КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс - О. Е. Курлыгина 2018
Лексическое значение слова. Части речи
1. Прочитай стихи из книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». В первом четверостишии подчеркни слова с понятным лексическим значением, а во втором — «ненастоящие» слова.
1) Было супно. Кругтелся, винтясь по земле,
Склипких козей царапистый рой.
Тихо мисиков стайка грустела во мгле.
Зеленавки хрющали порой.
2) И пока предавался он думам своим,
Верлиока вдруг из лесу — шасть!
Из смотрил его — жар, из дышил его — дым,
И, пыхтя, раздыряется пасть.
(Перевод Т. Щепкиной-Куперник)
2. Прочитай стихи В. Д. Берестова. Впиши подходящие по смыслу слова.
Но только осень настаёт,
Меня он за руку берёт.
И снова в дождик и в метель
Со мной шагает мой ... .
... в пенале мается,
Но зато он не ломается.
... в тесноте находится,
Но зато легко находится.
Над бумажным над листом
Машет ... хвостом.
И не просто машет,
А бумагу мажет.
... мой, циркач лихой!
Чертит круг одной ногой.
Что называют вписанные слова? Отметь ✔ верные ответы.
□ школьные принадлежности
□ игрушки
□ предметы
□ признаки предметов
3. Прочитай лексические значения и запиши слова, которые им соответствуют.
1) Автор стихотворных произведений — ...
2) Четвёртый день недели — ...
3) Утренний приём пищи — ...
4) Главный город любого государства — ...
5) Сторона света, где восходит солнце — ...
Обозначь в записанных словах ударение, подчеркни известные тебе орфограммы.
4. Подбери к данным словам синонимы.
Воин — ...,
прочный — ...,
великан — ...,
смелость — ...,
весело — ...,
лётчик — ...,
размышлять — ...
5. Подбери к данным словам антонимы.
Будущее — ...,
вперёд — ...,
прямой — ...,
потерять — ...,
богатый — ...,
сила — ...,
раньше — ....
6. Исправь ошибки в пословицах. Зачеркни и замени неверно употреблённые слова.
Шила в коробке не утаишь.
За двумя комарами погонишься, ни одного не поймаешь.
Как волка ни корми, он всё в тарелку смотрит.
Слово — не горох, вылетит — не соберёшь.
Друг познаётся в подсказке.
7*. Отгадай лингвистические загадки о частях речи.
1) Отвечает на вопросы кто? и что?, но не имя существительное.
2) Называет действие предмета, но отвечает на вопрос что?
3) Называет признак предмета, но не имя прилагательное.
4) Называет действие предмета и отвечает на вопрос что делать?
8. Выпиши из предложений имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.
Одна голова — хорошо, а две головы — лучше. Семь бед — один ответ. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Первый блин всегда комом. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. На дворе много скота: три собаки да два кота. Обещанного три года ждут.
9*. Прочитай слова, вставь пропущенные буквы. В скобках кратко укажи часть речи каждого слова. Подбери однокоренное слово — другую часть речи. Обозначь корни.
Ф...милия (...) — ...,
инт...рес...ный (...) — ...,
ж...лать (...) — ...,
...бед (...) — ...
пять (...) — ...,
ч...вство (...) — ...,
п...роша (...) — ...
10. Спиши текст, выбирая нужные буквы и раскрывая скобки.
(В)ру(с/сс)ких л(и/е)сах ж(и/е)вут с(а/о)л(а/о)в(?)и. В(е/и)сной ч(а/я)сто можно (у)слышать с(а/о)л(а/о)в(?)- иные трели. Летом (в)гнёздах по(я/е)вляются с(а/о)- л(а/о)в(?)ята. Весь день л(е/и)тают р(о/а)дители и ищ(ю/у)т жуч(?)ков птен(?)чикам.
Выпиши из текста группу однокоренных слов, обозначь в них корень.
Автор: О. Е. Курлыгина