КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 3 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Лексическое значение слова. Части речи

1. Прочитай стихи из книги Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес». В первом четверостишии подчеркни слова с понятным лексическим значением, а во втором — «ненастоящие» слова.

1) Было супно. Кругтелся, винтясь по земле,

  Склипких козей царапистый рой.

  Тихо мисиков стайка грустела во мгле.

  Зеленавки хрющали порой.

2) И пока предавался он думам своим,

  Верлиока вдруг из лесу — шасть!

  Из смотрил его — жар, из дышил его — дым,

  И, пыхтя, раздыряется пасть.

  (Перевод Т. Щепкиной-Куперник)

2. Прочитай стихи В. Д. Берестова. Впиши подходящие по смыслу слова.

Но только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.

И снова в дождик и в метель

Со мной шагает мой ... .

... в пенале мается,

Но зато он не ломается.

... в тесноте находится,

Но зато легко находится.

Над бумажным над листом

Машет ... хвостом.

И не просто машет,

А бумагу мажет.

... мой, циркач лихой!

Чертит круг одной ногой.

Что называют вписанные слова? Отметь ✔ верные ответы.

□ школьные принадлежности

□ игрушки

□ предметы

□ признаки предметов

3. Прочитай лексические значения и запиши слова, которые им соответствуют.

1) Автор стихотворных произведений — ...

2) Четвёртый день недели — ...

3) Утренний приём пищи — ...

4) Главный город любого государства — ...

5) Сторона света, где восходит солнце — ...

Обозначь в записанных словах ударение, подчеркни известные тебе орфограммы.

4. Подбери к данным словам синонимы.

Воин — ...,

прочный — ...,

великан — ...,

смелость — ...,

весело — ...,

лётчик — ...,

размышлять — ...

5. Подбери к данным словам антонимы.

Будущее — ...,

вперёд — ...,

прямой — ...,

потерять — ...,

богатый — ...,

сила — ...,

раньше — ....

6. Исправь ошибки в пословицах. Зачеркни и замени неверно употреблённые слова.

Шила в коробке не утаишь.

За двумя комарами погонишься, ни одного не поймаешь.

Как волка ни корми, он всё в тарелку смотрит.

Слово — не горох, вылетит — не соберёшь.

Друг познаётся в подсказке.

7*. Отгадай лингвистические загадки о частях речи.

1) Отвечает на вопросы кто? и что?, но не имя существительное.

2) Называет действие предмета, но отвечает на вопрос что?

3) Называет признак предмета, но не имя прилагательное.

4) Называет действие предмета и отвечает на вопрос что делать?

8. Выпиши из предложений имена числительные вместе с именами существительными, с которыми они связаны.

Одна голова — хорошо, а две головы — лучше. Семь бед — один ответ. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Первый блин всегда комом. За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь. На дворе много скота: три собаки да два кота. Обещанного три года ждут.

9*. Прочитай слова, вставь пропущенные буквы. В скобках кратко укажи часть речи каждого слова. Подбери однокоренное слово — другую часть речи. Обозначь корни.

Ф...милия (...) — ...,

инт...рес...ный (...) — ...,

ж...лать (...) — ...,

...бед (...) — ...

пять (...) — ...,

ч...вство (...) — ...,

п...роша (...) — ...

10. Спиши текст, выбирая нужные буквы и раскрывая скобки.

(В)ру(с/сс)ких л(и/е)сах ж(и/е)вут с(а/о)л(а/о)в(?)и. В(е/и)сной ч(а/я)сто можно (у)слышать с(а/о)л(а/о)в(?)- иные трели. Летом (в)гнёздах по(я/е)вляются с(а/о)- л(а/о)в(?)ята. Весь день л(е/и)тают р(о/а)дители и ищ(ю/у)т жуч(?)ков птен(?)чикам.

Выпиши из текста группу однокоренных слов, обозначь в них корень.

Автор: О. Е. Курлыгина