Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 1 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Язык главный помощник в общении
Слово и его значение

1. Соедини слово с его значением. Воспользуйся толковым словарём для выполнения задания. Укажи цифрами порядок следования существительных в словаре.

Image

Запиши, какое слово на букву ф объединяет данные слова.

Проверь по словарю: многозначное это слово □ или однозначное □.

Ответ:

Флагман — самый крупный или лучший корабль флота.

Фрегат — военно-парусный трёхмачтовый корабль.

Флотилия — отряд судов.

Флагшток — стоячий шест для флага.

Фрахт — плата за перевозку груза морским путём.

2. Спиши отрывки из стихотворений.1 Обведи зелёным карандашом слова, которые нельзя переносить.

Ч_ть слышно, бесшумно

Шуршат камыш_.

(К. Бальмонт)

Гр_хочет эхо по г_рам.

Как гром, гремящий по гр_мам.

    (Г. Державин)

Определи, какие звуки помогают авторам передать шуршание и раскаты грома. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.

Ответ:

Чуть слышно, бесшумно

Шуршат камыш.

(К. Бальмонт)

Грохочет эхо по горам.

Как гром, гремящий по громам.

    (Г. Державин)

[ш], [ж], [р], [щ´], [ч´]

3. Продолжи игру, начатую в учебнике в задании 103. Запиши слова, которые ты сможешь составить из букв слова гастроном.

Обменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Сравните работы друг друга.

Ответ:

Ор, ром, сом, нос, сон, гном, гром, трон, гора.

4. Прочитай текст.1

Многие географические наименования образованы от названий различных животных. Некоторые из них широко известны: Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, остров Тюлений у Сахалина, Оленье озеро в Канаде, Каймановы острова в Карибском море, острова Галапагос (Черепашьи) в Тихом океане и т. д. Это иногда помогает узнать, где раньше обитали некоторые виды животных: например, по топонимам учёные восстановили, на каких территориях Центральной Азии в древности обитали кулан и джейран.

Определи вид текста.

□ научный

□ художественный

Укажи, в какой книге может встретиться такой текст.

□ в детской книжке о животных

□ в энциклопедии

□ в сказке о животных

Подчеркни имена собственные.

Выпиши из текста слова с ь. Раздели их для переноса.

Найди в дополнительной литературе значения выделенных слов.

Ответ:

Научный. В энциклопедии.

Многие географические наименования образованы от названий различных животных. Некоторые из них широко известны: Медвежьи острова в Восточно-Сибирском море, остров Тюлений у Сахалина, Оленье озеро в Канаде, Каймановы острова в Карибском море, острова Галапагос (Черепашьи) в Тихом океане и т.д. Это иногда помогает узнать, где раньше обитали некоторые виды животных: например, по топонимам учёные восстановили, на каких территориях Центральной Азии в древности обитали кулан и джейран.

Мед-вежьи, Оленье, Че-ре-пашьи, рань-ше.

5. Подбери синонимы к словам, пользуясь словарём в учебнике на с. 156.

вежливый — ...

дорогой — ...

Укажи, какой частью речи являются все слова.

□ имена существительные

□ имена прилагательные

□ глаголы

Составь и запиши предложения с двумя словами. Подчеркни в них главные члены.

Ответ:

вежливый — воспитанный

дорогой — ценный

Имена прилагательные.

6. Прочитай стихотворение.1

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею.

Вспомни автора и название произведения. Запиши их.

Какие слова ты записал(а): имена собственные □ или нарицательные □?

Найди в тексте устаревшие слова, которые мы сегодня не употребляем в речи. Подчеркни их.

Найди объяснение смысла слов в толковом словаре.

Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.

Ответ:

А. С. Пушкин (собст.) «Сказка о рыбаке и рыбке». (нариц.)

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею.

Шею [шэ́й´у] — 2 слога

Ш [ш] — согл., тв. неп., гл. непар.

е [э] — гл., уд.

ю [й´] — согл., м. неп., зв. неп.

[у] — гл., безуд.

В слове 3 буквы, 4 звука

7. Подбери и запиши к словам антонимы. Вставь пропущенные буквы, в скобках запиши проверочные слова.

