Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Язык главный помощник в общении
Звуки и буквы
1. Прочитай высказывания1 писателей о русском языке.
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.
(И. Тургенев)
Русский язык! Тысячелетия создавал народ это гибкое, пышное, неисчерпаемо богатое, умное поэтическое орудие своей жизни, своей мысли, своих чувств, своих надежд, своего гнева, своего великого будущего.
(А. Толстой)
Как оба писателя называют русский язык? Подчеркни это слово в обоих высказываниях. Почему именно это слово использовали писатели?
Спиши первое предложение. Объясни его смысл.
Ответ:
Орудие
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык — это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Русский язык — могуч, велик, он создавался и совершенствовался веками, поэтому нужно любить и беречь его, то есть учить грамматику, правильно использовать, ценить его, как свою Родину, ведь наш язык — это наше богатство и достояние.
2. Вставь пропущенные буквы в стихотворение.1
Самой историей навеки
3_мле в советчики он дан.
Бывают _зыки, как реки,
А рус_кий — это океан.
(Р. Шукурбеков)
Подчеркни, с чем автор сравнивает русский язык.
Выполни звуко-буквенный анализ слова язык.
Ответ:
Самой историей навеки
3емле в советчики он дан.
Бывают языки, как реки,
А русский — это океан.
(Р. Шукурбеков)
Язык [й´азы́к] — 2 слога
Я [й´] — согл., мяг. непар., зв. неп.
[а] — глас., безуд.
з [з] — согл., тв. пар., зв. пар.
ы [ы́] — гл., удар.
к [к] — согл., тв. пар., гл. пар.
В слове 4 буквы, 5 звуков
3. Найди в словарях и запиши значения слова язык.
Ответ:
Исторически сложившаяся система звуковых словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе.
Звуки и буквы
1. Назови предметы. Закрась кружочки около слов, которые оканчиваются на звонкий согласный звук.
Запиши названия предметов. Подчеркни в словах орфограммы.
Проверь написание слов в учебнике на с. 152 — 153.
Ответ:
2. Запиши название предметов. Выполни звуко-буквенный анализ слов.
Ответ:
Окно [окно] — 2 слога
О [о] — гл., безуд.
к [к] — согл., тв. пар., гл. пар.
н [н] — согл., тв. пар., зв. непар.
о [о] — гл., удар.
В слове 4 б., 4 зв.
Стрела [стр´эла́) — 2 слога
С [с] — согл., тв. пар., гл. пар.
т [т] — согл., тв. пар., гл. пар.
р [р´] — согл.. м. пар., зв. непар.
е [э] — гл., безуд.
л [л] — согл., м. пар., зв. непар.
а [а́] — гл., уд.
В слове 6 б., 6 зв.
Сапог [сапо́к] — 2 слога
С [с] — согл., тв. пар., гл. пар.
а [а] — гл., безуд.
п [п] — согл., тв. пар., гл. пар.
о [о́] — гл., уд.
г [к] — согл., тв. пар., гл. пар.
В слове 5 б., 5 зв.
Мяч [м́ я́ ч́ ] — 1 слог
М [м́ ] — согл., м. пар., зв. непар.
я [я́] — гл., уд.
ч [ч́ ] — согл., м. непар., зв. непар.
В слове 3 б., 3 зв.
3. Подчеркни буквы, которыми различаются слова. Укажи, какие это буквы.
Пирог — порог, булка — балка, пир — пар, уж — ёж.
□ гласные
□ согласные
Свет — цвет, март — Марс, мука — рука, пачка — палка.
□ гласные
□ согласные
Ответ:
Гласные, согласные