Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Повторение

1. Впиши в сетки словарные слова.

Image

Ответ:

По горизонтали:

4) Чебурашка. 5) Элли. 6) Пятачок. 8) Карлсон. 9) Алиса. 10) Тотошка.

По вертикали:

1) Золушка. 2) Буратино. 3) Карабас. 4) Чиполлино. 7) Карлсон

2. Вставь пропущенные буквы. Подбери и запиши проверочные слова.

св_ла гнездо — ...

прим_рять врагов — ...

св_ла пятно — ...

прим_рять костюм — ...

сл_зал сливки — ...

пос_дел от старости — ...

сл_зал с лестницы — ...

пос_дел на скамейке — ...

Выдели приставки в глаголах.

Ответ:

свила гнездо — вить

примирять врагов — мир

свела пятно — сводить

примерять костюм — примерка

слизал сливки — лижет

поседел от старости — седенький

слезал с лестницы — слезть

посидел на скамейке — сидя

3. Прочитай пословицы,1 объясни их смысл. Вставь пропущенные буквы.

Р_дная ст_р_на — мать, ч_жая — мачеха. Прог_л_даешься — и с п_чи слезешь. Старую л_сицу не травят м_л_дыми с_баками. Мал з_л_тник, да дор_г. Не постоишь за в_л_сок, б_р_ды не станет. Разг_вор д_рогу к_р_тает.

Подчеркни глаголы с частицей не.

Выпиши слова с двумя безударными гласными в корне. Запиши рядом проверочные слова.

Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова.

Ответ:

Родная сторона — мать, чужая — мачеха. Проголодаешься — и с печи слезешь. Старую лисицу не травят молодыми собаками. Мал золотник, да дорог. Не постоишь за волосок, бороды не станет. Разговор дорогу коротает.

Проголодаешься — голод, голодный.

молодыми — молод, молоденький.

золотник — золото, позолоченный.

волосок — волосы, волосик.

Печи [п´эч́ ы´] — 2 слога

П [п́ ] — согл., м. п., гл. п.

е [э] — гл., безуд.

ч [ч́ ] — согл., м. неп., гл. неп.

и [ы´] — гл., уд.

В слове 4б, 4зв.

4. Разгадай кроссворд.

Image

По горизонтали:

4) Плюшевая игрушка с большими ушами.

5) Девочка, путешествующая в Изумрудный город.

6) Друг Винни-Пуха.

8) Мужчина с пропеллером.

9) Лиса, подруга кота Базилио.

10) Щенок, который заговорил по пути в Изумрудный город.

По вертикали:

1) Героиня, потерявшая хрустальную туфельку.

2) Длинноносый деревянный мальчишка.

3) ...-Барабас.

4) Мальчик-луковка.

7) Шарманщик, папа деревянного мальчика.

Подчеркни в вопросах кроссворда все одушевлённые имена существительные.

Укажи, слова-отгадки — это имена существительные собственные □ или нарицательные □, одушевлённые □ или неодушевлённые □.

Ответ

5. Назови предметы. Укажи, какими местоимениями можно заменить данные слова.

Image

Ответ:

Очки — они, светильник — он, роза — она, замок — он, платок — он, медведь — он, сани — они, шорты — они, зеркало — оно, корова — она, топор — он, одеяло — оно.

6. Отгадай загадки.1 Запиши отгадки.

Я антоним слову «смех»,

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это ... .

Я антоним слова «лето».

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама!

Потому что я —

Я антоним «шума», «стука»,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна,

Называюсь ... .

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я ... .

Я антоним к слову «зной»,

Я в реке, в тени густой

И в бутылке лимонада.

А зовут меня?

Выпиши антонимы парами. Укажи их род.

Укажи в последней загадке все известные части речи.

Ответ:

Плач. Зима. Тишина. Конец. Прохлада.

Счастье (с. р.) — боль (ж. р.)

смех (м. р.) — плач (м. р.)

лето (с. р.) — зима (ж. р.)

шум (м. р.) — тишина (ж. р.)

начало (с. р.) — конец (м. р.)

зной (м. р.) — прохлада (ж. р.)

Я (мест.) антоним (с.) к (пр.) слову (с.) «зной» (с.),

Я (мест.) в (пр.) реке (с.), в (пр.) тени (с.) густой (пр.)

И (с.) в (пр.) бутылке (с.) лимонада (с.).

А (с.) зовут (гл.) меня (мест.)?

7. Определи, в каком значении использовано слово звезда в стихотворениях.1

1) небесное тело

2) фигура с остроконечными углами

3) знак отличия, имеющий форму звезды

Укажи номера ответов рядом со словами.

И у самолёта

Звёзды на крыле.

