Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Мир общения. Повторяем узнаём новое
Культура устной и письменной речи

1. Прочитай отрывок из книги Э. Успенского «Тётя дяди Фёдора».1

Взял Матроскин поздравительную открытку и написал: «Шарик, ты — балбес!»

Печкин возражает:

— Неправильно это. Если открытка поздравительная, сначала адресата поздравить полагается.

Матроскин дописал: «Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес. Перестань валять дурака, давай мириться».

Укажи, сколько персонажей общаются.

Можно ли назвать обращение Матроскина к Шарику вежливым?

□ да

□ нет

Подчеркни в тексте имена собственные. Выпиши из текста фразеологизм.

Составь текст для поздравительной открытки своему другу. Запиши его на отдельном листе.

Ответ:

Можно ли назвать обращение Матроскина к Шарику вежливым? (Нельзя)

Взял Матроскин поздравительную открытку и написал: «Шарик, ты — балбес!»

Печкин возражает:

— Неправильно это. Если открытка поздравительная, сначала адресата поздравить полагается.

Матроскин дописал: «Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес. Перестань валять дурака, давай мириться».

Валять дурака — фразеологизм.

«Поздравляю тебя, Вася. Желаю тебе всего наилучшего!»

2. Разыграйте с соседом по парте разговор по телефону. Используйте в речи вежливые слова.

Ответ

3. Прочитай отрывок из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».1

— Спокойной ночи! — сказало чучело. — Простите, хотел сказать, добрый день!

— Ты умеешь говорить? — удивилась Элли.

— Ещё не очень хорошо, — призналось чучело. — Как ты поживаешь?

— Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания?

— У меня? О, у меня целая куча желаний! Во-первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги. Извини, Элли, — Страшила шаркнул ножкой. — Моё самое заветное желание — получить мозги!

Можно ли назвать Страшилу культурным?

□ да     

□ нет

Найди в тексте вежливые слова. Обрати внимание на то, как они выделены. Выпиши эти слова.

Ответ:

Да

Спокойной ночи, простите, добрый день, как ты поживаешь, спасибо, извини.

4. Прочитай пословицы1 о речи. Объясни их смысл.

1) У него слово слову костыль подаёт. 2) По речи узнают человека. 3) Внимательный слушатель вдохновляет оратора. 4) Кр_снор_чивый — вп_реди, неискусный в р_чах — поз_ди. 5) Надо уметь и говорить, и слышать. 5) Коротка речь и ясна, оттого и прекрасна.

Спиши выделенную пословицу. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.

Ответ:

4) Красноречивый (красная речь) — впереди (перед), неискусный в речах (речь) — позади (сзади).