Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016
Язык главный помощник в общении
Слово и его значение
1. Соедини слово с его значением. Воспользуйся толковым словарём для выполнения задания. Укажи цифрами порядок следования существительных в словаре.
Запиши, какое слово на букву ф объединяет данные слова.
Проверь по словарю: многозначное это слово □ или однозначное □.
Ответ:
Флагман — самый крупный или лучший корабль флота.
Фрегат — военно-парусный трёхмачтовый корабль.
Флотилия — отряд судов.
Флагшток — стоячий шест для флага.
Фрахт — плата за перевозку груза морским путём.
2. Спиши отрывки из стихотворений.1 Обведи зелёным карандашом слова, которые нельзя переносить.
Ч_ть слышно, бесшумно
Шуршат камыш_.
(К. Бальмонт)
Гр_хочет эхо по г_рам.
Как гром, гремящий по гр_мам.
(Г. Державин)
Определи, какие звуки помогают авторам передать шуршание и раскаты грома. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Ответ:
Чуть слышно, бесшумно
Шуршат камыш.
(К. Бальмонт)
Грохочет эхо по горам.
Как гром, гремящий по громам.
(Г. Державин)
[ш], [ж], [р], [щ´], [ч´]
3. Продолжи игру, начатую в учебнике в задании 103. Запиши слова, которые ты сможешь составить из букв слова гастроном.
Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните работы друг друга.
Ответ:
Ор, ром, сом, нос, сон, гном, гром, трон, гора.
4. Прочитай текст.1
Многие географические наименования образованы от названий различных животных. Некоторые из них широко известны: Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, остров Тюлений у Сахалина, Оленье озеро в Канаде, Каймановы острова в Карибском море, острова Галапагос (Черепашьи) в Тихом океане и т. д. Это иногда помогает узнать, где раньше обитали некоторые виды животных: например, по топонимам учёные восстановили, на каких территориях Центральной Азии в древности обитали кулан и джейран.
Определи вид текста.
□ научный
□ художественный
Укажи, в какой книге может встретиться такой текст.
□ в детской книжке о животных
□ в энциклопедии
□ в сказке о животных
Подчеркни имена собственные.
Выпиши из текста слова с ь. Раздели их для переноса.
Найди в дополнительной литературе значения выделенных слов.
Ответ:
Научный. В энциклопедии.
Многие географические наименования образованы от названий различных животных. Некоторые из них широко известны: Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, остров Тюлений у Сахалина, Оленье озеро в Канаде, Каймановы острова в Карибском море, острова Галапагос (Черепашьи) в Тихом океане и т.д. Это иногда помогает узнать, где раньше обитали некоторые виды животных: например, по топонимам учёные восстановили, на каких территориях Центральной Азии в древности обитали кулан и джейран.
Мед-вежьи, Оленье, Че-ре-пашьи, рань-ше.
5. Подбери синонимы к словам, пользуясь словарём в учебнике на с. 156.
вежливый — ...
дорогой — ...
Укажи, какой частью речи являются все слова.
□ имена существительные
□ имена прилагательные
□ глаголы
Составь и запиши предложения с двумя словами. Подчеркни в них главные члены.
Ответ:
вежливый — воспитанный
дорогой — ценный
Имена прилагательные.
6. Прочитай стихотворение.1
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею.
Вспомни автора и название произведения. Запиши их.
Какие слова ты записал(а): имена собственные □ или нарицательные □?
Найди в тексте устаревшие слова, которые мы сегодня не употребляем в речи. Подчеркни их.
Найди объяснение смысла слов в толковом словаре.
Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.
Ответ:
А. С. Пушкин (собст.) «Сказка о рыбаке и рыбке». (нариц.)
Воротился старик ко старухе.
Что ж он видит? Высокий терем.
На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею.
Шею [шэ́й´у] — 2 слога
Ш [ш] — согл., тв. неп., гл. непар.
е [э] — гл., уд.
ю [й´] — согл., м. неп., зв. неп.
[у] — гл., безуд.