Много звёзд на небе,

Много на земле.

    (3. Александрова)

Прошли военные года,

Прошла беда крутая.

У брата на груди звезда,

Как солнце, золотая.

    (Е. Трутнева)

Найди в текстах сложное слово. Разбери его по составу.

Ответ:

И у самолёта

Звёзды (2) на крыле.

Много звёзд (1) на небе,

Много на земле.

    (3. Александрова)

Прошли военные года,

Прошла беда крутая.

У брата на груди звезда (3),

Как солнце, золотая.

    (Е. Трутнева)

Самолёта (сам, лёт — корень, о — соед. гл., а — окон.)

8. Прочитай стихотворение.1 Найди и подчеркни в тексте однородные члены. Расставь знаки препинания.

Чтобы пекарь мне испёк

Плюшку сушку пирожок

Слойку сайку булку пышку

Крендель сдобу и коврижку.

    (С. Чомора)

Укажи падеж всех имён существительных.

Выпиши слова, которые являются синонимами.

Значения каких слов тебе неизвестны? Найди их объяснение в толковом словаре.

Ответ:

Чтобы пекарь(И. п.) мне испёк

Плюшку(В. п.), сушку(В. п.), пирожок(В. п.),

Слойку(В. п.), сайку(В. п.), булку(В. п.), пышку(В. п.),

Крендель(В. п.), сдобу(В. п.), и коврижку(В. п.).

Плюшка, сушка, пирожок, слойка, сайка, булка, пышка, крендель, сдоба, коврижка.

9. Прочитай стихотворение.2 Расставь знаки препинания. Найди однородные члены предложения.

Давайте же мыться плескаться

Купаться нырять кувыркаться

В ушате в корыте в лохани

В реке в ручейке в океане

И в ванне, и в бане!

     (К. Чуковский)

Найди глаголы в неопределённой форме. Выдели в них суффикс, указывающий на неопределённую форму.

Укажи род и падеж имён существительных.

Напиши, каким является предложение по цели высказывания и по интонации.

Найди в толковом словаре значения выделенных слов.

Ответ:

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться

В ушате, в корыте, в лохани,

В реке, в ручейке, в океане,

И в ванне, и в бане!

     (К. Чуковский)

Купаться, нырять, кувыркаться, мыться, плескаться (суффикс — ть)

В ушате (с. р.), в корыте (с. р.), в лохани (ж. р.), в реке (ж. р.), в ручейке (м. р.), в океане (м. р.), и в ванне (ж. р.), и в бане (ж. р.)

Побудительное, восклицательное.

10. Спиши и отгадай загадки.1

(Не)лает, (не)кусает,

А в дом (не)пускает.

Кувшинчики и блюдца

(Не)тонут и (не)бьются.

(Не)ходит, (не)бегает,

А только прыгает.

Укажи время глаголов.

настоящее 

прошедшее

будущее

Подчеркни в предложениях главные члены.

Ответ:

Замо́к. Кувшинка. Лягушка.

Не лает(ск.), не кусает(ск.),

А в дом не пускает(ск.).

Кувшинчики(п.) и блюдца(п.)

Не тонут(ск.) и не бьются(ск.).

Не ходит(ск.), не бегает(ск.),

А только прыгает(ск.).

Глаголы в настоящем времени.

11. Дополни предложения по смыслу однородными членами. Не забудь про знаки препинания!

К началу учебного года мама купила пластилин, ... .

Осенью в стаи собираются журавли, ...

На Олимпиаде спортсмены стреляли, ...

Какими членами предложений являются однородные члены? Подчеркни их.

Ответ:

К началу учебного года мама купила пластилин, карандаши, ручки, тетради, краски, учебники, клей, фломастеры. (однор. доп.)

Осенью в стаи собираются журавли, утки, ласточки, соловьи, грачи. (однор. подл.)

На Олимпиаде спортсмены стреляли, прыгали, бегали, кувыркались. (однор. ск.)

12. Прочитай текст.1 Озаглавь его.

Постояв день или два, молоко скисает, превращается в творог. Почему это происходит?

Творог — это казеин, молочный белок. Он в молоке растворён, как сахар в воде. Но стоит прибавить к молоку кислоты, чтобы казеин выделился, захватив с собой и жир.

Виноваты в этом процессе крошечные грибки вроде дрожжей, которые всегда носятся в воздухе. Попав в молоко, они принимаются за работу — превращают молочный сахар в молочную кислоту. А от кислоты молоко и створаживается.

(По М. Ильину)

Определи тип текста.

описание 

рассуждение

повествование

Найди в тексте однокоренные слова. Выдели в них корни.

