Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 2 - О. Н. Крылова 2016


Глагол

Вариант 1

Задание 1. Восстанови высказывание.

Глаголы в форме настоящего времени обо­значают действия, которые ... .

Глаголы в форме прошедшего времени обо­значают действия, которые ... .

Глаголы в форме будущего времени обозна­чают действия, которые ... .

Ответ:

Глаголы в форме настоящего времени обо­значают действия, которые происходят на данный момент.

Глаголы в форме прошедшего времени обо­значают действия, которые уже произошли в прошлом.

Глаголы в форме будущего времени обозна­чают действия, которые произойдут, будут происходить в будущем.

Задание 2. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы единственного и множественного числа будущего времени.

Ответ:

Неопределённая форма: построить, выходить, спеть.

Будущее время:

ед. ч.: построю, построит; буду (будет) выходить; спою, споёт;

мн. ч.: построим, построят; будем (будут) выходить; споём, споют.

Задание 3. Прочитай. Подчеркни глаголы.

Плывёт кораблик в гости,

Гремит салют в порту,

И каждый вслух читает

Названье на борту.

   (Ю. Кушак)

Ответ:

Плывёт (гл.) кораблик в гости,

Гремит (гл.) салют в порту,

И каждый вслух читает (гл.)

Названье на борту.

Задание 4. Составь и запиши предложения с под­ходящими по смыслу глаголами из скобок. Глаголы употреби в прошедшем времени.

Всю ночь по окнам (стучать, барабанить) ча­стый мелкий дождик.

После выступления клоуна дети громко (хлопать, бить в ладоши, аплодировать).

Ответ:

Всю ночь по окнам барабанил ча­стый мелкий дождик.

После выступления клоуна дети громко аплодировали.

Задание 5. Выпиши из стихотворения глаголы, опре­дели их число и время.

Он сбежал у меня на глазах,

Я его провожаю в слезах.

Мы с ежом замечательно жили,

Уважали друг друга, дружили.

    (В. Берестов)

Ответ:

Сбежал (ед. ч., прош. вр.), провожаю (ед. ч., наст. вр.), жили (мн. ч., прош. вр.), уважали (мн. ч., прош. вр.), дружили (мн. ч., прош. вр.)

Задание 6. Обозначь окончания глаголов.

Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день. Утром на кустах увидишь белые цветы. Днём цветок хлопчатника розовеет, а уже к вечеру — краснеет. Потом на хлопчатнике ра­стут плоды, похожие на зелёные коробочки. В них созревает хлопок, похожий на вату.

(По А. Ивичу)

Ответ:

Хлопчатник сеют там, где много солнца. В тени он погибает. Цветёт хлопчатник один день. Утром на кустах увидишь белые цветы. Днём цветок хлопчатника розовеет, а уже к вечеру — краснеет. Потом на хлопчатнике ра­стут плоды, похожие на зелёные коробочки. В них созревает хлопок, похожий на вату.

Вариант 2

Задание 1. Восстанови высказывание.

Глагол — это часть речи, которая обозна­чает ... и отвечает на вопросы ... . Начальная форма глагола — это ... .

Ответ:

Глагол — это часть речи, которая обозна­чает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?. Начальная форма глагола — это неопределённая форма глагола, инфинитив.

Задание 2. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы единственного и множественного числа будущего времени.

Ответ:

Неопределённая форма: замолчать, созревать, бросить.

Будущее время:

ед. ч.: замолчу, замолчит; буду (будет) созревать; брошу, бросит;

мн. ч.: замолчим, замолчат; будем (будут) созревать; бросим, бросят.

Задание 3. Прочитай. Подчеркни глаголы.

Пекла кошка пирожки

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула —

На пол опрокинула.

    (Русская народная песенка)

Ответ:

Пекла (гл.) кошка пирожки

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула (гл.) —

На пол опрокинула (гл.).

Задание 4. Составь и запиши предложения с под­ходящими по смыслу глаголами из скобок. Глаголы употреби в прошедшем времени.

Снег (сверкать, блестеть, гореть) радужными искорками.

Птицы у кормушки весело (кричать, петь, щебетать).

Ответ:

Снег сверкал радужными искорками.

Птицы у кормушки весело щебетали.

Задание 5. Выпиши из стихотворения глаголы, опре­дели их число и время.

Но открытой оставили дверь,

И, сердитый, бежит ёж теперь,

Как чужой, и шипит он, и колется,

Проводил я его до околицы.

     (В. Берестов)

Ответ:

Но открытой оставили (мн. ч., прош. вр.) дверь,

И, сердитый, бежит (ед. ч., наст. вр.) ёж теперь,

Как чужой, и шипит (ед. ч., наст. вр.) он, и колется (ед. ч., наст. вр.),

Проводил (ед. ч., прош. вр.) я его до околицы.

Задание 6. Обозначь окончания глаголов.

На поляне течёт шумный ручеёк. Трава кругом зелёная, растут цветы. На цветах пчё­лы работают. Мохнатые шмели гудят. У строй­ной сосенки вьются комары. Стеной вокруг растёт дикая смородина. В смородине стоит кудрявая рябина. А под рябиной притаилась душистая малина. Часто на эту поляну прихо­дят лесные жители.

(По Е. Чарушину)

Ответ:

На поляне течёт шумный ручеёк. Трава кругом зелёная, растут цветы. На цветах пчё­лы работают. Мохнатые шмели гудят. У строй­ной сосенки вьются комары. Стеной вокруг растёт дикая смородина. В смородине стоит кудрявая рябина. А под рябиной притаилась душистая малина. Часто на эту поляну прихо­дят лесные жители.