КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018


Правописание безударных падежных окончаний имён существительных

1. Запиши парами слова в одинаковой падежной форме. Обозначь окончания, в скобках укажи падеж.

Поля, отцу, гнезда, окном, туфлю, коню, куклу, огнём.

2. У имени существительного в предложном падеже окончание -е, а в родительном — окончание -и.

К какому склонению относится такое имя существительное? ...

Какое окончание у него в творительном падеже? ...

3. У имени существительного в родительном падеже окончание -а, в предложном — окончание -е. Определи его склонение, запиши.

4. Два имени существительных отвечают на вопрос что? Первое из них может употребляться с предлогом, а второе — нет. Какое из имён существительных стоит в именительном падеже? Отметь ✔.

□ первое

□ второе

В каком падеже стоит другое имя существительное?

□ в родительном

□ в винительном

□ в дательном

□ в именительном

5*. Прочитай текст и найди два имени существительных, которые относятся к разным склонениям, но употреблены в тексте с одинаковыми окончаниями. При этом одно из них с предлогом, а другое — без.

Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из гнезда и запел серебристую песенку Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой.

(К. Ушинский)

Выпиши эти имена существительные и в скобках укажи падеж.

Сколько в этом тексте имён существительных в винительном падеже? Отметь ✔.

□ 4    □ 3    □ 2

6. Вставь в слова пропущенные окончания.

около тропинк... ...к радост... на дорог... с крыш... по полянк...____________ в акварел... вокруг сирен... по капельк... о красавиц... для стройк... к кормушк... об опасност...

Сравни имена существительные в каждом столбике. По какому признаку они разделены на три группы? Напиши.

Чем различаются слова разных столбиков? Отметь ✔.

□ Слова различаются формой числа.

□ Слова относятся к разным родам.

□ Слова относятся к разным типам склонения.

7. Какое из рассуждений при выборе падежных окончаний имён существительных является правильным? Отметь ✔.

□ Сидит (на чём?) на печк...   — На печи, значит, на печки.

□ Идёт (по чему?) по дорожк...  — По земле, значит, по дорожке.

□ Лежит (на чём?) на ладон...  — На коне, значит, на ладоне.

□ (О чём?) о куриной грудк...   — О груди, значит, о грудки.

Вставь на место пропусков верные окончания.

8. Найди ошибки в записи склонения и падежа имён существительных, зачеркни их и надпиши правильный вариант. Вставь окончания.

Сидеть (в чём?) в беседк... (1-е скл., П. п., ед. ч.);

альбом (кого?) подруг... (1-е скл., В. п., ед. ч.);

держит (на чём?) на ладон... (1-е скл., П. п., ед. ч.);

подошёл (к чему?) к кроват... (3-е скл., Д. п., ед. ч.);

находится (в чём?) в театр... (2-е скл., Д. п., ед. ч.);

живёт (в чём?) в пустын... (3-е скл., П. п., ед. ч.);

связан (из чего?) из шерст... (1-е скл., Р. п., ед. ч.).

9. Прочитай, вставь пропущенные буквы.

1) Валя не пришла в клас... из-за б...лезн...

2) Дети загл...нули в крайнюю хату попр...сить в...ды.

3) Женщина достала из колодца воду и п...ставила в...дро на стол.

4) Вся с...мья на б...р...гу вокруг к...телка уселась и уху нахваливает.

5) Девочки вышли на у...кую тропку, которая пробиралась вдоль д...ревни к пруду.

Выпиши из этих предложений в два столбика имена существительные в родительном и винительном падежах вместе с предлогами, если они есть.

Родительный падеж ...

Винительный падеж ...

10. Прочитай, вставь пропущенные окончания. В скобках укажи склонение и падеж имён существительных.

1) В спичечной коробк... (...) у Гал... (...) пряталась бусинка (...).

2) На крылечк... (...) лежал разноцветный половичок (...).

3) Летний мех рыс... (...) имеет яркую окраску (...).

4) У Тан... (...) в квартир... (....) живёт кот (...).

11. Прочитай предложение. Отметь ✔ строку, в которой по порядку перечислены падежи всех имён существительных во множественном числе.

Осенью замолкают птицы, прячутся по тёплым норкам зверушки.

□ В. п., И. п., П. п.  □ И. п., П. п., В. п.

□ И. п., Д. п., И. п.  □ И. п., Р. п., В. п.

12. У какого имени существительного во множественном числе в родительном падеже окончание -ов? Отметь ✔.

□ мышонок    □ слон

□ корень     □ парта

13. Отметь ✔ те окончания, которые необходимо вставить в имена существительные во множественном числе.

Галя гуляла с подружк... по школьным коридор... каждую перемену.

□ -ой, -ам   □ -ами, -ам

□ -ами, -ами □ -ами, -ов

В каких падежах употреблены эти слова?

□ в Т. п., Т. п. □ в П. п., Д. п.

□ в Т. п., Д. п. □ в Т. п., Р. п.

14. Перестрой словосочетания так, чтобы главное и зависимое слова были употреблены во множественном числе. Обозначь окончания имён существительных.

Рассматривает книгу — ...

Поинтересовался оценкой — ...

Заговорил о перестановке — ...

Лист ясеня — ...

Буква на строчке — ...

15. Заполни пропуски на месте окончаний имён существительных во множественном числе.

1) В начале лета лес зелен, полон звук...

2) На полке было много шампун... в крошечных бутылочк...

3) Малыш слез с качел... и побежал по луж...

4) На скамейке стояла корзина с ягод...

5) Ковёр из лист... шуршал под ног...

Автор: О. Е. Курлыгина