Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Имя существительное
Число имени существительного
1. Вставь букву ж или ш. Образуй форму множественного числа от данных имён существительных.
пля_ — ...
малы_ — ...
кор_ — ...
гара_ — ...
эта_ — ...
ланды_ — ...
мяки_ — ...
стра_ — ...
стри_ — ...
мира_ — ...
камы_ — ...
шала_ — ...
Подчеркни орфограммы во всех словах.
Ответ:
пляж — пляжи
малыш — малыши
корж — коржи
гараж — гаражи
этаж — этажи
ландыш — ландыши
мякиш — мякиши
страж — стражи
стриж — стрижи
мираж — миражи
камыш — камыши
шалаш — шалаши
2. Спиши текст. Вставь и подчеркни пропущенные буквы.
Сн_ч_ла в воздухе закруж_лись сн_ж_нки. Затем сне_ пов_лил хлоп_ями. Лес посв_тлел и ож_л. Рад сне_ку за_ц. Ро_ко ш_гнул л_сёнок на мя_кий сне_. Вес_ло затр_щ_ли сороки. Каждый зв_рёк оставил ц_почку сл_дов на белом к_вре. Они украсили л_сную п_лянку.
Укажи число имён существительных.
Найди в тексте предложение с однородными членами. Подчеркни их.
Разбери по составу выделенные слова.
Ответ:
Сначала в воздухе закружились снежинки. Затем снег повалил хлопьями. Лес посветлел и ожил. Рад снежку заяц. Робко шагнул лисёнок на мягкий снег. Весело затрещали сороки. Каждый зверёк оставил цепочку следов на белом ковре. Они украсили лесную полянку.
Снежку (снеж — корень, к — суф., у — оконч.), лисёнок (лис — корень, ёнок — суф., нул. ок.), зверёк (звер — корень, ёк — суф., нул. ок.), цепочку (цеп — корень, очк — суф., у — оконч.).
3. Представь, что ты делаешь покупки в магазине. Названия каких продуктов кассиру можно назвать только в форме единственного числа? Подчеркни их.
Молоко, торт, творог, конфета, хлеб, соль, сметана, огурец, помидор, кофе, булочка, сахар, простокваша, пирожное, шоколадка, сырок, мука, масло, яйцо, кабачок, сухарь, кефир, баранка, мясо.
Ответ:
Молоко, торт, творог, конфета, хлеб, соль, сметана, огурец, помидор, кофе, булочка, сахар, простокваша, пирожное, шоколадка, сырок, мука, масло, яйцо, кабачок, сухарь, кефир, баранка, мясо.
4. Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Правило мы повторили не зря:
Стул_я, варен_е, бел_ё, мурав_я,
Брат_я, кол_е, воскресен_е, сем_я.
Букву какую нам вставить, друз_я?
(Е. Тихомирова)
Над словами с пропущенными буквами укажи их число.
Ответ:
Стулья(мн. ч.), варенье(мн. ч.), бельё(ед. ч.), муравья(ед. ч.)
Братья(мн. ч.), колье(ед. ч.), воскресенье(ед. ч.), семья(ед. ч.).
Букву какую нам вставить, друзья(мн. ч.)?
(Е. Тихомирова)
5. Измени слова так, чтобы в них появился разделительный ь.
стул — ...
полено — ...
ком — ...
соловей — ...
друг — ...
воробей — ...
перо — ...
крыло — ...
Укажи число имён существительных.
Ответ:
Стул (ед. ч.) — стулья (мн. ч.)
полено (ед. ч.) — поленья (мн. ч.)
ком (ед. ч.) — комья (мн. ч.)
соловей (ед. ч.) — соловьи (мн. ч.)
друг (ед. ч.) — друзья (мн. ч.)
воробей (ед. ч.) — воробьи (мн. ч.)
перо (ед. ч.) — перья (мн. ч.)
крыло (ед. ч.) — крылья (мн. ч.)
6. Запиши названия предметов.
Укажи число имён существительных.
□ единственное
□ множественное
Изменяются ли эти слова по числам?
□ да
□ нет
Ответ:
Множественное, нет.