Русский язык 3 класс - Рабочая тетрадь № 2 к учебнику Л. Ф. Климановой, Т. В. Бабушкиной - Е. М. Тихомирова 2016

Имя прилагательное
Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам

1. Разгадай загадки.1 Вставь пропущенные буквы.

Мален_кое, сдобное, кол_со съ_добное.

Я один тебя не с_ем, разд_лю р_бятам всем.

Рыжая плутовка, хитрая да ло_кая.

В сарай попала, всех кур сосчитала.

К_л_сится в поле ро_ь.

Там во рж_ цв_ток найдёшь.

Ярко-синий и пуш_стый,

Только жаль, что не душ_стый.

Выпиши из текста имена прилагательные. Выдели окончания, укажи род.

колесо (какое?) ...

плутовка (какая?) ...

цветок (какой?) ...

Ответ:

Бублик. Лиса. Василёк.

Маленькое, сдобное, колесо съедобное.

Я один тебя не съем, разделю ребятам всем.

Рыжая плутовка, хитрая да ловкая.

В сарай попала, всех кур сосчитала.

Колосится в поле рожь.

Там во ржи цветок найдёшь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый.

Маленькое (ср. р.), сдобное (ср. р.), съедобное (ср. р.), рыжая (ж. р.), хитрая (ж. р.), ловкая (ж. р.), колосистая (ж. р.), ярко-синий (м. р.), пушистый (м. р.), не душистый (м. р.).

колесо (какое?) маленькое (ср. р.), сдобное (ср. р.), съедобное (ср. р.)

плутовка (какая?) рыжая (ж. р.), хитрая (ж. р.), ловкая (ж. р.)

цветок (какой?) ярко-синий (м. р.), пушистый (м. р.), не душистый (м. р.).

2. Прочитай стихотворение.2

Как-то раз с большого клёна

Оторвался лист зелёный

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зелёного листа.

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг — к зелёному листу,

Лапой — хвать зелёный лист,

Дескать, поиграем.

«Не хочу», — парашютист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом зелёным

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун-листок устал

И ко мне в тетрадь упал.

Я пишу в саду под клёном

Стих о том листе зелёном.

   (Ю. Карасёва)

Выпиши из стихотворения имена прилагательные с именами существительными по образцу.

Image

Ответ:

С клёна (какого?) большого

у листа (какого?) зелёного

пёс (какой?) весёлый

к листу (какому?) зелёному

с листом (каким?) зелёным

о листе (каком?) зелёном

3. Запиши словосочетания по образцу.

Образец: вкусная каша — вкусные каши.

Гигантская лужа, местный пляж, доблестный экипаж, опасный вираж, прекрасный ландыш, грустный малыш, праздничный корж.

Укажи число имён прилагательных.

Ответ:

Гигантская лужа (ед. ч.) — гигантские лужи (мн. ч.), местный пляж (ед. ч.) — местные пляжи (мн. ч.), доблестный экипаж (ед. ч.) — доблестные экипажи (мн. ч.), опасный вираж (ед. ч.) — опасные виражи (мн. ч.), прекрасный ландыш (ед. ч.) — прекрасные ландыши (мн. ч.), грустный малыш (ед. ч.) — грустные малыши (мн. ч.), праздничный корж (ед. ч.) — праздничные коржи (мн. ч.).

4. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных.

Мягк_ руки, мягк_ игрушка, мягк глина, мягк_ голос, мягк_ свет; золот_ кольцо, золот_ характер, золот_ руки, золот_ брошь, золот_ сердце.

Укажи число и род имён прилагательных. Подчеркни те из них, которые употреблены в прямом значении.

Ответ:

Мягкие руки (мн. ч.), мягкая игрушка (ед. ч., ж. р.), мягкая глина (ед. ч., ж. р.), мягкий голос (ед. ч., м. р.), мягкий свет (ед. ч., м. р.); золотое кольцо (ед. ч., ср. р.), золотой характер (ед. ч., м. р.), золотые руки (мн. ч.), золотая брошь (ед. ч., ж. р.), золотое сердце (ед. ч., ср. р.).

5. Проверь работу ученика. Исправь ошибки. Запиши словосочетания правильно.

Белый медведь, новая шампунь, зимняя пальто, зубной врач, строгая учитель, яблочная повидло, горячее кофе, белая лебедь, медовая акварель, свежая пюре.

Выдели окончания имён прилагательных. Укажи их род.

Ответ:

Белый (м. р.) медведь, новый (м. р.) шампунь, зимнее (ср. р.) пальто, зубной (м. р.) врач, строгий (м. р.) учитель, яблочное (ср. р.) повидло, горячий (м. р.) кофе, белый (м. р.) лебедь, медовая (ж. р.) акварель, свежее (ср. р.) пюре.

6. Прочитай стихотворение.1

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

    (С. Михалков)

Выпиши из текста словосочетания существительных и прилагательных с вопросами.

Укажи род и падеж прилагательных. Разбери по составу все имена существительные.

Подчеркни в тексте антонимы.

Ответ:

Тропинке (какой?) крутой, горной (ж. р.)

барашек (какой?) чёрный (м. р.)

на мостике (каком?) горбатом (м. р.)

с братом (каким?) белым (м. р.)

По крутой тропинке горной

Шёл домой барашек чёрный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

Тропинке (троп — кор., инк — суф., е — ок.)

мостике (мост — кор., ик — суф., нул. ок.)

братом (брат — кор., ом — ок.)

домой (дом — кор., ой — ок.)

7. Прочитай текст,1 определи его тему. Озаглавь текст.

Китай — родина чая. Там с очень давних времён разводили чайные деревья. А в Европе с чаем познакомились всего лет двести назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.

Неудивительно, что он был дорог, — чай путешествовал много, чтобы добраться с далёкого Востока до европейских городов. Ведь тогда ещё не было ни пароходов, ни железных дорог.

Чай — растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. У нас он растёт в Краснодарском крае.

(А. Ивич)

Выпиши из текста слово чай в разных формах. Выдели в словах окончания, укажи падеж.

Подчеркни в тексте имена прилагательные в форме множественного числа.

Разбери по составу выделенные слова.

Что ты узнал(а) из текста о чае? Найди в дополнительной литературе ещё информацию об этом растении.

Выполни разбор последнего предложения.

Обведи зелёным карандашом имена собственные. Что они обозначают?

Ответ:

Тема, название — чай.

Чая (Р. п.), чаем (Т. п.), чай (И. п.)

Китай — родина чая. Там с очень давних времён разводили чайные деревья. А в Европе с чаем познакомились всего лет двести назад. Теперь это самый обыкновенный напиток, но тогда выпить чашку чая могли только очень богатые люди.

Неудивительно, что он был дорог, — чай путешествовал много, чтобы добраться с далёкого Востока до европейских городов. Ведь тогда ещё не было ни пароходов, ни железных дорог.

Чай — растение южное, ему нужен жаркий и влажный климат. У нас он растёт в Краснодарском крае.

Разводили (раз — прист., вод — кор., и, л — суф, и — ок.)

железных (желез — кор., н — суф, ых — ок.)

пароходов (пар, ход — кор., о — соед. гл., ов — суф, нул. ок.)

далёкого (дал — кор., ёк — суф, ого — ок.)

8. Перечитай первый абзац текста в задании 7. Выполни разбор слов чайные (деревья) и обыкновенный (напиток) как частей речи.

Ответ:

Чайные (деревья) — прил.

Н. ф. — чайный

Морф. пр.

Пост.: отн.

Непост.: мн. ч., В. п.

Синт. р.: опр.

Обыкновенный (напиток) — прил.

Н. ф. — обыкновенный

Морф. пр.

Пост.: кач.

Непост.: пол. ф., ед. ч., м. р., В. п.

Синт.р.: опр.