Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 - О. Н. Крылова 2016


Состав слова

Вариант 1

Задание 1. Восстанови высказывание.

Корень — это главная часть слова, в которой заключено ... .

Приставка — это часть слова, которая находится ... и служит для ... .

Ответ:

Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Приставка — это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.

Задание 2. Прочитай. Выпиши слова с одинаковыми суффиксами. Обозначь суффиксы.

Там котик усатый

По садику бродит,

А козлик рогатый

За котиком ходит.

     (В. Жуковский)

Ответ:

Котик (ик — суффикс), садику, козлик, котиком.

Задание 3. Определи границы предложений. Спиши предложения с однокоренными словами. Разбери по составу однокоренные слова.

Наступила осень поредела на берёзах листва сиротливо качается на голом стволе скворечник вдруг прилетели два скворца скворчиха скользнула в скворечник птицы прощались с домиком.

(По В. Бианки)

Ответ:

Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе скворечник (сквореч — корень, ник — суффикс, нул. окончание, скворечник — основа слова). Вдруг прилетели два скворца (скворц — корень, а — окончание, скворц — основа слова). Скворчиха (скворч — корень, их — суффикс, а — окончание, скворчих — основа слова) скользнула в скворечник (сквореч — корень, ник — суффикс, нул. окончание, скворечник — основа слова). Птицы прощались с домиком.

Задание 4. Составь и запиши слова в соответствии со схемами.

Ответ:

-Клён- (корень) — кленовый (клен — корень, ов — суффикс, ый — окончание, кленов — основа слова)

-цирк- — цирковой (цирк — корень, ов — суффикс, ой — окончание, цирков — основа слова)

-ласк- — ласковый (ласк — корень, ов — суффикс, ый — окончание, ласков — основа слова)

-малин- — малиновый (малин — корень, ов — суффикс, ый — окончание, малинов — основа слова)

-пух- — пуховой (пух — корень, ов — суффикс, ой — окончание, пухов — основа слова)

Задание 5. Впиши пропущенные в словах суффиксы. Запиши слова по группам.

Кот_, бараш_, кружоч_, винт_, куст_, кирпич_.

Ответ:

-ик-: котик, винтик, кустик, кирпичик.

-ек-: барашек, кружочек,

Задание 6. Составь и запиши словосочетания. Обозначь суффикс, с помощью которого было образовано новое слово.

(лимон) сок — ...

(осень) ветерок — ...

(дети) сад — ...

(гриб) дождик — ...

Ответ:

(лимон) сок — лимонный (н — суффикс) сок

(осень) ветерок — осенний ветерок

(дети) сад — детский сад

(гриб) дождик — грибной дождик

Вариант 2

Задание 1. Восстанови высказывание.

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования ... и ... в предложении.

Суффикс — это часть слова, которая находится после ... и служит для ... .

Ответ:

Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении.

Суффикс — это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Задание 2. Прочитай. Выпиши слова с одинаковыми суффиксами.

Только вдруг из-за кусточка,

Из-за синего лесочка

Из-за дальних из полей

Прилетает воробей.

   (К. Чуковский)

Ответ:

Кусточка (очк — суффикс), лесочка.

Задание 3. Определи границы предложений. Спиши предложения с однокоренными словами. Разбери по составу однокоренные слова.

Я потерял дорогу домой вдруг я увидел пчелиный рой пчёлы брали с цветков сладкий сок потом они скрылись за березняком я отправился за пчёлками так я выбрался на дорогу путь к дому мне указали пчёлы.

(По Э. Шиму)

Ответ:

Я потерял дорогу домой. Вдруг я увидел пчелиный (пчел — корень, ин — суффикс, ый — окончание, пчелин — основа слова) рой. Пчёлы (пчёл — корень, ы — окончание, пчёл — основа слова) брали с цветков сладкий сок. Потом они скрылись за березняком. Я отправился за пчёлками (пчёл — корень, к — суффикс, ами — окончание, пчёлк — основа слова). Так я выбрался на дорогу. Путь к дому мне указали пчёлы (пчёл — корень, ы — окончание, пчёл — основа слова).

Задание 4. Составь и запиши слова в соответствии со схемами.

Ответ:

-фрукт- — фруктовый (фрукт — корень, ов — суффикс, ый — окончание, фруктов — основа слова)

-сосн- — сосновый (сосн — корень, ов — суффикс, ый — окончание, соснов — основа слова)

-лёд- — ледовый (лед — корень, ов — суффикс, ый — окончание, ледов — основа слова)

-рис- — рисовый (рис — корень, ов — суффикс, ый — окончание, рисов — основа слова)

-рябин- — рябиновый (рябин — корень, ов — суффикс, ый — окончание, рябинов — основа слова).

Задание 5. Впиши пропущенные в словах суффиксы. Запиши слова по группам.

Сухар_, ящич_, платоч_, двор_, осл_, сыноч_.

Ответ:

-ик-: сухарик, дворик, ослик.

-ек-: ящичек, платочек, сыночек.

Задание 6. Составь и запиши словосочетания. Обозначь суффикс, с помощью которого было образовано новое слово.

(туман) утро — ...

(бумага) конверт — ...

(весна) цветок — ...

(блин) мука — ...

Ответ:

(туман) утро — туманное (н — суффикс) утро

(бумага) конверт — бумажный конверт

(весна) цветок — весенний цветок

(блин) мука — блинная мука.