Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 2 - О. Н. Крылова 2016
Правописание слов с глухими и звонкими согласными
Вариант 1
Задание 1. Закончи высказывание.
Чтобы проверить написание парных глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы ...
Ответ:
Чтобы проверить написание парных глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стоял гласный.
Задание 2. Впиши пропущенные буквы. Запиши рядом проверочные слова.
у_кая доро_ка — ...
ги_кая берё_ка — ...
зага_ка об улы_ке — ...
коро_кая ю_ка — ...
Ответ:
узкая дорожка — узенькая, дороженька
гибкая берёзка — гибок, берёза
загадка об улыбке — загадать, улыбаться
короткая юбка — коротенькая, юбочка.
Задание 3. Подбери к данным словам однокоренные слова так, чтобы в каждом из них был парный по глухости-звонкости согласный звук либо на конце, либо перед согласным в середине слова.
мягкость — ...
указывать — ...
жиденький — ...
заморочить — ...
сказочка — ...
Ответ:
мягкость — мягкий
указывать — указка
жиденький — жидкий
заморочить — мороз
сказочка — сказка
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Мыши не могут пробраться к дере_цам (...). А которая выскочит наружу, ту в два счёта загоняет обратно моро_ (...).
Ещё приходят к нам в са_ (...) вредители зайцы. А мы и от них нашли защиту: обвязали все деревья соломой и колючими еловыми ве_ками (...).
(В. Бианки)
Ответ:
Мыши не могут пробраться к деревцам (дерево). А которая выскочит наружу, ту в два счёта загоняет обратно мороз (морозец).
Ещё приходят к нам в сад (сады) вредители зайцы. А мы и от них нашли защиту: обвязали все деревья соломой и колючими еловыми ветками (веточка).
Задание 5. Прочитай. Выпиши слова с парной согласной в конце слова. Запиши рядом проверочные слова.
Снег летел, летел издалека
И на землю падать стал устало.
Вот и стала Белая река,
Да на самом деле белой-белой стала.
А когда начнётся ледоход
И вода поднимется немного,
Вот разбитый лёд, на льдинах поплывёт
В край далёкий зимняя дорога.
(М. Садовский)
Ответ:
Снег — снега, ледоход — ходить, лёд — льды.
Задание 6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
У нас есть са_. Рядом растёт берё_ка. Мы слышим голо_ куку_ки. Вечером к нам пришёл гос_ь. Сосе_ принёс большой арбу_. Мама взяла но_ и нарезала его дольками. Арбу_ был сла_кий и сочный. Все ели арбу_. Хоро_ он на вкус!
Ответ:
У нас есть сад. Рядом растёт берёзка. Мы слышим голос кукушки. Вечером к нам пришёл гость. Сосед принёс большой арбуз. Мама взяла нож и нарезала его дольками. Арбуз был сладкий и сочный. Все ели арбуз. Хорош он на вкус!
Вариант 2
Задание 1. Закончи высказывание.
Чтобы проверить парную глухую или звонкую согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы ... .
Ответ:
Чтобы проверить парную глухую или звонкую согласную в слабой позиции, надо подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный слышался чётко (стоял перед гласной).
Задание 2. Впиши пропущенные буквы. Запиши рядом проверочные слова.
сколь_кий поворо_ — ...
лё_кая похо_ка — ...
ре_кая кни_ка — ...
бли_кая подру_ка — ...
Ответ:
скользкий поворот — скользить, воротить
лёгкая походка — лёгонький, ходить
редкая книжка — проредить, книжечка
близкая подружка — близок, дружить
Задание 3. Подбери к данным словам однокоренные слова так, чтобы в них был парный по глухости- звонкости согласный звук.
разгадывать — ...
лошадочка — ...
лёгонький — ...
просить — ...
молотить — ...
Ответ:
разгадывать — загадка
лошадочка — лошадка
лёгонький — легко
просить — просьба
молотить — молотьба
Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
На зелёной ве_ке (...) тополя заливается скворец. Чего только не услышишь в песни скворца: тут и скри_ (...) колё_ (...), и кукование куку_ки (...), и кудахтанье курицы, и чириканье воробья, и даже мяуканье ко_ки (...).
(В. Флиет)
Ответ:
На зелёной ветке (веточке) тополя заливается скворец. Чего только не услышишь в песни скворца: тут и скрип (скрипеть) колёс (колёса), и кукование кукушки (кукушечка), и кудахтанье курицы, и чириканье воробья, и даже мяуканье кошки (кошечка).
Задание 5. Прочитай. Выпиши слова с парной согласной в середине слова. Запиши рядом проверочные слова.
Я росу собирал в лесу,
Я домой её несу
На ладошке и в лукошке,
На плечах и на носу.
Солнце встретилось в пути
В золотой косынке —
Мне теперь не донести
Ни одной росинки!
(С. Долженко)
Ответ:
Ладошке — ладошечка, лукошке — лукошечко.
Задание 6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.
Стоял месяц мар_. Мя_кий снег осел. Ваня побежал на пру_. Мальчик увидел прору_ь. Он ступил на тонкий лё_. Вода была студёная. Ваня замёр_ и простудился. Мама повязала мальчику на шею мохеровый шар_.
Ответ:
Стоял месяц март. Мягкий снег осел. Ваня побежал на пруд. Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лёд. Вода была студёная. Ваня замёрз и простудился. Мама повязала мальчику на шею мохеровый шарф.