Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012
Часть 2
Части речи
Глагол
73. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Тают сугробы. Строят там гнёзда,
Утихли метели. Задорно кр_чат:
В с_довую рощ_ — Вот колыбели
Гр чи прил_тели. Для наших гр_чат.
Л. Кузьмин
• Найдите слова, которые обозначают действия предметов. Укажите, какой частью речи являются эти слова.
Ответ:
Тают (гл.) сугробы.
Утихли (гл.) метели.
В садовую рощу
Грачи прилетели (гл.).
Строят (гл.) там гнёзда,
Задорно кричат (гл.):
— Вот колыбели
Для наших грачат.
74. Прочитайте. Соедините линией каждый вопрос с тем глаголом, который отвечает на этот вопрос.
(что делать?) живёт
(что делает?) играть
(что делают?) читали
(что делали?) летят
напишет (что сделать?)
нарисовать (что сделает?)
расцвели (что сделают?)
построят (что сделали?)
• Составьте предложение с любым глаголом. Запишите предложение.
Ответ:
(что делать?) играть
(что делает?) живёт
(что делают?) летят
(что делали?) читали
Нарисовать (что сделать?)
Напишет (что сделает?)
Построят (что сделают?)
Расцвели (что сделали?)
Живёт в чаще лесной старая злая колдунья.
75. Прочитайте. Соедините линиями синонимы и антонимы в каждой группе глаголов. Обозначьте в словах ударение.
• Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?
• Подготовьтесь объяснить написание выделенных орфограмм.
Ответ:
Простить — извинить, алеть — краснеть, вращать — вертеть, сочинять — писать, идти — ходить, бежать — мчаться.
Покупать — продавать, молчать — кричать, забыть — вспомнить, чернеть — белеть, брать — отдавать, бранить — хвалить.
76. Подберите к каждому имени существительному однокоренное слово — глагол, отвечающий на вопрос что делать?
• Выделите корень в однокоренных словах. Подчеркните в корнях глаголов буквы, написание которых надо проверять.
Ответ:
77. Прочитайте. Вставьте в стихотворение подходящие по смыслу глаголы.
...
Тучи по небу ...,
Тучи солнышку ... .
... грибок,
И ... цветок,
И с цветком ... щенок,
И ... около
Чья-то кукла Фёкла.
Л. Мезинов
Слова для справок: играл, рос, бежали, цвёл, сидела, мешали.
• Придумайте к стихотворению название и запишите его. Нарисуйте к стихам иллюстрацию.
• А что было дальше? Устно составьте продолжение текста.
Ответ:
Денно-деньской
Тучи по небу бежали,
Тучи солнышку мешали.
Рос грибок,
И рос цветок,
И с цветком играл щенок,
И сидела около
Чья-то кукла Фёкла.
78. Прочитайте.
1. Не торопись отвечать, торопись слушать.
2. Не спеши языком, спеши делом.
3. Играй, играй, да дело знай.
• Выпишите из пословиц глаголы, которые отвечают на вопрос что делай?
Не торопись, ...
Ответ:
(что делай?) не торопись, торопись, не спеши, спеши, играй, знай.
79. Измените глаголы по вопросам.
(Что делает?) Поёт, идёт, кричит.
(Что делают?) ..., ..., ... .
(Что делаю?) ..., ..., ... .
(Что делаем?) ..., ..., ... .
• Над глаголами укажите число.
Ответ:
(что делает?) поёт, идёт, кричит — ед. ч.
(что делают?) поют, идут, кричат — мн. ч.
(что делаю?) пою, иду, кричу — ед. ч.
(что делаем?) поём, идём, кричим — мн. ч.
80. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Объясните отгадки к загадкам.
1. Ж_вёт — л_жит, умрёт — побеж_т. (Сне_)
2. Один л_ёт, другой п_ёт, третий з_ленеет и растёт. (Дож_ь, з_мля, тр_ва)
3. З_мой молч_т, в_сной журч_т, ж_телей л_сных в_дой напоят. (Руч_и)
• Выпишите четыре глагола в единственном числе, а рядом запишите эти же глаголы во множественном числе.