Укажи в последнем абзаце падеж имён существительных.

Разбери выделенные слова по составу.

Ответ:

Название: творог

Тип текста: рассуждение.

Молоко, молочный.

Творог, створаживается.

Виноваты в этом процессе(П. п.) крошечные грибки(В. п.) вроде дрожжей(Р. п.), которые всегда носятся в воздухе(П. п.). Попав в молоко(В. п.), они принимаются за работу(В. п.) — превращают молочный сахар(В. п.) в молочную кислоту(В. п.). А от кислоты(Р. п.) молоко(И. п.) и створаживается.

Крошечные (крош — кор., ечн — суф., ые — ок.)

молочный (молоч — кор., н — суф., ый — ок.)

створаживается (с — прист., твораж — кор., ива — суф., ет — ок., ся — постфикс)

выделился (вы — прист., дел — кор., л, ся — суф., и — окон.)

13. Распредели слова по орфограммам. Озаглавь каждую графу таблицы.

Ненастный, коллекция, босоножки, теннисный, тонна, голубь, коробка, счастливый, окрестный, коммерция, загадка, пирожки, лестница, опасный, троллейбус, шоссе, варежки, звёздный.













Ответ

14. Спиши текст.1

Кулики — стройные птич_ки на длин_ых н_гах и с очень длин_ым носом. Ж_вут они бол_ше по б_лотам, по б_р_гам в_доёмов. Но они (не)плавают, (не)ныряют: только бегают у в_ды по бер_гу и кланяются носом до земли. Носом они достают _ду в тине, в иле, под каме_ками или в тр_ве.

(По В. Бианки)

Подчеркни в тексте однородные члены предложений.

Подчеркни зелёным цветом слова, которые описывают куликов.

Выпиши словосочетания из последнего предложения. Выполни разбор предложения.

Укажи падеж всех имён существительных.

Ответ:

Кулики — стройные птички на длинных ногах и с очень длинным носом. Живут они больше по болотам(одн. обст.), по берегам(одн. обст.) водоёмов. Но они не плавают(ск.), не ныряют(одн. ск.): только бегают(ск.) у воды по берегу и кланяются(од. ск.) носом до земли. Носом они достают еду в тине(обст.), в иле, под камешками(одн. осбт.) или в траве(одн. обст.).

Носом(обст.) они(п.) достают(ск.) еду(доп.) в тине(обст.), в иле(обст.), под камешками(обст.) или в тр_ве(обст.). (повест., невоскл., простое, распр., осл. однор. сказ.)

Достают (чем?) носом

достают (что?) еду

достают (где?) в тине, в иле, под камешками, в траве.

Кулики(И. п.) — стройные птички(И. п.) на длинных ногах(П. п.) и с очень длинным носом(Т. п.). Живут они больше по болотам(Д. п.), по берегам(Д. п.) водоёмов (Р. п.). Но они не плавают, не ныряют: только бегают у воды(Р. п.) по берегу(Д, п.) и кланяются носом(Т. п.) до земли(Р. п.). Носом(Т. п.) они достают еду(В. п.) в тине(П. п.), в иле(П. п.), под камешками(Т. п.) или в траве(П. п.).

15. Выполни звуко-буквенный разбор выделенного слова в задании 14.

Водоёмов [вадай´о́маф] — 4 слога

В [в] — согл., т. п., зв. п.

о [а] — гл.. безуд.

д [д] — согл., тв. п., зв. п.

о [а] — гл., безуд.

ё [й´] — согл., м. неп., зв. неп.

 [о́] — гл., удар.

м [м] — согл., тв. п., зв. неп.

о [а] — согл., безуд.

в [ф] — согл., тв. п., гл. п.

В слове 8 букв, 9 звуков.

16. Определи тип текста.

□ описание

□ рассуждение

□ повествование

Ответ: Описание

17. Выпиши глаголы из задания 14. Образуй от них неопределённую форму и другие формы времени.

Выдели в глаголах суффиксы и окончания.

Ответ:

Живут, не плавают, не ныряют, бегают, кланяются, достают.

Живут — жить, живут, жили, будут жить

Не плавают — не плавать, не плавают, не плавали, не будут плавать

Не ныряют — не нырять, не ныряют, не ныряли, не будут нырять

Бегают — бегать, бегают, бегали, будут бегать

Кланяются — кланяться, кланяются, кланялись, будут кланяться

Достают — достать, достают, достали, достанут

18. Выпиши из текста имена прилагательные в форме множественного числа, выдели окончания, укажи род.

Составь и запиши предложение с одним из слов.

Ответ:

Стройные, длинных.

Род нельзя указать так как это множественное число.

У женщины в мультике была очень длинная шея.