КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018
Правописание безударных падежных окончаний имён существительных
1. Запиши парами слова в одинаковой падежной форме. Обозначь окончания, в скобках укажи падеж.
Поля, отцу, гнезда, окном, туфлю, коню, куклу, огнём.
2. У имени существительного в предложном падеже окончание -е, а в родительном — окончание -и.
К какому склонению относится такое имя существительное? ...
Какое окончание у него в творительном падеже? ...
3. У имени существительного в родительном падеже окончание -а, в предложном — окончание -е. Определи его склонение, запиши.
4. Два имени существительных отвечают на вопрос что? Первое из них может употребляться с предлогом, а второе — нет. Какое из имён существительных стоит в именительном падеже? Отметь ✔.
□ первое
□ второе
В каком падеже стоит другое имя существительное?
□ в родительном
□ в винительном
□ в дательном
□ в именительном
5*. Прочитай текст и найди два имени существительных, которые относятся к разным склонениям, но употреблены в тексте с одинаковыми окончаниями. При этом одно из них с предлогом, а другое — без.
Выплыло на голубое небо красное солнце. Жаворонок выпорхнул из гнезда и запел серебристую песенку Заяц пробежал по росистому лугу за сочной травой.
(К. Ушинский)
Выпиши эти имена существительные и в скобках укажи падеж.
Сколько в этом тексте имён существительных в винительном падеже? Отметь ✔.
□ 4 □ 3 □ 2
6. Вставь в слова пропущенные окончания.
около тропинк... ...к радост... на дорог... с крыш... по полянк...____________ в акварел... вокруг сирен... по капельк... о красавиц... для стройк... к кормушк... об опасност...
Сравни имена существительные в каждом столбике. По какому признаку они разделены на три группы? Напиши.
Чем различаются слова разных столбиков? Отметь ✔.
□ Слова различаются формой числа.
□ Слова относятся к разным родам.
□ Слова относятся к разным типам склонения.
7. Какое из рассуждений при выборе падежных окончаний имён существительных является правильным? Отметь ✔.
□ Сидит (на чём?) на печк... — На печи, значит, на печки.
□ Идёт (по чему?) по дорожк... — По земле, значит, по дорожке.
□ Лежит (на чём?) на ладон... — На коне, значит, на ладоне.
□ (О чём?) о куриной грудк... — О груди, значит, о грудки.
Вставь на место пропусков верные окончания.
8. Найди ошибки в записи склонения и падежа имён существительных, зачеркни их и надпиши правильный вариант. Вставь окончания.
Сидеть (в чём?) в беседк... (1-е скл., П. п., ед. ч.);
альбом (кого?) подруг... (1-е скл., В. п., ед. ч.);
держит (на чём?) на ладон... (1-е скл., П. п., ед. ч.);
подошёл (к чему?) к кроват... (3-е скл., Д. п., ед. ч.);
находится (в чём?) в театр... (2-е скл., Д. п., ед. ч.);
живёт (в чём?) в пустын... (3-е скл., П. п., ед. ч.);
связан (из чего?) из шерст... (1-е скл., Р. п., ед. ч.).
9. Прочитай, вставь пропущенные буквы.
1) Валя не пришла в клас... из-за б...лезн...
2) Дети загл...нули в крайнюю хату попр...сить в...ды.
3) Женщина достала из колодца воду и п...ставила в...дро на стол.
4) Вся с...мья на б...р...гу вокруг к...телка уселась и уху нахваливает.
5) Девочки вышли на у...кую тропку, которая пробиралась вдоль д...ревни к пруду.
Выпиши из этих предложений в два столбика имена существительные в родительном и винительном падежах вместе с предлогами, если они есть.
Родительный падеж ...
Винительный падеж ...
10. Прочитай, вставь пропущенные окончания. В скобках укажи склонение и падеж имён существительных.
1) В спичечной коробк... (...) у Гал... (...) пряталась бусинка (...).
2) На крылечк... (...) лежал разноцветный половичок (...).
3) Летний мех рыс... (...) имеет яркую окраску (...).
4) У Тан... (...) в квартир... (....) живёт кот (...).
11. Прочитай предложение. Отметь ✔ строку, в которой по порядку перечислены падежи всех имён существительных во множественном числе.
Осенью замолкают птицы, прячутся по тёплым норкам зверушки.
□ В. п., И. п., П. п. □ И. п., П. п., В. п.
□ И. п., Д. п., И. п. □ И. п., Р. п., В. п.
12. У какого имени существительного во множественном числе в родительном падеже окончание -ов? Отметь ✔.
□ мышонок □ слон
□ корень □ парта
13. Отметь ✔ те окончания, которые необходимо вставить в имена существительные во множественном числе.
Галя гуляла с подружк... по школьным коридор... каждую перемену.
□ -ой, -ам □ -ами, -ам
□ -ами, -ами □ -ами, -ов
В каких падежах употреблены эти слова?
□ в Т. п., Т. п. □ в П. п., Д. п.
□ в Т. п., Д. п. □ в Т. п., Р. п.
14. Перестрой словосочетания так, чтобы главное и зависимое слова были употреблены во множественном числе. Обозначь окончания имён существительных.
Рассматривает книгу — ...
Поинтересовался оценкой — ...
Заговорил о перестановке — ...
Лист ясеня — ...
Буква на строчке — ...
15. Заполни пропуски на месте окончаний имён существительных во множественном числе.
1) В начале лета лес зелен, полон звук...
2) На полке было много шампун... в крошечных бутылочк...
3) Малыш слез с качел... и побежал по луж...
4) На скамейке стояла корзина с ягод...
5) Ковёр из лист... шуршал под ног...
Автор: О. Е. Курлыгина