Растёт — растут, …
Ответ:
1. Живёт — лежит, умрёт — побежит. (снег)
2. Один льёт, другой пьёт, третий зеленеет и растёт. (дождь, земля, трава)
3. Зимой молчат, весной журчат, жителей лесных водой напоят. (ручьи)
Живёт — живут, лежит — лежат, умрёт — умрут, побежит — побегут.
81. Прочитайте. Впишите в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.
Ножик, вилку или ложку
... в кулаке.
... тут же кошку:
Пло́шка кошки — в уголке.
Хлеб в соло́нку ...
И друг дру́жку ... .
Е. Благинина
Слова для справок: не толка́йте, не корми́те, не держи́те, не мака́йте.
• Подчеркните в словах изученные орфограммы.
• Устно составьте предложения на тему «Как не нужно вести себя за столом».
Ответ:
Ножик, вилку или ложку
Не держите в кулаке.
Не кормите тут же кошку:
Плошка кошки — в уголке.
Хлеб в солонку не макайте
И друг дружку не толкайте.
82. Прочитайте. Впишите в каждое предложение пропущенное подлежащее.
Корова мычит. ... чирикает. ... лает. ... каркает. ... работает. ... шумит.
Ответ:
Корова мычит. Воробей чирикает. Собака лает. Ворона каркает. Мотор работает. Река шумит.
83. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Определите тему стихотворения.
• Какие сравнения использует автор?
• Подчеркните глаголы, которые отвечают на вопрос что сделает?
Ответ:
Тема: гром и молния.
Ходит-бродит в облаках
Гром в огромных сапогах.
Громыхнёт и притаится...
Огнехвостая лисица
Вспыхнет, полыхнёт хвостом!
84. Прочитайте. На какую тему можно составить рассказ, употребив в нём данные глаголы? Составьте такой рассказ.
Появилась, загромыхал, пронёсся, закачались, упали, сверкнула, ударил, хлынул, спрятались.
• Запишите заголовок и составленный текст.
Ответ:
Гроза
Из-за леса показалась чёрная туча. Пронёсся пыльный ветер. Закачались деревья. На землю упали крупные капли. Где-то высоко ударил гром. Хлынул ливень. Все птицы и насекомые попрятались, только ужи валялись в мокрой траве.
85. Прочитайте. Запишите данные глаголы в других формах по образцу.
Что делать? |
Что делает? |
Что делал? |
крича́ть |
кричи́т |
крича́л |
звони́ть |
||
смеши́ть |
||
пища́ть |
• Подчеркните изученные орфограммы. Обозначьте в словах ударение.
Ответ:
Что делать? |
Что делает? |
Что делал? |
кричать |
кричит |
кричал |
звонить |
звонит |
звонил |
смешить |
смешит |
смешил |
пищать |
пищит |
пищал |
86. Прочитайте скороговорку Л. Сухина.
С но́са на но́с перено́сица
не перено́сится...
• Какие слова произносятся одинаково? Укажите над этими словами, какими частями речи они являются.
Ответ:
С носа на нос переносица (сущ.)
не переносится (гл.)...
87. Прочитайте начало пословиц и варианты их продолжения. Запишите пословицы правильно.
1. Любишь кататься — люби и ... (билет покупать; саночки возить).
2. Лес рубят — ... (щепки летят; ветки шумят).
Ответ:
1. Любишь кататься — люби и саночки возить.
2. Лес рубят — щепки летят.
88. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенные слова.
Глагол — это часть ..., которая обозначает ... и отвечает на вопросы
Ответ:
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
89. Прочитайте стихи Н. Разговорова.
...
Самосвал уроки учит.
Снеговик в углу мяучит.
Светофор на солнце тает.
Пастушок на кошку лает.
Шахматист горит без дыма.
Паучок поймал нали́ма.
Рыболов залез на сноп.
Рыжий кот наморщил лоб.
Ученик привёз песок.
Фокстерье́р дуди́т в рожо́к.
Это что за ералаш?
• Почему вы улыбнулись? Может ли быть такое в жизни? Соедините линиями части предложений так, чтобы они соответствовали тому, что бывает в жизни.
• Какое предложение может быть заголовком к этому стихотворению. Запишите заголовок.
• Подчеркните в предложениях глаголы, которые отвечают на вопрос что сделал?
Ответ:
Ералаш
(что сделал?) поймал, залез, наморщил, привёз.