Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Мир общения. Повторяем узнаём новое
Собеседники. Диалог
1. Отметь рисунки, на которых ведётся диалог.
Ответ: 1, 3
2. Запиши слова-приветствия и слова-прощания.
Подчеркни слова, с помощью которых можно обратиться только к ровеснику.
Ответ:
Слова-приветствия: привет, здравствуйте, доброе утро(день), доброй ночи.
Слова-прощания: до свидания, до встречи, до завтра, пока.
3. Разделитесь на группы. Ещё раз просмотрите задания в учебнике по теме «Собеседники. Диалог». Составьте правила ведения диалога.
Прочитайте правила ребятам других групп. Составьте одну общую памятку, в которую войдут все предложенные правила.
Ответ:
1. Говорить доброжелательным тоном.
2. Не перебивать собеседника.
3. Смотреть в глаза собеседнику.
4. Обращаться по имени.
5. Не говорить с полным ртом.
6. Высказываться так, чтобы не обидеть собеседника.
7. Правильно формулировать предложения.
4. Прочитай пословицы.1 Выпиши те, которые говорят о правилах общения между людьми.
1) Язык болтает, а голова отвечает. 2) Правота заключается не в громком крике. 3) Слово может спасти человека, а может и убить. 4) Петь хорошо вместе, а говорить порознь. 5) Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 6) Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
Ответ:
2) Правота заключается не в громком крике. 3) Слово может спасти человека, а может и убить. 5) Доброе слово человеку, что дождь в засуху. 6) Не всегда говори, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.
5. Прочитай отрывок из книги Э. Успенского «Отпуск крокодила Гены».1
— Это что же такое? — кричала Шапокляк директору, показывая свои седые волосы, которые стали синими.
— А что? А чего вы от меня хотите? — отвечал он. — Где я рабочую силу возьму?
— А где хотите! — кричала старуха. — Да у вас все леса набиты этой хулиганской рабочей силой. В пять минут они могут выкопать отстойники для ваших проклятых чернил.
— А вы попробуйте их привлечь! — сказал директор. — Они вам такое покажут!
— Это я им покажу! — кричала старуха Шапокляк. — Это я их привлеку!
Укажи, сколько человек участвует в разговоре.
Напиши, как называется такой разговор.
Подчеркни одной чертой предложения восклицательные по интонации, волнистой линией — вопросительные.
Отметь, кто нарушает правила вежливого разговора: Шапокляк □ или директор □.
Ответ:
2 человека.
Диалог
— Это что же такое?(вопрос.) — кричала Шапокляк директору, показывая свои седые волосы, которые стали синими.
— А что? А чего вы от меня хотите?(вопрос.) — отвечал он. — Где я рабочую силу возьму?(вопрос.)
— А где хотите!(воскл.) — кричала старуха. — Да у вас все леса набиты этой хулиганской рабочей силой. В пять минут они могут выкопать отстойники для ваших проклятых чернил.
— А вы попробуйте их привлечь!(воскл.) — сказал директор. — Они вам такое покажут!(воскл.)
— Это я им покажу!(воскл.) — кричала старуха Шапокляк. — Это я их привлеку!(воскл.)
Шапокляк нарушает правила вежливого разговора.