Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 - О. Н. Крылова 2016
Состав слова
Вариант 1
Задание 1. Восстанови высказывание.
Корень — это главная часть слова, в которой заключено ... .
Приставка — это часть слова, которая находится ... и служит для ... .
Ответ:
Корень — это главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.
Приставка — это часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов.
Задание 2. Прочитай. Выпиши слова с одинаковыми суффиксами. Обозначь суффиксы.
Там котик усатый
По садику бродит,
А козлик рогатый
За котиком ходит.
(В. Жуковский)
Ответ:
Котик (ик — суффикс), садику, козлик, котиком.
Задание 3. Определи границы предложений. Спиши предложения с однокоренными словами. Разбери по составу однокоренные слова.
Наступила осень поредела на берёзах листва сиротливо качается на голом стволе скворечник вдруг прилетели два скворца скворчиха скользнула в скворечник птицы прощались с домиком.
(По В. Бианки)
Ответ:
Наступила осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голом стволе скворечник (сквореч — корень, ник — суффикс, нул. окончание, скворечник — основа слова). Вдруг прилетели два скворца (скворц — корень, а — окончание, скворц — основа слова). Скворчиха (скворч — корень, их — суффикс, а — окончание, скворчих — основа слова) скользнула в скворечник (сквореч — корень, ник — суффикс, нул. окончание, скворечник — основа слова). Птицы прощались с домиком.
Задание 4. Составь и запиши слова в соответствии со схемами.
Ответ:
-Клён- (корень) — кленовый (клен — корень, ов — суффикс, ый — окончание, кленов — основа слова)
-цирк- — цирковой (цирк — корень, ов — суффикс, ой — окончание, цирков — основа слова)
-ласк- — ласковый (ласк — корень, ов — суффикс, ый — окончание, ласков — основа слова)
-малин- — малиновый (малин — корень, ов — суффикс, ый — окончание, малинов — основа слова)
-пух- — пуховой (пух — корень, ов — суффикс, ой — окончание, пухов — основа слова)
Задание 5. Впиши пропущенные в словах суффиксы. Запиши слова по группам.
Кот_, бараш_, кружоч_, винт_, куст_, кирпич_.
Ответ:
-ик-: котик, винтик, кустик, кирпичик.
-ек-: барашек, кружочек,
Задание 6. Составь и запиши словосочетания. Обозначь суффикс, с помощью которого было образовано новое слово.
(лимон) сок — ...
(осень) ветерок — ...
(дети) сад — ...
(гриб) дождик — ...
Ответ:
(лимон) сок — лимонный (н — суффикс) сок
(осень) ветерок — осенний ветерок
(дети) сад — детский сад
(гриб) дождик — грибной дождик
Вариант 2
Задание 1. Восстанови высказывание.
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования ... и ... в предложении.
Суффикс — это часть слова, которая находится после ... и служит для ... .
Ответ:
Окончание — это изменяемая часть слова, которая служит для образования формы слова и связи слов в предложении.
Суффикс — это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.
Задание 2. Прочитай. Выпиши слова с одинаковыми суффиксами.
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка
Из-за дальних из полей
Прилетает воробей.
(К. Чуковский)
Ответ:
Кусточка (очк — суффикс), лесочка.
Задание 3. Определи границы предложений. Спиши предложения с однокоренными словами. Разбери по составу однокоренные слова.
Я потерял дорогу домой вдруг я увидел пчелиный рой пчёлы брали с цветков сладкий сок потом они скрылись за березняком я отправился за пчёлками так я выбрался на дорогу путь к дому мне указали пчёлы.
(По Э. Шиму)
Ответ:
Я потерял дорогу домой. Вдруг я увидел пчелиный (пчел — корень, ин — суффикс, ый — окончание, пчелин — основа слова) рой. Пчёлы (пчёл — корень, ы — окончание, пчёл — основа слова) брали с цветков сладкий сок. Потом они скрылись за березняком. Я отправился за пчёлками (пчёл — корень, к — суффикс, ами — окончание, пчёлк — основа слова). Так я выбрался на дорогу. Путь к дому мне указали пчёлы (пчёл — корень, ы — окончание, пчёл — основа слова).
Задание 4. Составь и запиши слова в соответствии со схемами.
Ответ:
-фрукт- — фруктовый (фрукт — корень, ов — суффикс, ый — окончание, фруктов — основа слова)
-сосн- — сосновый (сосн — корень, ов — суффикс, ый — окончание, соснов — основа слова)
-лёд- — ледовый (лед — корень, ов — суффикс, ый — окончание, ледов — основа слова)
-рис- — рисовый (рис — корень, ов — суффикс, ый — окончание, рисов — основа слова)
-рябин- — рябиновый (рябин — корень, ов — суффикс, ый — окончание, рябинов — основа слова).
Задание 5. Впиши пропущенные в словах суффиксы. Запиши слова по группам.
Сухар_, ящич_, платоч_, двор_, осл_, сыноч_.
Ответ:
-ик-: сухарик, дворик, ослик.
-ек-: ящичек, платочек, сыночек.
Задание 6. Составь и запиши словосочетания. Обозначь суффикс, с помощью которого было образовано новое слово.
(туман) утро — ...
(бумага) конверт — ...
(весна) цветок — ...
(блин) мука — ...
Ответ:
(туман) утро — туманное (н — суффикс) утро
(бумага) конверт — бумажный конверт
(весна) цветок — весенний цветок
(блин) мука — блинная мука.