Самостоятельные работы по русскому языку 3 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020
Итоговая проверочная работа
Вариант 1
Прочитай отрывок из книги «Малыш и Карлсон» шведской писательницы Астрид Линдгрен. Выполни задания.
...
...Во всём доме есть только одно не совсем обыкновенное существо — Карлсон, который живёт на крыше. Да, он живёт на крыше, и одно это уже необыкновенно. Быть может, в других городах дело обстоит иначе, но в Стокгольме почти никогда не случается, чтобы кто-нибудь жил на крыше, да ещё в отдельном маленьком домике. А вот Карлсон, представьте себе, живёт именно там.
Карлсон — это маленький толстенький самоуверенный человечек, и к тому же он умеет летать. На самолётах и вертолётах летать могут все, а вот Карлсон умеет летать сам по себе...
Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше. По вечерам он сидит на крылечке, покуривает трубку да глядит на звёзды. С крыши, разумеется,
звёзды видны лучше, чем из окон, и поэтому можно только удивляться, что так мало людей живёт на крышах. Должно быть, другие жильцы просто не догадываются поселиться на крыше. Ведь они не знают, что у Карлсона там свой домик, потому что домик этот спрятан за большой дымовой трубой. И вообще, станут ли взрослые обращать внимание на какой- то там крошечный домик, даже если и споткнутся о него?
Как-то раз один трубочист вдруг увидел домик Карлсона. Он очень удивился и сказал самому себе: — Странно... Домик?.. Не может быть! На крыше стоит маленький домик? Как он мог здесь оказаться?
Затем трубочист полез в трубу, забыл про домик и уж никогда больше о нём не вспоминал... Грустно, если некому крикнуть: «Привет, Карлсон!», когда ты пролетаешь мимо.
1*. Определи тему отрывка. Придумай к нему заглавие. Запиши заглавие на линии перед текстом.
Посчитай количество частей в тексте. Запиши цифрой.
О каком виде речи говорится в четвёртой части? Запиши.
Ответ:
Тема — жилище Карлсона.
Заголовок «Домик Карлсона».
5 частей.
Говорение.
2. В третьей части найди простое предложение с однородными членами. Спиши.
Подчеркни в нём грамматическую основу.
Над однородными членами поставь знак «о».
Распредели слова этого предложения по частям речи. Запиши слова в таблицу.
Части речи |
Слова |
Имя существительное |
|
Имя прилагательное |
|
Глагол |
|
Имя числительное |
|
Предлог |
|
Местоимение |
|
Союз |
Ответ:
Части речи |
Слова |
Имя существительное |
вечерам, крылечке, трубку, звёзды |
Имя прилагательное |
— |
Глагол |
сидит, покуривает, глядит |
Имя числительное |
— |
Предлог |
по, на, на |
Местоимение |
он |
Союз |
да |
3. Найди в тексте слово, которым можно заменить фразеологизм кот наплакал. Выпиши его.
Кот наплакал — ...
Найди в тексте синонимы. Выпиши.
Найди в тексте антоним к слову всегда. Выпиши его.
Всегда — ...
Выпиши из последнего предложения однокоренные слова. Выдели в них корни. Сложное слово подчеркни.
Как ты думаешь, что обозначает слово самоуверенный? Запиши.
Самоуверенный — это ...
Ответ:
Кот наплакал — мало.
Маленький — крошечный.
Всегда — никогда.
Самоуверенный — это такой человек, который переоценивает свои силы и возможности.
4. В четвёртой части найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово. Запиши количество звуков и букв в этом слове.
... — ... зв., ... б.
Ответ:
4 имени существительных.
Очень — 4 зв., 5 б.
5. В первом предложении посчитай количество имён существительных, запиши цифрой.
В первой части найди неодушевлённое имя существительное, которое может употребляться только в единственном числе. Выпиши его, не изменяя форму. Определи род и падеж.
... — ... р., ... п.
Ответ:
(В) Стокгольме — м. р., П. п.
6. Прочитай предложение. Выпиши имя прилагательное, определи его грамматические признаки.
Карлсону прекрасно живётся в маленьком домике на крыше.
... (... р., ... ч., ... п.)
Ответ:
(В) маленьком (м. р., ед. ч., П. п.).
7. Из последней части выпиши местоимение, определи его грамматические признаки.
... (... л., ... ч., ... п.)
Ответ:
(О) нём (3-е л., ед. ч., П. п.).
Ты (2-е л., ед. ч., И. п.).
8. Из второй части выпиши глаголы.
Глагол в неопределённой форме подчеркни. Над остальными глаголами надпиши время и число.
Ответ:
9. Разбери слова по составу.
Живёт, дымовой, жильцы.
Ответ:
10. Найди в последней части по одному примеру на каждую из орфограмм.
Запиши их в таблицу, не изменяя формы слов.
Подбери проверочное слово и запиши.
Обозначь орфограммы.
Название орфограммы |
Пример слова с данной орфограммой |
Проверочное слово |
Проверяемые безударные гласные в корне слова |
||
Парные согласные |
||
Непроизносимые согласные |
Ответ:
Вариант 2
Прочитай отрывок из книги «Малыш и Карлсон» шведской писательницы
Астрид Линдгрен. Выполни задания.
