Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 2 - О. Н. Крылова 2016


Правописание слов с глухими и звонкими согласными

Вариант 1

Задание 1. Закончи высказывание.

Чтобы проверить написание парных глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы ...

Ответ:

Чтобы проверить написание парных глухих и звонких согласных на конце и в середине слова, надо подобрать такое родственное слово, чтобы после этой согласной стоял гласный.

Задание 2. Впиши пропущенные буквы. Запиши ря­дом проверочные слова.

у_кая доро_ка — ...

ги_кая берё_ка — ...

зага_ка об улы_ке — ...

коро_кая ю_ка — ...

Ответ:

узкая дорожка — узенькая, дороженька

гибкая берёзка — гибок, берёза

загадка об улыбке — загадать, улыбаться

короткая юбка — коротенькая, юбочка.

Задание 3. Подбери к данным словам однокорен­ные слова так, чтобы в каждом из них был пар­ный по глухости-звонкости согласный звук либо на конце, либо перед согласным в середине слова.

мягкость — ...

указывать — ...

жиденький — ...

заморочить — ...

сказочка — ...

Ответ:

мягкость — мягкий

указывать — указка

жиденький — жидкий

заморочить — мороз

сказочка — сказка

Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Мыши не могут пробраться к дере_цам (...). А которая выскочит на­ружу, ту в два счёта загоняет обратно моро_ (...).

Ещё приходят к нам в са_ (...) вре­дители зайцы. А мы и от них нашли защиту: обвязали все деревья соломой и колючими ело­выми ве_ками (...).

(В. Бианки)

Ответ:

Мыши не могут пробраться к деревцам (дерево). А которая выскочит на­ружу, ту в два счёта загоняет обратно мороз (морозец).

Ещё приходят к нам в сад (сады) вре­дители зайцы. А мы и от них нашли защиту: обвязали все деревья соломой и колючими ело­выми ветками (веточка).

Задание 5. Прочитай. Выпиши слова с парной со­гласной в конце слова. Запиши рядом проверочные слова.

Снег летел, летел издалека

И на землю падать стал устало.

Вот и стала Белая река,

Да на самом деле белой-белой стала.

А когда начнётся ледоход

И вода поднимется немного,

Вот разбитый лёд, на льдинах поплывёт

В край далёкий зимняя дорога.

     (М. Садовский)

Ответ:

Снег — снега, ледоход — ходить, лёд — льды.

Задание 6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

У нас есть са_. Рядом растёт берё_ка. Мы слышим голо_ куку_ки. Вечером к нам пришёл гос_ь. Сосе_ принёс большой арбу_. Мама взяла но_ и нарезала его дольками. Арбу_ был сла_кий и сочный. Все ели арбу_. Хоро_ он на вкус!

Ответ:

У нас есть сад. Рядом растёт берёзка. Мы слышим голос кукушки. Вечером к нам пришёл гость. Сосед принёс большой арбуз. Мама взяла нож и нарезала его дольками. Арбуз был сладкий и сочный. Все ели арбуз. Хорош он на вкус!

Вариант 2

Задание 1. Закончи высказывание.

Чтобы проверить парную глухую или звон­кую согласную в слабой позиции, надо подо­брать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы ... .

Ответ:

Чтобы проверить парную глухую или звон­кую согласную в слабой позиции, надо подо­брать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы этот согласный слышался чётко (стоял перед гласной).

Задание 2. Впиши пропущенные буквы. Запиши ря­дом проверочные слова.

сколь_кий поворо_ — ...

лё_кая похо_ка — ...

ре_кая кни_ка — ...

бли_кая подру_ка — ...

Ответ:

скользкий поворот — скользить, воротить

лёгкая походка — лёгонький, ходить

редкая книжка — проредить, книжечка

близкая подружка — близок, дружить

Задание 3. Подбери к данным словам однокоренные слова так, чтобы в них был парный по глухости- звонкости согласный звук.

разгадывать — ...

лошадочка — ...

лёгонький — ...

просить — ...

молотить — ...

Ответ:

разгадывать — загадка

лошадочка — лошадка

лёгонький — легко

просить — просьба

молотить — молотьба

Задание 4. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

На зелёной ве_ке (...) тополя за­ливается скворец. Чего только не услышишь в песни скворца: тут и скри_ (...) колё_ (...), и кукование куку_ки (...), и кудахтанье курицы, и чи­риканье воробья, и даже мяуканье ко_ки (...).

(В. Флиет)

Ответ:

На зелёной ветке (веточке) тополя за­ливается скворец. Чего только не услышишь в песни скворца: тут и скрип (скрипеть) колёс (колёса), и кукование кукушки (кукушечка), и кудахтанье курицы, и чи­риканье воробья, и даже мяуканье кошки (кошечка).

Задание 5. Прочитай. Выпиши слова с парной со­гласной в середине слова. Запиши рядом провероч­ные слова.

Я росу собирал в лесу,

Я домой её несу

На ладошке и в лукошке,

На плечах и на носу.

Солнце встретилось в пути

В золотой косынке —

Мне теперь не донести

Ни одной росинки!

    (С. Долженко)

Ответ:

Ладошке — ладошечка, лукошке — лукошечко.

Задание 6. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы.

Стоял месяц мар_. Мя_кий снег осел. Ваня побежал на пру_. Мальчик увидел прору_ь. Он ступил на тонкий лё_. Вода была студёная. Ваня замёр_ и простудился. Мама повязала мальчику на шею мохеровый шар_.

Ответ:

Стоял месяц март. Мягкий снег осел. Ваня побежал на пруд. Мальчик увидел прорубь. Он ступил на тонкий лёд. Вода была студёная. Ваня замёрз и простудился. Мама повязала мальчику на шею мохеровый шарф.