весёлый — ... (...)

ясный — ... (...)

ранний — ... (...)

счастливый — ... (...)

безобразный — ... (...)

Выделенные слова разбери по составу.

Слова для справок: поз_ний, грус_ный, ненас_ный, прекрас_ный, несчас_ный.

Ответ:

весёлый — грустный (грусть)

ясный — пасмурный (пасмурен)

ранний — поздний (опоздать)

счастливый — несчастный (несчастен)

безобразный — прекрасный (прекрасен)

Счастливый (счаст — корень, лив — суф., ый — окончание)

Безобразный (без — прист., образ — кор., н — суф., ый — ок.)

8. Прочитай фразеологизмы.1 Какое слово повторяется во всех выражениях? Объясни смысл фразеологизмов. Запиши.

чёрт ногу сломит ...

унести ноги ...

со всех ног ...

сбиться с ног ...

с головы до ног ...

валиться с ног ...

Ответ: нога

9. Разгадай ребусы.

Image

Image

Найди в толковом словаре значения этих слов- омонимов. Запиши.

Ответ:

Рысь. Такса. Ласка. Нота.

10. Прочитай предложения. Найди в тексте фразеологизмы, подчеркни их.

У Володи золотые руки. На уроках Ваня часто считает ворон. Максим не робкого десятка. Коля собаку съел в математике. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке. У Маши ветер в голове.

Спиши предложения, в которых фразеологизмы характеризуют детей с хорошей стороны.

Обозначь в словах ударение. Раздели их для переноса.

Ответ:

У Володи золотые руки. На уроках Ваня часто считает ворон. Максим не робкого десятка. Коля собаку съел в математике. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке. У Маши ветер в голове.

С хорошей стороны: У Володи золотые руки. Максим не робкого десятка. Игорь вкладывает душу в работу. Наташа — восходящая звезда в музыке.

11. Разделитесь на группы. Выпишите из фразеологического словаря на лист бумаги фразеологизмы со словами.

Группа 1 — глаза.

Группа 2 — голова.

Группа 3 — руки.

Познакомьте ребят из других групп со значениями ваших фразеологизмов.

Ответ

12. Прочитай, какие значения имеет слово золотой.

1) блестяще-жёлтый

2) сделанный из золота

3) трудолюбивый

4) прекрасный, замечательный

Укажи, в каком значении употреблено это слово в стихотворениях.1

Детство наше золотое (_)

Всё сч_с_ливей с каждым днём.

(А. Пришелец)

Белка песенки п_ёт,

Да оре_ки всё грызёт.

А оре_ки не пр_стые,

В них скорлу_ки золотые (_).

(А. Пушкин)

В_терок спр_сил, прол_тая:

— Отчего ты, ро_ь, золотая (_)?

    (Е. Серова)

Спиши любые четыре строки, подчеркни все орфограммы.

Ответ:

Детство наше золотое (4)

Всё счастливей с каждым днём.

(А. Пришелец)

Белка песенки поёт,

Да орешки всё грызёт.

А орешки не простые,

В них скорлупки золотые (2).

(А. Пушкин)

Ветерок спросил, пролетая:

— Отчего ты, роль, золотая (1)?

    (Е. Серова)

13. Прочитай стихи Я. Козловского.1

На виду полночных рос

Кто на тёмном небе рос?

Ясный лунный месяц.

Кто без кисти и белил

Крыши города белил?

Первый зимний месяц.

Я коня водой пою,

Песню солнышку пою:

— Ты свети, свети, светило,

Я хочу, чтоб ты светило.

Подчеркни слова-омонимы. Укажи, какими частями речи они являются.

Ответ:

На виду полночных рос(с.)

Кто на тёмном небе рос(гл.)?

Ясный лунный месяц.

Кто без кисти и белил(с.)

Крыши города белил(гл.)?

Первый зимний месяц.

Я коня водой пою(гл.),

Песню солнышку пою(гл.):

— Ты свети, свети, светило(с.),

Я хочу, чтоб ты светило(гл.).