КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018
Изменение по падежам имён прилагательных
1. Прочитай. Выпиши из текста имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся. В скобках укажи род, число и падеж имён прилагательных.
Я проснулся серым утром. Комната была залита ровным жёлтым светом. Странное неяркое и неподвижное сияние было не похоже на солнечный свет. Это светили осенние листья. За ветреную и долгую ночь сад сбросил сухую листву, она лежала шумными грудами на земле и распространяла тусклое сияние. (По К. Паустовскому)
2. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. В скобках укажи падеж главного и зависимого слов каждого словосочетания.
Около гоночн... авт...м...биля (...),
про удач...ный похо... (...),
за мутн... ст...клом (...),
на к...рпич...н... з...вод... (...),
по ш...рок... ул...ц... (....),
добрый сказоч...ник (...).
3*. Прочитай пословицы и поговорки. В скобках укажи падеж имени прилагательного.
Весенний (...) день год кормит. Доброму (...) слову и кошка радуется. От гнилого (...) дерева не получить хорошего плода. Весенним (...) заморозком лето не остановишь. На чужой (...) роток не накинешь платок. На чужом (...) горе счастья не построишь.
4. Вставь пропущенные окончания имён прилагательных. Отметь ✔ строку, в словах которой пропущены одинаковые окончания.
□ о горд... человеке, низк... пенёк, в курин... гнезде
□ по тайн... приказу, после жарк... лета, с тонк... запахом
□ над узк... тропой, с лев... руки, перед учён... котом
□ на печати... станке, в мутн... зеркале, о способн... ученике
5. Прочитай текст. Выпиши имена прилагательные, называющие цвет. В скобках укажи число, род и падеж каждого имени прилагательного.
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, чёрную, серую. Краски казались мягкими из-за осенней мглы. Мокрые леса загорались вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода золотые берёзы. Я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. Под ними стояли чёрные стебли травы с оранжевыми ягодами. Иногда попадались огненные шапки мухоморов. (По К. Паустовскому)
6. Вставь пропущенные буквы. Поставь словосочетания в указанной падежной форме (с предлогом или без него). Обозначь окончания имён прилагательных.
младш...й сын ... (Т. п.)
б...рёзовая роща — ... (Д. п.)
прав...льное решение — ... (Р. п.)
старая ска...ка — ... (П. п.)
в...шнёвое в...ренье — ... (В. п.)
7. Прочитай пары предложений. Определи род и падеж выделенных слов.
1) Тёплой сухой (...) осенью мы вышли на охоту. В это время охотиться в лесу трудно: сухой (...) лист гремит под ногами.
2) Небо довольно хорошо освещалось полной (...) луной, а ближе к земле стояла непроглядная тьма. Все весело уселись за стол, положили по полной (...) тарелке клубники.
3) Душистый перец имеет пряный запах и острый жгучий (...) вкус. От жгучей (...) крапивы у Серёжки ещё долго болела нога.
8*. Прочитай стихотворение П. Соловьёвой. Выпиши все имена прилагательные в полной форме и разбери каждое как часть речи.
В саду, где берёзки
Столпились гурьбой,
Подснежника глянул
Глазок голубой.
Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом подтянулся
Из всех своих маленьких сил
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна,
Скажите, ведь правда,
Что это весна?»
Автор: О. Е. Курлыгина