Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Язык главный помощник в общении
Девять правил орфографии
1. Найди в таблице 7 имён сказочных персонажей.
Запиши имена в алфавитном порядке, подчеркни в них прописную букву. Раздели слова на слоги.
Из какого произведения эти герои? Кто его автор?
Напиши ответы на эти вопросы.
Ответ:
Бастинда. Гингема. Гудвин. Дровосек. Страшила. Тотошка. Элли. Герои книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города».
2. Прочитай стихотворение А. Блока.1 Вставь пр щенные буквы. Устно объясни их написание.
Л_са вд_ли в_днее,
С_нее н_б_са.
Заметней и ч_рнее
На пашне п_л_са.
Ответ:
Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса.
3. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
На ветке с_сны (_) с_дела (_) белоч_ка. В дупле дер_ва (_) у неё было гн_здо (_). На суч_ках д_рев_ев (_) белка суш_ла гр_бы (_). Оре_ки (_) и яго_ки (_) умный зв_рёк (_) спрятал в укромных местах. 3_мой (_) белоч_ке не будет гол_дно (_).
Ответ:
На ветке сосны (сосны) сидела (сидя) белочка. В дупле дерева (деревья) у неё было гнездо (гнёзда). На сучках деревьев (дерево) белка сушила грибы (гриб). Орешки (орешек) и ягодки (ягода) умный зверёк (зверь) спрятал в укромных местах. 3имой (зимы) белочке не будет голодно (голодный).
4. Прочитай текст. Озаглавь. Определи его тему. Вставь пропущенные буквы. Объясни их написание. Подготовься к диктанту.
Мы идём по л_сной тр_пинке. По ст_р_нам растут м_л_дые ду_ки и берё_ки. Пахнет гр_бами и л_ствой. Ласково светит со_нце. Рядом прол_тела стайка др_здов. Над г_л_вой мы услышали крик. Это в д_лёкие страны л_тит б_льшой к_сяк жур_влей. Мы рады последним тёплым дням з_л_той ос_ни.
Ответ:
Прогулка.
Прогулка по лесу.
Мы идём по лесной (лес) тропинке (тропы). По сторонам (стороны) растут молодые (молод, молоденький) дубки (дубы) и берёзки (береза). Пахнет грибами (гриб) и листвой (лист). Ласково светит солнце (солнышко). Рядом пролетела (полет) стайка дроздов (дрозд). Над головой (головы, головка) мы услышали крик. Это в далёкие (даль) страны летит (полёт) большой (больше) косяк (косо) журавлей (журавль). Мы рады последним тёплым дням золотой (золото, позолоченный) осени (осенний).
5. Подбери, где можно, проверочные слова разными способами.
Измени форму слова |
Подбери однокоренное слово |
|
лебе_ь |
лебеди |
лебединый |
ска_ки |
||
арбу_ |
||
кру_ка |
||
фла_ |
||
дру_, пря_ки |
Ответ:
Измени форму слова |
Подбери однокоренное слово |
|
лебедь |
лебеди |
лебединый |
сказки |
сказка |
сказочный |
арбуз |
арбузы |
арбузный |
кружка |
кружки |
|
флаг |
флаги |
флаговый |
друг, прятки |
дружок |
6. Соедини стрелками синонимы (слова, близкие по смыслу). Вставь, где необходимо, пропущенные буквы.
оч_ровательный мес_ность
ликующий прекрас_ный
глашатай прелес_ный
край вес_ник
угр_жающий радос_ный
красивый опас_ный
Ответ:
очаровательный — прелестный
ликующий — радостный
глашатай — вестник
край — местность
угрожающий — опасный
красивый — прекрасный
7. Составь и запиши пословицу.1 Объясни её смысл.
Найди антонимы. Подчеркни их. Выдели корень в однокоренных словах.
Ответ:
Недруг поддакивает, а друг спорит.
Пословица означает: человек, которому ты безразличен, будет всегда с тобой соглашаться и будет говорить то, что ты хочешь услышать, а не как есть на самом деле. И только настоящий друг, для которого ты важен, скажет правду, как есть на самом деле.
8. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Объясни смысл пословиц и поговорок.2
1) Кто мож_т, тот и б_ж_т. 2) Не светит св_ч_ против солнечного луч_. 3) Ш_ла в мешке не утаишь. 4) Возраст не защ_щ_ет от глупости. 5) Гр_бы ищ_т — по лесу рыщ_т. 6) Сам м_лч_н, да руки громкие. 7) Ж_знь лж_ к_р_тка. 8) П_ро острее меч_. 9) На ч_жой ст_р_не Родина м_лей вдв_йне.