...
...Их знакомство произошло в один из тех неудачных дней, когда быть Малышом не доставляло никакой радости, хотя обычно быть Малышом чудесно. Ведь Малыш — любимец всей семьи, и каждый балует его как только может. Но в тот день всё шло шиворот-навыворот. Мама выругала его за то, что он опять разорвал штаны, а папа рассердился, потому что Малыш поздно пришёл из школы...
Стоял ясный весенний вечер, окна были открыты, и белые занавески медленно раскачивались, словно здороваясь с маленькими бледными звёздами, только что появившимися на чистом весеннем небе. Малыш облокотился о подоконник и смотрел в окно. Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня...
Малыш тяжело вздохнул. Вдруг он услышал какое-то слабое жужжание. Оно
становилось всё громче и громче, и вот, как это ни покажется странным, мимо окна пролетел толстый человечек. Это и был Карлсон, который живёт на крыше...
Он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и повернул назад. Затем он прибавил скорость и пронёсся мимо Малыша, как настоящий маленький самолёт. Потом сделал второй круг. Потом третий.
Малыш стоял не шелохнувшись и ждал, что будет дальше. У него просто дух захватило от волнения и по спине побежали мурашки — ведь не каждый день мимо окон пролетают маленькие толстые человечки.
А человечек за окном между тем замедлил ход и, поравнявшись с подоконником, сказал: — Привет! Можно мне здесь на минуточку приземлиться?
1*. Определи тему отрывка. Придумай к нему заглавие. Запиши заглавие на линии перед текстом.
Посчитай количество частей в тексте. Запиши цифрой.
О каком виде речи говорится в последней части? Запиши.
Ответ:
Тема — встреча с Карлсоном.
Заголовок «Карлсон прилетел».
6 частей.
Говорение.
2. Во второй части найди простое предложение с однородными членами. Спиши.
Подчеркни в нём грамматическую основу. Над однородными членами поставь знак «о».
Распредели слова этого предложения по частям речи. Запиши слова в таблицу.
Части речи |
Слова |
Имя существительное |
|
Имя прилагательное |
|
Глагол |
|
Имя числительное |
|
Предлог |
|
Местоимение |
|
Союз |
Ответ:
Части речи |
Слова |
Имя существительное |
Малыш, подоконник, окно |
Имя прилагательное |
— |
Части речи |
Слова |
Глагол |
облокотился, смотрел |
Имя числительное |
— |
Предлог |
о, в |
Местоимение |
— |
Союз |
и |
3. Найди в тексте фразеологизм шиворот-навыворот. Что обозначает это выражение? Объясни.
Шиворот-навыворот — ...
Найди в тексте синонимы. Выпиши.
Найди в тексте антоним к слову рано. Выпиши его.
Рано — ...
Выпиши из четвёртой части однокоренные слова. Выдели в них корни. Сложное слово подчеркни.
Найди в тексте выражение, в котором говорится о том, что Карлсон полетел быстрее, увидев Малыша. Выпиши его.
Полетел быстрее — ...
Ответ:
Шиворот-навыворот — не так, как должно быть.
Небольшой — маленький.
Рано — поздно.
* Полетел быстрее — прибавил скорость.
4. В четвёртой части найди слово, в котором звуков меньше, чем букв. Выпиши это слово.
Запиши количество звуков и букв в этом слове.
Подчеркни буквы, которые обозначают мягкие согласные звуки.
... — ... зв., ... б.
Ответ:
Небольшой — 8 зв., 9 б.
Могут быть другие варианты.
5. Во втором предложении посчитай количество имён существительных, запиши цифрой.
В первой части найди неодушевлённое имя существительное, которое может употребляться только во множественном числе.
Выпиши его, не изменяя форму. Определи падеж.
... — ... п.
Ответ:
3 имени существительных.
Штаны — В. п.
6. Прочитай предложение.
Он думал о том прекрасном щенке, который повстречался ему сегодня...
Выпиши имя прилагательное, определи его грамматические признаки.
... (... р., ... ч., ... п.)
Ответ:
(О) прекрасном (щенке) (м. р., ед. ч., П. п.).
7. Из последней части выпиши местоимение, определи его грамматические признаки.
... (... л., ... ч., ... п.)
Ответ:
Мне (1-е л., ед. ч., Д. п.).
8. Из четвёртой части выпиши глаголы.
Надпиши над ними время и число.
Первый глагол поставь в неопределённую форму и запиши.
Ответ:
Сделал — сделать.
9. Разбери слова по составу.
Человечек, будет, маленькие.
Ответ:
10. Найди в последней части по одному примеру на каждую из орфограмм.
Запиши их в таблицу, не изменяя формы слов.
Подбери проверочное слово и запиши.
Обозначь орфограммы.
Название орфограммы |
Пример слова с данной орфограммой |
Проверочное слово |
Проверяемые безударные гласные в корне слова |
||
Парные согласные |
||
Непроизносимые согласные |
Ответ: