Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Мир общения. Повторяем узнаём новое
Культура устной и письменной речи
1. Прочитай отрывок из книги Э. Успенского «Тётя дяди Фёдора».1
Взял Матроскин поздравительную открытку и написал: «Шарик, ты — балбес!»
Печкин возражает:
— Неправильно это. Если открытка поздравительная, сначала адресата поздравить полагается.
Матроскин дописал: «Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес. Перестань валять дурака, давай мириться».
Укажи, сколько персонажей общаются.
Можно ли назвать обращение Матроскина к Шарику вежливым?
□ да
□ нет
Подчеркни в тексте имена собственные. Выпиши из текста фразеологизм.
Составь текст для поздравительной открытки своему другу. Запиши его на отдельном листе.
Ответ:
Можно ли назвать обращение Матроскина к Шарику вежливым? (Нельзя)
Взял Матроскин поздравительную открытку и написал: «Шарик, ты — балбес!»
Печкин возражает:
— Неправильно это. Если открытка поздравительная, сначала адресата поздравить полагается.
Матроскин дописал: «Поздравляю тебя, Шарик, ты — балбес. Перестань валять дурака, давай мириться».
Валять дурака — фразеологизм.
«Поздравляю тебя, Вася. Желаю тебе всего наилучшего!»
2. Разыграйте с соседом по парте разговор по телефону. Используйте в речи вежливые слова.
Ответ
3. Прочитай отрывок из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».1
— Спокойной ночи! — сказало чучело. — Простите, хотел сказать, добрый день!
— Ты умеешь говорить? — удивилась Элли.
— Ещё не очень хорошо, — призналось чучело. — Как ты поживаешь?
— Спасибо, хорошо! Скажи, нет ли у тебя заветного желания?
— У меня? О, у меня целая куча желаний! Во-первых, мне нужны серебряные бубенчики на шляпу, во-вторых, мне нужны новые сапоги. Извини, Элли, — Страшила шаркнул ножкой. — Моё самое заветное желание — получить мозги!
Можно ли назвать Страшилу культурным?
□ да
□ нет
Найди в тексте вежливые слова. Обрати внимание на то, как они выделены. Выпиши эти слова.
Ответ:
Да
Спокойной ночи, простите, добрый день, как ты поживаешь, спасибо, извини.
4. Прочитай пословицы1 о речи. Объясни их смысл.
1) У него слово слову костыль подаёт. 2) По речи узнают человека. 3) Внимательный слушатель вдохновляет оратора. 4) Кр_снор_чивый — вп_реди, неискусный в р_чах — поз_ди. 5) Надо уметь и говорить, и слышать. 5) Коротка речь и ясна, оттого и прекрасна.
Спиши выделенную пословицу. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.
Ответ:
4) Красноречивый (красная речь) — впереди (перед), неискусный в речах (речь) — позади (сзади).