КИМ Русский язык: предварительный контроль: текущий контроль: итоговый контроль: 4 класс - О. Е. Курлыгина 2018
Имя существительное. Склонение имён существительных
1. Прочитай. Подчеркни словосочетания, в состав которых входит имя существительное в винительном падеже.
Запасать на зиму, стоит на окне, наступила зима, выглянуть из окна, говорили о кино, влезть на дерево, снимать кино, повесить тюль, полка для обуви, открыть шкаф, занавески из тюля, чистить обувь.
Выпиши имя существительное, которое не изменяется по падежам.
В каком падеже стоят имена существительные с предлогом из? Отметь ✔.
□ в предложном □ в дательном
□ в родительном □ в винительном
* Выпиши одно имя существительное, которое не имеет формы множественного числа.
2. Прочитай. Вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
В ст...рину вместо ч...я заваривали лист...я з...мл...ники см...родины липы душицы и других тра... Но ч...ще всего пили напиток из мёда.
Выпиши из текста имена существительные с указанными признаками.
Сущ. ж. р. в ед. ч., В. п. ...
Сущ. м. р. в ед. ч., Р. п. ...
Сущ. м. р. во мн. ч., В. п. ...
3. Выпиши имена существительные, которые употребляются и в единственном, и во множественном числе.
Брюки, беготня, листья, листва, прятки, мошкара, мошка, жмурки, ельник, ель, осинник, джунгли, осина, горошинки, беглецы, луковица, плавание, гвардия, гвардеец.
Выбери одно слово с безударным гласным в корне. Составь с этим словом предложение, употребив его в форме единственного числа, родительного падежа.
4. Прочитай, вставь пропущенные буквы и знаки препинания.
Едят б...бры побеги к...ру листья. Особенно любят ...сину иву б...лотные травы. Не прочь они полакомиться трос...ником ирисом водяными лилиями. На з...му зап...сают ветки под в...дой. Для корма и стр...ительства валят б...бры и б...льшие д...ревья. (И. Акимушкин)
Сколько в этом тексте имён существительных в винительном падеже? Отметь ✔/.
□ 7 □ 8 □ 9 □ 10
В каком падеже употреблены имена существительные в третьем предложении?
□ в родительном
□ в винительном
□ в именительном
□ в творительном
5. Определи падеж имён существительных, запиши его в скобках.
Хорошо, весело в лесу (...), когда зяблик (...) поёт! Его нежный свист (...) всегда слышен в тёплый летний день (...). Но перед холодной погодой (...) зяблик (...) не поёт, а тревожно скрипит. И вскоре лес (...) начинает скучнеть, замолкают птицы (...), прячутся по тёплым норкам (...) зверушки (...). Но не всё быть холоду (...)! Вот слышите песню (...)? Это зяблик (...) поёт! В такой день (... ) я обязательно приглашу вас в лес (...), ребята. (По Н. Белякову)
6. Вставь в предложения недостающие предлоги до, на, в, к.
Заглянули ребята ... школу. А её только что отремонтировали ... началу учебного года. Стёкла окон так и сияли, ... новых партах блестел лак и отражался ... натёртом ... блеска полу.
Выпиши имена существительные с предлогами. В скобках укажи падеж.
7. Прочитай. Определи падеж выделенных имён существительных. Запиши его в скобках.
Снять с вешалки (...), пойти за грибами (...), поставить под стол (...), разглядывать с интересом (...), садиться за стол (...), платье с рукавами (...), взяться за руки (...), положить под ноги (...), книга с полки (...), пыль под кроватью (...), спрятаться за дверью (...).
8. Перестрой словосочетания так, чтобы каждое состояло из двух имён существительных. Обозначь х главное слово, в скобках укажи падеж зависимого слова.
цветочный букет — ...
молочные продукты — ...
деревянная шкатулка — ...
подземный переход — ...
беговая дорожка — ...
летние месяцы — ...
воскресный концерт — ...
9. Прочитай. Отметь ✔ группу, в которой правильно перечислены падежи данных имён существительных.
На земле, об авторе, по стране, на окне, о книге, в поле, к стене, в халате, при школе, к дяде, в кране, на трамвае, к сестре, в чайнике.
□ дательный, родительный
□ дательный, предложный
□ дательный, винительный
□ дательный, творительный
Распредели имена существительные по столбикам. Запиши их в начальной форме.
1-е склонение ...
2-е склонение ...
10. Подчеркни имена существительные 3-го склонения.
Брошь, стеречь, медаль, стержень, сирень, беречь, самостоятельность, пень, петь, речь, тополь, дверь, лечь, щель, гвоздь.
Образуй, если возможно, от имён существительных 3-го склонения однокоренные слова 1-го склонения. Запиши их парами по образцу.
Образец: мышь — мышка.
Автор: О. Е. Курлыгина