Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 2 - О. Н. Крылова 2016
Правописание слов с безударными гласными
Вариант 1
Задание 1. Укажи, как нельзя проверить безударный гласный в корне слова.
□ изменить форму слова так, чтобы безударный гласный оказался под ударением
□ подобрать такое проверочное слово, в котором гласный звук произносится отчётливо
□ определить количество слогов в слове
Ответ:
подобрать такое проверочное слово, в котором гласный звук произносится отчётливо
определить количество слогов в слове
Задание 2. Впиши в названия сказок пропущенные буквы. Подчеркни только те слова, которые являются проверочными.
«3_мовье» (зима, зимушка, зимовать, зимний, зимородок).
«Ц_ревна-Лягушка» (царица, царь, царство, царский, царствовать, царевич, царевна).
Ответ:
«3имовье» (зимушка, зимний)
«Царевна-Лягушка» (царь, царство, царский, царствовать)
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.
_вился, по_вился, _вление, объ_вление — ...
цв_тущий, цв_тной, цв_тение, цв_тник — ...
стр_ла, стр_лок, выстр_л, застр_лить — ...
Ответ:
Явился, появился, явление, объявление — (он) явится
цветущий, цветной, цветение, цветник — цвет
стрела, стрелок, выстрел, застрелить — стрелы
Задание 4. Впиши безударную гласную.
В глуши л_сной, в глуши з_лёной,
Всегда в т_нистой и сырой,
В крутом овраге под г_рой
Бьёт из к_мней родник студёный:
Кипит, играет и сп_шит,
Крутясь, хрустальными клубами,
И под в_твистыми дубами
Ст_клом расплавленным бежит.
(И. Бунин)
Ответ:
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда в тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь, хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
Задание 5. Выпиши слова, в которых пропущена буква о.
В_лчата, г_лчата, б_льной, с_сновый, к_злята, п_рник, с_лёный, з_йчата, н_чник, т_йник.
Ответ:
Волчата, больной, сосновый, козлята, солёный, ночник.
Задание 6. Спиши текст, раскрывая скобки.
Как з(е, и)лёное пламя, вспыхнула берёза в (е, и)ловом л(е, и)су, и в(е, и)терок уже заиграл всеми л(е, и)сточками и будет играть всю в(е, и)сну, всё лето и ос(е, и)нь, пока всё не сорвёт и не останется берёза опять (а, о)динёшенька со св(а, о)ими голыми прутиками.
(По М. Пришвину)
Ответ:
Как зелёное пламя, вспыхнула берёза в еловом лесу, и ветерок уже заиграл всеми листочками и будет играть всю весну, всё лето и осень, пока всё не сорвёт и не останется берёза опять одинёшенька со своими голыми прутиками.
Вариант 2
Задание 1. Укажи, как нельзя проверить безударный гласный в корне слова.
□ изменить форму слова так, чтобы безударный гласный оказался под ударением
□ разделить слова на слоги для переноса
□ подобрать такое проверочное слово, в котором гласный звук произносится отчётливо
Ответ:
разделить слова на слоги для переноса
подобрать такое проверочное слово, в котором гласный звук произносится отчётливо
Задание 2. Впиши в названия сказок пропущенные буквы. Подчеркни только те слова, которые являются проверочными.
«Волк и семеро к_злят» (коза, козёл, козлик, козлиный, козочка).
«Св_нопас» (свинья, свинка, насвинячить, свинство, свинарник, свинина).
Ответ:
«Волк и семеро козлят» (козлик, козочка)
«Свинопас» (свинка, свинство)
Задание 3. Вставь пропущенные буквы. Запиши проверочные слова.
насл_дил, высл_дил, сл_допыт, просл_дить — ...
т_мнота, ст_мнело, зат_мнение — ...
р_бина, р_бой, зар_било, р_бит — ...
Ответ:
наследил, выследил, следопыт, проследить — след
темнота, стемнело, затемнение — темень
рябина, рябой, зарябило, рябит — рябь
Задание 4. Впиши безударную гласную.
На лугу у той дорожки,
Что б_жит к нам прямо в дом,
Рос цв_ток на длинной ножке —
Белый с жёлтеньким гл_зком.
Я цв_ток сорвать х_тела,
Подн_сла к нему ладонь,
А пч_ла с цв_тка сл_тела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
(М. Познанская)
Ответ:
На лугу у той дорожки,
Что бежит к нам прямо в дом,
Рос цветок на длинной ножке —
Белый с жёлтеньким глазком.
Я цветок сорвать хотела,
Поднесла к нему ладонь,
А пчела с цветка слетела
И жужжит, жужжит:
«Не тронь!»
Задание 5. Выпиши слова, в которых пропущена буква я.
Пр_мой, ст_пной, пл_сать, загл_нул, кр_вой, м_сной, п_тёрка, м_чтать, т_жёлый, тр_щат.
Ответ:
Прямой, плясать, заглянул, мясной, пятёрка, тяжёлый.
Задание 6. Спиши текст, раскрывая скобки.
Долго не прих(а, о)дила з(е, и)ма, а когда пришла, на д(е, и)ревьях не осталось ни л(е, и)сточка. Порж(а, о)вели, пор(е, и)дели л(е, и)сточки у дуба и всё-таки д(е, и)ржались на ветках до самой в(е, и)сны. Как (а, о)строва прошлогодней ос(е, и)ни, ст(а, о)яли дубы среди нового в(е, с)еннего леса.
(Ю. Коваль)
Ответ:
Долго не приходила зима, а когда пришла, на деревьях не осталось ни листочка. Поржавели, поредели листочки у дуба и всё-таки держались на ветках до самой весны. Как острова прошлогодней осени, стояли дубы среди нового весеннего леса.