Русский язык - всероссийская проверочная работа за курс начальной школы - типовые задания - М. П. Хасянова 2018


Вариант 14

Часть 1

  Диктант

① Запиши текст под диктовку.

② Найди во 2-м абзаце текста предложение с однородными подлежащими. Выпиши это предложение и подчеркни в нём однородные подлежащие.

  Ответ.

③ Выпиши из текста 5-е предложение.

  Ответ.

  1) Подчеркни в нём главные члены.

  2) Над каждым словом напиши, какой частью речи оно является.

Часть 2

④ Произнеси данные ниже слова, поставь в них знак ударения над ударными гласными.

  Договор, начали, положит, сливовый.

⑤ В данном ниже предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши это слово.

  Зимой брод на реке промерзает.

  Ответ.

  Прочитай текст и выполни задания 6 — 14. Запиши ответы на отведённых для этого строчках.

(1) В Средиземном море есть небольшой остров, а на островке — гора. (2) Ещё в давние времена она внезапно грохотала, из вершины её валил дым, летели раскалённые камни. (3) Жутко становилось людям, они боялись за свою жизнь и дома. (4) Внутри вершины был чёрный глубокий колодец. (5) Существовало поверье, будто в нём находилась кузница бога огня Вулкана, поэтому остров назвали Вулькано. (6) А затем любые огнедышащие горы стали называться вулканами.

(7) После извержения вулкана пепел покрывает землю плотным слоем. (8) Постепенно он превращается в лёгкий и прочный камень — туф. (9) Туф бывает разных цветов — от сероватого и светло-фиолетового до чёрного. (10) Из него строят дома, мосты, тротуары. (11) Есть вулканы на дне моря — подводные. (12) Люди давно заметили, что, когда такой вулкан угомонится, рядом на воде плавают куски необычного камня с дырочками. (13) Этот камень называется пемза, она легче воды. (14) «Каменной пеной» хорошо оттирать грязные руки, а ещё ею стали шлифовать и полировать металлические детали машин.

(15) Вот и оказывается, что вулкан не только несёт людям гибель и разрушения, но и выбрасывает полезные для них камни. (16) Мудрая природа словно возмещает человеку его потери. (По Е. Борисову, И. Пятновой)

⑥ Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

  Ответ.

⑦ Составь и запиши план текста из трёх пунктов. В ответе ты можешь использовать сочетания слов или предложения.

  Ответ. 1, 2, 3.

⑧ Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

  Ответ.

⑨ Как ты понимаешь значение слова «полировать» из 14-го предложения? Запиши своё объяснение.

  Ответ. Полировать — значит ...

⑩ Замени слово «мудрый» («мудрая») из 16-го предложения близким по значению словом. Запиши это слово.

  Ответ. Мудрый — ...

⑪ В 1-м предложении найди слово, состав которого соответствует схеме: . Выпиши это слово, обозначь его части.

  Ответ.

⑫ Выпиши из 6-го предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).

  Ответ.

⑬ Выпиши из 14-го предложения все формы имён прилагательных с именами существительными, к которым они относятся. Укажи число, род (если есть), падеж одной из формимени прилагательного (на выбор).

  Ответ.

⑭ Выпиши из 2-го предложения все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении.

  Ответ.

⑮ Подумай и напиши, в какой жизненной ситуации уместно будет употребить выражение Как аукнется — так и откликнется.

  Ответ. Выражение Как аукнется — так и откликнется будет уместно в ситуации, когда ...