В слове 3 буквы, 4 звука
7. Подбери и запиши к словам антонимы. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.
весёлый — ... (...)
ясный — ... (...)
ранний — ... (...)
счастливый — ... (...)
безобразный — ... (...)
Выделенные слова разбери по составу.
Слова для справок: поз_ний, грус_ный, ненас_ный, прекрас_ный, несчас_ный.
Ответ:
весёлый — грустный (грусть)
ясный — пасмурный (пасмурен)
ранний — поздний (опоздать)
счастливый — несчастный (несчастен)
безобразный — прекрасный (прекрасен)
Счастливый (счаст — корень, лив — суф., ый — окончание)
Безобразный (без — прист., образ — кор., н — суф., ый — ок.)
8. Прочитай фразеологизмы.1 Какое слово повторяется во всех выражениях? Объясни смысл фразеологизмов. Запиши.
чёрт ногу сломит ...
унести ноги ...
со всех ног ...
сбиться с ног ...
с головы до ног ...
валиться с ног ...
Ответ: нога
9. Разгадай ребусы.
Найди в толковом словаре значения этих слов- омонимов. Запиши.
Ответ:
Рысь. Такса. Ласка. Нота.
10. Прочитай предложения. Найди в тексте фразеологизмы, подчеркни их.
У Володи золотые руки. На уроках Ваня часто считает ворон. Максим не робкого десятка. Коля собаку съел в математике. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке. У Маши ветер в голове.
Спиши предложения, в которых фразеологизмы характеризуют детей с хорошей стороны.
Обозначь в словах ударение. Раздели их для переноса.
Ответ:
У Володи золотые руки. На уроках Ваня часто считает ворон. Максим не робкого десятка. Коля собаку съел в математике. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке. У Маши ветер в голове.
С хорошей стороны: У Володи золотые руки. Максим не робкого десятка. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке.
11. Разделитесь на группы. Выпишите из фразеологического словаря на лист бумаги фразеологизмы со словами.
Группа 1 — глаза.
Группа 2 — голова.
Группа 3 — руки.
Познакомьте ребят из других групп со значениями ваших фразеологизмов.
Ответ
12. Прочитай, какие значения имеет слово золотой.
1) блестяще-жёлтый
2) сделанный из золота
3) трудолюбивый
4) прекрасный, замечательный
Укажи, в каком значении употреблено это слово в стихотворениях.1
Детство наше золотое (_)
Всё сч_с_ливей с каждым днём.
(А. Пришелец)
Белка песенки п_ёт,
Да оре_ки всё грызёт.
А оре_ки не пр_стые,
В них скорлу_ки золотые (_).
(А. Пушкин)
В_терок спр_сил, прол_тая:
— Отчего ты, ро_ь, золотая (_)?
(Е. Серова)
Спиши любые четыре строки, подчеркни все орфограммы.
Ответ:
Детство наше золотое (4)
Всё счастливей с каждым днём.
(А. Пришелец)
Белка песенки поёт,
Да орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
В них скорлупки золотые (2).
(А. Пушкин)
Ветерок спросил, пролетая:
— Отчего ты, роль, золотая (1)?
(Е. Серова)
13. Прочитай стихи Я. Козловского.1
На виду полночных рос
Кто на тёмном небе рос?
Ясный лунный месяц.
Кто без кисти и белил
Крыши города белил?
Первый зимний месяц.
Я коня водой пою,
Песню солнышку пою:
— Ты свети, свети, светило,
Я хочу, чтоб ты светило.
Подчеркни слова-омонимы. Укажи, какими частями речи они являются.
Ответ:
На виду полночных рос(с.)
Кто на тёмном небе рос(гл.)?
Ясный лунный месяц.
Кто без кисти и белил(с.)
Крыши города белил(гл.)?
Первый зимний месяц.
Я коня водой пою(гл.),
Песню солнышку пою(гл.):
— Ты свети, свети, светило(с.),
Я хочу, чтоб ты светило(гл.).