Выпиши предложения, в которых есть сочетания.
Вариант 1 — жи — ши.
Вариант 2 — ча — ща.
Вариант 3 — чу — щу.
Раздели все слова для переноса.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте работы друг друга.
Ответ:
1) Кто мо-жет, тот и бе-жит. 2) Не све-тит све-ча про-тив сол-неч-но-го лу-ча. 3) Ши-ла в меш-ке не ута-ишь. 4) Воз-раст не за-щи-ща-ет от глу-пос-ти. 5) Гри-бы ищут — по ле-су ры-щут. 6) Сам мол-чун, да ру-ки гром-кие. 7) Жизнь лжи ко-рот-ка. 8) Пе-ро ост-рее ме-ча. 9) На чу-жой сто-ро-не Ро-ди-на ми-лей вдвой-не.
Вариант 1 — жи — ши.
Кто может, тот и бежит. Шила в мешке не утаишь. Жизнь лжи коротка.
Вариант 2 — ча — ща.
Не светит свеча против солнечного луча. Перо острее меча.
Вариант 3 — чу — щу.
Грибы ищут — по лесу рыщут. Сам молчун, да руки громкие. На чужой стороне Родина милей вдвойне.
9. Вставь пропущенные буквы. Соедини слова двух столбиков, чтобы получились словосочетания.
сла_кий ду_
кре_кий_ гимнас_
ло_кий пиро_
бли_кий кроли_
ро_кий лё_
гла_кий хле_
мя_кий дру_
Составь и запиши предложения с двумя словосочетаниями.
Ответ:
Сладкий пирог
крепкий дух
ловкий гимнаст
близкий друг
робкий кролик
гладкий лёд
мягкий хлеб
Я очень люблю мягкий хлеб. Я быстро съела сладкий пирог.
10. Распредели книги по полкам. Раскрась книги для левой полки жёлтым карандашом, для правой — красным.
Ответ:
Е: дверной, сверло, слеза, смешной, весна
И: спилить, писатель, кричит, силач
11. Составь предложения со словами лев, земля, роза так, чтобы они были и именами собственными, и нарицательными.
Ответ:
Мы посадили в землю росток розы. Лев — царь зверей. Мне нравятся произведения Льва Толстого. У нашей собаки Розы появились щенки. Земля появилась пять миллиардов лет назад.
12. Запиши обобщающие слова для каждой группы.
1. |
Золушка, Буратино, Кощей Бессмертный |
|
2. |
Новгород, Орёл, Казань |
|
3. |
Волга, Обь, Енисей |
|
4. |
«Мерседес», «Ниссан», «Лада» |
|
5. |
А. Пушкин, С. Маршак, М. Лермонтов |
Подчеркни синим карандашом имена собственные, зелёным — нарицательные.
Ответ:
1. Персонажи
2. города
3. реки
4. название машин
5. писатели
13. Запиши глаголы в таблицу.
Посм_треть, св_рить, расп_хать, заб_леть, пров_жать, вск_______________ пать, отд_вать, перен_сить, уск_кать, пом_хать.
А |
О |
Выдели в словах приставки.
Ответ:
А: сварить, распахать, отдавать, ускакать, помахать.
О: посмотреть, заболеть, провожать, вскопать, переносить.
14. Прочитай стихи. Вставь, где необходимо, мягкий знак.
Грядки в огороде
Каждый день пол_ю.
Подвяжу рассаду,
А затем пол_ю.
Посадила мама сем_я.
Пролетело быстро время.
С урожаем вся сем_я,
Угощаются друз_я.
Кипит вода в кастрюл_ке,
Я её сол_ю.
Сварятся пел_мешки,
Воду я сол_ю.
(Е. Тихомирова)
Выпиши слова с мягким знаком. Раздели их для переноса.
смягчающий ь |
разделительный ь |
Подчеркни в текстах известные тебе орфограммы.
Ответ:
Смягчающий ь: кастрюльке, пельмешки.
разделительный ь: полью, семья.
Грядки в огороде
Каждый день полю.
Подвяжу рассаду,
А затем полью.
Посадила мама семя.
Пролетело быстро время.
С урожаем вся семья,
Угощаются друзья.
