Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Мир общения. Повторяем узнаём новое
Текст

1. Прочитай тексты. Укажи тему и основную мысль.

Выпиши из текстов слова с пропущенными буквами. Подбери к ним проверочные слова.

* * *

Осенние дни стали к_роче. Птицы начали собираться в стаи и ул_тать на ю_. Каждый день с шумными криками они пролетали над нашей деревней.

Тема


Основная мысль


Ответ:

Тема

Осень

Основная мысль

Птицы улетают в теплые края

* * *

Наступила ос_нь. В с_дах и огородах созрел урожай. Люди собирают овощи и фрукты. Важно сохр_нить их как можно дольше.

Тема

Урожай

Основная мысль

Осенний сбор урожая



Ответ:

Короче (коротко), улетать (полет), юг (словарное слово), осень (осенний), в садах (сад), сохранить (охрана).

2. Прочитай отрывок из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».1

По бокам улицы возвышались великолепные дома из зелёного мрамора, стены которых были украшены изумрудами. Мостовая была из зелёных мраморных плит, и между ними тоже были вделаны изумруды. Жители города были в зелёной одежде, и кожа их отливала смуглозеленоватым оттенком. Всё было зелёного цвета в Изумрудном городе, и даже солнце светило зелёными лучами.

Укажи тип текста.

□ описание   

□ повествование

□ рассуждение

Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень.

Как ты думаешь, зачем автор столько раз повторил в тексте слово зелёный?

Ответ:

Описание

Мрамора, мраморных (корень — мрамор);

изумрудами, в изумрудном (корень — изумруд);

из зеленого, из зеленых, в зеленой, смуглозеленоватым, зеленого, зелеными (корень — зелен)

3. Прочитай текст.2

Буксир изо всех сил потянул яхту. Вдруг что-то ухнуло, яхта накренилась и вышла в море с целым зелёным островом под бортом.

Почему всё это произошло?

Врунгель посмотрел и всё понял: плотники недоглядели, взяли свежий лес. И, представьте, за лето яхта всем бортом пустила корни и приросла. А яхта построена крепко, буксир добротный, канат прочный. Как дёрнули, так полберега и отнесло вместе с кустами. Недаром, знаете, свежий лес не берут для судостроения.

(По А. Некрасову)

Укажи тип текста.

□ повествование  

□ рассуждение

□ описание

Найди в тексте глаголы. Выдели в них приставки.

Ответ:

Рассуждение.

Потянул, накренилась, вышла, произошло, посмотрел, недоглядели, представьте, приросла, построена

4. Прочитай. Укажи правильный порядок частей текста.

□ Каждую весну бабушка готовит специальные ящики для рассады. Она насыпает в них землю, сажает семена помидоров и ставит на подоконники, ближе к свету.

□ В августе наша семья собирает урожай помидоров. Мы едим их свежими, режем в салат. На зиму бабушка консервирует помидоры.

□ Когда земля прогревается, бабушка пересаживает рассаду в теплицу. Она всё лето ухаживает за растениями: пропалывает, поливает, удобряет, подвязывает.

Определи основную мысль каждой части текста.

Подчеркни в заключительной части главные члены предложений.

Разбери выделенные слова по составу.

Ответ:

1 3 2

1 (специальные ящики для рассады)

2 (сбор урожая вместе с семьей)

3 (уход за рассадой)

В августе (наша семья — п.) собирает(ск.) урожай помидоров. Мы(п.) едим(ск.) их свежими, режем(ск.) в салат. На зиму бабушка(п.) консервирует(ск.) помидоры.

Бабушка (баб — корень, ушк — суффикс, а — окончание, бабушк — основа слова), землю (земл — корень, ю — окончание, земл — основа слова), рассаду (рас — приставка, сад — корень, у — окончание, рассад — основа слова), теплицу (тепл — корень, иц — суффикс, у — окончание, теплиц — основа слова).

5. Прочитай. Определи, какой текст взят из рассказа Г. Скребицкого,1 а какой — из энциклопедии «Птицы и звери».2 Укажи вид каждого текста.

Аисты прилетают с зимовок в конце марта — начале апреля. Пары у аистов постоянные и сохраняются в течение всей жизни.

Для гнезда белые аисты используют сучья и толстые ветви деревьев. Лоток (дно) они выстилают сеном, соломой, перьями птиц и шерстью животных. Диаметр такого дома может достигать 1,5 м. Из яиц птенцы вылупляются слепыми, но прозревают через несколько часов. Родное гнездо птенцы покидают на 54 — 63-й день, но полностью самостоятельными становятся лишь в возрасте 70 дней.

□ научный   

□ художественный

Когда в гнезде вывелись аистята, для старых аистов начались большие хлопоты. Птенцы были очень прожорливы. Они целый день требовали еды, а аисты-родители по очереди с утра до вечера таскали им из болота лягушек, рыбёшек, ужей.

Пока один из аистов л_тал за кормом, другой ст_ял на кр_ю гн_зда — караулил пт_нцов. Как только он зам_чал подлетавшего к гнезду второго аиста, он закидывал гол_ву на спину и громко тр_щал клювом, словно трещоткой.

Прилетевший отдавал добычу детям и садился отдыхать у гнезда, а другой аист тут же улетал охотиться на болото.

□ научный   

□ художественный

Выпиши из последнего абзаца слова с пропущенными орфограммами. Подбери к ним проверочные слова.

Найди в этом абзаце однокоренные слова. Выдели в них корень.

Что нового ты узнал (а) из этих текстов об аистах?

Ответ:

1 текст из энциклопедии «Птицы и звери». 2 текст взят из рассказа Г. Скребицкого.

1 текст — научный.

2 текст — художественный.

Летал (полёт), стоял(стоя), краю(край), гнезда(гнёзда), птенцов(птенчик), замечал(заметил), голову(головка), трещал(треск).

6. Составь и запиши текст из 5 — 6 предложений на любую из предложенных тем.

«В бассейне», «На перемене», «Мой питомец», «На катке», «Моя любимая книга», «Сбор урожая», «Мои летние каникулы».

Ответ:

Мои летние каникулы

Я хочу рассказать, как прошло моё лето. Летом я гуляла с друзьями, рисовала и занималась спортом. Мы с моей подругой ездили на речку. Вместе с родителями были на море. Вот так я провела своё лето.