ки — как сах_р,

Груши — чистый мё_.

Е. Благинина

• Укажите число имён существительных (ед. ч., мн. ч.).

• Подчеркните имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа.

Ответ:

Урожай (ед. ч.) хороший

В нынешнем году (ед. ч.).

Яблоки (мн. ч.) — как сахар (ед. ч.),

Груши (мн. ч.) — чистый мёд (ед. ч.).

67. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.

Имя существительное — это часть ..., которая обозначает ... и отвечает на вопросы ... .

Ответ:

Имя существительное — это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?

68. Прочитайте выразительно. Объясните написание выделенных орфограмм.

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит:

«Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится ёж, —

Если снимка не пришлёшь!»

В. Берестов

• Подчеркните имена существительные. Подготовьтесь объяснить, по каким признакам вы их определили.

Ответ:

Нелегко снимать зверей.

Заяц просит: «Поскорей!»

Мышь пищит: «Боюсь немножко,

Что увидит снимок кошка».

«Уколю, — грозится ёж, —

Если снимка не пришлёшь!»

69. Прочитайте. Подчеркните имена существительные.

У речки на пригорке чья-то норка.

Зовут хозяйку тоже норка.

И. Гамазкова

• Объясните, какое из выделенных имён существительных одушевлённое, а какое неодушевлённое. Обведите в кружок одушевлённые имена существительные.

Ответ:

70. Прочитайте. Озаглавьте текст

Как на носу высыпают веснушки,

Это примета — ВЕСНА НА НОСУ.

Если же нос посинел у Танюшки —

Лето. Черника поспела в лесу.

А. Усачёв

• Что обозначает выделенное выражение?

• Подчеркните имена существительные. Объясните написание выделенных букв.

Ответ:

Как на носу высыпают веснушки.

Это примета — ВЕСНА НА НОСУ.

Если же нос посинел у Танюшки —

Лето. Черника поспела в лесу.

ВЕСНА НА НОСУ — вот-вот придёт.

71. Прочитайте. Подчеркните имя существительное одушевлённое, нарицательное.

С колен у бабушки клубок

Упал случайно за порог.

И закрутился, и покатился...

Р. Сеф

• Прочитайте ещё раз. А что будет дальше? Устно составьте продолжение текста.

Ответ:

С колен у бабушки клубок

Упал случайно за порог.

И закрутился, и покатился...

72. Запишите имена существительные, которые имеют такие признаки:

... — сущ., одуш., собств., ед. ч.

... — сущ., одуш., нариц., ед. ч.

... — сущ., неодуш., собств., мн. ч.

Ответ:

Коля, Надя, Петя, Соня, Вера, Дима, Роман.

Папа, мама, дед, человек, заяц, лиса, медведь, оса, воробей.

Уральские горы, Гималаи, Анды, Азорские острова.