Кипит вода в кастрюльке,
Я её солю.
Сварятся пельмешки,
Воду я солю.
(Е. Тихомирова)
15. Заполни сетку кроссворда словарными словами из учебника на с. 152, которые начинаются на букву к.
Обведи в кружок буквы, написание которых надо запомнить.
Ответ:
По горизонтали: 1) Коллектив. 3) Килограмм. 4) Картина. 5) Капитан.
По вертикали: 1) Коллекция. 2) Космонавт. 3) Кровать.
16. Измени словосочетания по образцу.
Образец: дупло белки — беличье дупло.
Следы зайца, берлога медведя, рога коровы, хитрость лисы, молоко козы, стадо оленей.
Ответ:
Следы зайца — заячьи следы, берлога медведя — медвежья берлога, рога коровы — коровьи рога, хитрость лисы — лисья хитрость, молоко козы — козье молоко, стадо оленей — оленье стадо.
17. Разгадай ребусы.
Запиши слова. Подчеркни в них орфограммы.
Ответ:
Срочно. Ночник. Отличник.
18. Прочитай текст.1 Вставь пропущенные буквы. Озаглавь его.
В воскресен_е намеч_лась интерес_ная поез_ка в Новгоро_. Поез отх_дил поз_но ноч_ю. Автобус остан_вился у под_езда вокзала. По мес_ному радио об_явили поса_ку. Мы заняли м_ста. Проводник об_яснил, как вести себя в д_роге. Позади ост_вались М_сква, раз_езды, д_ревни.
Ранний под_ём. Поез_ под_ехал к Новгороду. Мы вышли на пер_он. На х_лме раскинулся древний рус__________ кий горо_.
Определи тему текста.
Укажи тип текста.
□ повествование
□ рассуждение
□ описание
Выпиши предложения, в которых есть слова с разделительным ъ. Подчеркни предлоги. Раздели слова для переноса.
Ответ:
Поездка.
В вос-кре-сень-е на-ме-ча-лась ин-те-рес-ная по-езд-ка в Нов-го-род. По-езд от-хо-дил позд-но ночью. Ав-то-бус ос-та-но-вил-ся у подъ-ез-да вок-за-ла. По мест-но-му ра-дио объ-яви-ли по-сад-ку. Мы за-ня-ли мес-та. Про-вод-ник объ-яс-нил, как вес-ти се-бя в до-ро-ге. По-за-ди ос-та-ва-лись Моск-ва, разъ-ез-ды, де-рев-ни.
Ран-ний подъ-ём. По-езд подъ-ехал к Нов-го-ро-ду. Мы выш-ли на пер-рон. На хол-ме рас-ки-нул-ся древ-ний рус-ский го-р-од.
Повествование.
Ав-то-бус ос-та-но-вил-ся у подъ-ез-да вок-за-ла. По мест-но-му ра-дио объ-яви-ли по-сад-ку. Про-вод-ник объ-яс-нил, как вес-ти се-бя в до-ро-ге. По-за-ди ос-та-ва-лись Моск-ва, разъ-ез-ды, де-рев-ни.
19. Прочитай текст.
Стоят ненастные октябрьские дни. Туча надолго закрыла солнце. С раннего утра до позднего вечера идёт холодный дождь. Яростный ветер срывает с деревьев оставшиеся листья. Мокрыми и грустными стали леса и поля. Звери готовят зимние норы. Насекомые уже спрятались. Нигде не слышно их жужжания.
Выпиши по 2 слова на правила.
Непроизносимые согласные: ...
Удвоенные согласные: ...
Безударные гласные: ...
Разделительный ь: ...
Спиши выделенные предложения. Раздели слова для переноса.
Ответ:
Непроизносимые согласные: солнце, позднего.
Удвоенные согласные: (с) раннего, жужжания.
Безударные гласные: (с) деревьев, леса.
Разделительный ь: деревьев, листья.
С ран-не-го ут-ра до позд-не-го ве-че-ра идёт хо-лод-ный дождь. Ярост-ный ве-тер сры-ва-ет с де-ревь-ев ос-тав-ши-еся листья.
20. Вставь пропущенные слова. Спиши текст.
Наш ... в ... отправился на экскурсию. Нашей ... предстоит преодолеть большое ... . Мы садимся в ... и едем на вокзал. На ... нас встречает экскурсовод. Дальше ... повезёт ... .
