Рабочая тетрадь - Русский язык 2 класс Часть I, II - В. П. Канакина 2012

Часть 2
Части речи
Имя прилагательное

90. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Впишите в загадки подходящие по смыслу имена прилагательные.

1. На л_сной полянке красуется Татьянка — ... сарафан, ... крапинки. (3_мл_ника)

2. ... девица сидит в т_мнице, а ... к_са на ул_це. (М_рковь)

3. Стоит Алёна, платок ..., ... стан, ... сарафан. (Б_рёз_)

Слова для справок: красная, зелёная, белые, зелёный, белый, алый, тонкий.

• Укажите стрелкой с каким именем существительным связано по смыслу каждое имя прилагательное.

Ответ:

91. Прочитайте. Подберите к каждому имени существительному имя прилагательное на тему «Весна». Запишите.

Небо (какое?) ..., облака (какие?) ..., солнце (какое?) ..., ветер (какой?) ..., погода (какая?) ... .

Ответ:

Небо (какое?) ясное, облака (какие?) лёгкие, солнце (какое?) жаркое, ветер (какой?) свежий, погода (какая?) тёплая.

92. Прочитайте. Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные. Запишите.

• Обозначьте стрелкой связь имени прилагательного с именем существительным. Над стрелкой запишите вопрос, на который отвечает имя прилагательное (какой? какая? какое? какие?).

Ответ:

Грецкий (<— какой?) орех, душистая (<— какая?) сирень, большое (<—какое?) яблоко, любимая (<— какая?) книга, зимнее (<— какое?) пальто, сочные (<— какие?) ягоды, косолапый (<— какой?) медведь.

93. Прочитайте. Подчеркните волнистой линией слова — имена прилагательные. Составьте из данных слов три предложения. Запишите их.

Светит, снег, яркое, тает, сосульки, плачут, мартовский, длинные, солнышко.

• Подчеркните в каждом предложении грамматическую основу.

Ответ:

94. Прочитайте. Соедините линиями имена прилагательные, противоположные по значению (антонимы).

Ответ:

Белый — чёрный, сладкий — горький, низкий — высокий, лёгкий — тяжёлый, глухой — звонкий, тихий — громкий, острый — тупой, сухой — влажный.

95. Прочитайте. Дополните предложения противоположными по смыслу именами прилагательными из упр. 94.

Ответ:

Пух лёгкий, а камень тяжёлый. Воздух бывает сухим и влажным.

96. Прочитайте. Составьте загадку о ландыше. Запишите её.

• С чем сравниваются цветки и стебель ландыша? А что ещё напоминает этот цветок? Придумайте свою загадку о ландыше.

Ответ:

Беленькие горошки на зелёной ножке.

97. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.

Уж верба вся пуш_стая

Раскинулась кругом;

Опять в_сна душ_стая

Повеяла крылом.

А. Фет

• Как автор сказал о вербе и о весне?

• Выпишите словосочетания, которые состоят из имени существительного и имени прилагательного.

Ответ:

Уж верба вся пушистая

Раскинулась кругом;

Опять весна душистая

Повеяла крылом.

Верба пушистая, весна душистая.

98. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подберите к каждому имени прилагательному однокоренное имя существительное. Запишите его.

• Выделите корень в каждом слове.

• Докажите, что вы правильно выполнили задания.

Ответ:

99. Прочитайте. Распределите имена прилагательные на три группы по вопросам.

Золотой, жаркое, маленькая, лимонный, тёплое, небольшая, жёлтый, знойное, крошечная.

(Какой?) ...

(Какая?) ...

(Какое?) ...

• Запишите. Докажите, что в каждой строке вы записали синонимы.

• Составьте предложение с любым именем прилагательным. Запишите его.

Ответ:

(Какой?) золотой, лимонный, жёлтый.

(Какая?) маленькая, небольшая, крошечная.

(Какое?) жаркое, тёплое, знойное.

Знойное лето высушило в степи травы и мелкие ручейки.

100. Прочитайте. Подберите к данным именам существительным подходящие по смыслу имена прилагательные.

Улицы (какие?) широкие,

лиса (...) ...,

молоко (...) ...,

ёжик (...) ... .

• Запишите составленные словосочетания. В скобках ставьте вопрос, на который отвечает каждое имя прилагательное.

Ответ:

Улицы (какие?) широкие, лиса (какая?) хитрая, молоко (какое?) свежее, ёжик (какой?) колючий.

101. Прочитайте. Вставьте пропущенные слова в предложение-определение.

Имя прилагательное — это часть ..., которая обозначает ... и отвечает на вопросы ... .

Ответ:

Имя прилагательное — это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

102. Прочитайте. Вставьте в слова пропущенные буквы. Впишите в предложения подходящие по смыслу имена прилагательные.

В л_су на солнечной п_лянке расцв_ли ... гвоздика, ... р_машка, ... к_локольчик.

На брегу руч_я распустились ... незабудки и ... лютики.

• Подчеркните имена прилагательные, которые употреблены во множественном числе.

Ответ:

В лесу на солнечной полянке расцвели алая гвоздика, белая ромашка, синий колокольчик. На берегу ручья распустились голубые незабудки и жёлтые лютики.

103. Рассмотрите рисунки.

• Выберите любой рисунок для составления описательного текста. Какие имена прилагательные вы употребите, чтобы описать предмет?

• Запишите составленный текст.

Ответ:

Радуга

Отгрохотали последние раскаты грома. Гроза ушла за далёкий лес и там продолжала шуметь и поливать. А в ясном небе заиграло лучами яркое солнце. Через всё небо от края деревни до речки коромыслом выгнулась радуга. Ни догнать её, ни потрогать, ни прогуляться по ней никому ещё не удавалось!

104. Прочитайте. Соедините линией название части речи и её значение (что обозначает часть речи).

• На какие вопросы отвечает каждая из данных частей речи?

Ответ:

Имя существительное — предмет (кто? что?)

Имя прилагательное — признак предмета (какой? какая? какое? какие?)

Глагол — действие предмета (что делать? что сделать?)