Слова для справок: экспрес_, пас_ажиров, клас_, пер_оне, суб_оту, рас_тояние, груп_е, трол_ейбус.
Подчеркни в словах удвоенные согласные. Проверь написание слов по словарю в учебнике.
Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корень.
Ответ:
Наш класс в субботу(суббот) отправился на экскурсию. Нашей группе предстоит преодолеть большое расстояние(расстоянии). Мы садимся в экспресс (экспресс)и едем на вокзал. На перроне (перрон) нас встречает экскурсовод. Дальше класс повезёт троллейбус (троллейбус).
21. Заполни сетку кроссворда.
Ответ:
Очки, печка, свечка, бабочка, ласточка.
22. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Отгадай загадку.
Её всегда з_вёт в полёт
Б_лоснежный с_молёт.
Пас_аж_рам пом_гает,
Прес_у, соки предлагает.
Эту в_здушную принцес_у
Называют ...
Выпиши слова с удвоенными согласными.
Допиши ещё 4 слова на это правило. Подчеркни орфограммы. Раздели слова для переноса.
Ответ:
Её всегда зовёт в полёт
Белоснежный самолёт.
Пассажирам помогает,
Прессу, соки предлагает.
Эту воздушную принцессу
Называют стюардесса.
Пассажирам, прессу, принцессу, стюардесса, нарцисс, шоссе, осенний, жужжание.
23. Составь и запиши предложение. Подчеркни в нём главные члены.
Поз_ней, ч_сто, дни, ос_н_ю, ненас_ные, ст_ят.
Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.
Ответ:
Поздней осенью часто стоят ненастные дни.
Поздней [по́зн´эй´] — 2 слога
П [п] — согл., тв. пар., гл. пар.
о [о́] — гл., уд.
з [з] — согл., тв. пар., зв. пар.
д (—)
н [н´] — согл., м. пар., зв. непар.
е [э] — гл., безуд.
й [й´] — согл., м. непар., зв. непар.
В слове 7 букв, 6 звуков
24. Заполни сетку.
1) Длинная узкая черта, лента.
2) Часть туловища.
3) Продукт, который дают козы, коровы.
4) Красиво поющая птичка.
5) Молодое поколение, молодые люди.
6) Отказ от пищи в знак протеста.
Подбери и запиши, где возможно, проверочные слова к обеим безударным гласным в корне.
Ответ:
1) Полоса
2) Голова
3) Молоко
4) Соловей
5) Молодёжь
6) Голодовка
25. Вставь в слова пропущенные буквы.
С_рока, в_рона, в_р_бей, с_л_вей.
Подбери и запиши обобщающее слово для данных слов.
Найди в дополнительной литературе и запиши пословицы, в которых встречаются эти слова.
Ответ:
Птицы.
Сорока, ворона, воробей, соловей.
26. Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
5) Крупная человекообразная обезьяна.
6) Сооружение в виде высокого столба
8) Обман чувств, нечто кажущееся.
9) Сообщение, переданное по телеграф
11) Сверхъестественное существо из мифологии.
12) Особый стиль плавания.
13) Женское имя.
14) Крокодил.
По вертикали:
1) Число с девятью нулями.
2) Рисунок, поясняющий что-либо.
3) Дорога с твёрдым полотном.
4) Командная игра на льду на коньках с клюшкой и шайбой.
5) Последовательный ряд музыкальных звуков.
7) Тысяча граммов.
9) Коллектив актёров театра, цирка.
10) Небольшое литературное произведение.
12) Цифровая отметка успехов.
Ответ:
По горизонтали: 5) Горилла. 6) Колонна. 8) Иллюзия. 9) Телеграмма. 11) Тролль. 12) Брасс. 13) Римма. 14) Аллигатор.
По вертикали: 1) Миллиард. 2) Иллюстрация. 3) Шоссе. 4) Хоккей. 5) Гамма. 7) Килограмм. 9) Труппа. 10) Рассказ. 12) Балл.
27. Составь и запиши однокоренные слова с корнями -смех-, -груз-, -друг-.
Укажи над словами, какой частью речи они являются. Подчеркни известные тебе орфограммы.
Обрати внимание на то, что согласные в корнях могут чередоваться.
Ответ:
Смех (с.), смешной(прил.), смешить(гл.), смеяться(гл.).
Груз(с.), грузовая(прил.), грузчик(с.), грузить(гл.).
Друг(с.), подруга(с.), дружба(с.), дружить(гл.).