Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 1 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015
Состав слова
Вариант 1
Задание 1. Запиши название морфем.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, — это ... .
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, — ... .
Изменяемая часть слова без окончания, в которую входит приставка, корень, суффикс, — это ... .
Ответ:
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, — это суффикс.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, — приставка.
Изменяемая часть слова без окончания, в которую входит приставка, корень, суффикс, — это основа.
Задание 2. Подчеркни слова, одинаковые по составу.
Волна, картина, матушка, стулья, холода, облака.
Ответ:
Волна, картина, матушка, стулья, холода, облака.
Задание 3. Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью приставок в-, на-, за-, пере-, про-, по-, от-, вы-.
ходить — ...
лить — ...
Ответ:
ходить — входить, заходить, переходить, проходить, походить, отходить, выходить
лить — влить, налить, залить, перелить, пролить, полить, отлить, вылить.
Задание 4. Выпиши однокоренные слова. Разбери их по составу.
На стене висит календарь. Листков в нём столько, сколько дней в году. Проходит день — перелистнули листочек в календаре, и одним листом становится меньше. А если бы мы жили на планете Меркурий, то в календаре был бы только один лист, так как год на Меркурии — это один день.
(По Р. Кошурниковой)
Ответ:
Листков (лист — корень, к — суффикс, ов — окончание, листк — основа слова) — листочек (лист — корень, очек — суффикс, нулевое оконч., листочек — основа) — листом (лист — корень, ом — окончание, лист — основа) — лист (лист — корень, нулевое оконч., лист — основа слова)
Задание 5. Запиши слова в таблицу.
Облако, растение, подставка, утешение, калина, оленята.
Ответ:
1. Калина, облако
2. растение, оленята
3. подставка, утешение
Задание 6. Разбери слова по составу. Подчеркни «лишние» слова.
Мостик, носик, колосок, пончик, диванчик, проталинка.
Ответ:
Мостик (мост — корень, ик — суффикс, оконч., мостик — основа), носик (нос — корень, ик — суффикс, нулевое оконч., носик — основа), колосок (колос — корень, ок — суффикс, нулевое оконч., колосок — основа), пончик (пончик — корень, нулевое оконч., пончик — основа), диванчик (диван — корень, чик — суффикс, нулевое оконч., диванчик — основа), проталинка (про — приставка, та — корень, л, инк — суффиксы, а — окончание, проталинк — основа).
Задание 7. Образуй сложные слова от данных слов. Обозначь корни.
книга, любить — ...
сено, косить — ...
шуруп, вертеть — ...
Ответ:
Книголюб (книг — корень, о — соед. гласная, люб — корень)
сенокос (сен — корень, о — соед. гл., кос — корень)
шуруповёрт (шуруп — корень, о — соедин. гл., вёрт — корень).
Вариант 2
Задание 1. Запиши название морфем.
Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов, — это ... .
Новые слова образуются при помощи ... и ... .
Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, — это ... .
Ответ:
Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов, — это корень.
Новые слова образуются при помощи приставки и суффикса.
Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, — это окончание.
Задание 2. Подчеркни слова, одинаковые по составу.
Бритва, орлица, книжечка, цветочек, снежок, мышка.
Ответ:
Орлица, книжечка, мышка (корень, суффикс, окончание)
Цветочек, снежок (корень, суффикс, нулевое окончание)
Задание 3. Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью приставок в-, на-, за-, пере-, про-, по-, от-, вы-.
летать — ...
плыть — ...
Ответ:
летать — влетать, налетать, залетать, перелетать, отлетать, пролетать, полетать, вылетать
плыть — заплыть, переплыть, проплыть, поплыть, отплыть, выплыть.
Задание 4. Выпиши однокоренные слова. Разбери их по составу.
Александр Пушкин любил рисовать. Небольшие рисуночки возникали в его творчестве, между строками стихов и прозы. Что нарисовано на полях черновиков? Это были наброски к собственным произведениям. Много рисунков составляют портреты и автопортреты, есть и пейзажи.
(По Р. Дуганову)
Ответ:
Рисовать (рис — корень, ова — суффикс, ть — окончание, рисова — основа) — рисуночки (рис — корень, ун, очк — суффиксы, и — окончание, рисуночк — основа) — нарисовано (на — приставка, рис — корень, ова, н — суффиксы, о — окончание, нарисован — основа) — рисунков (рис — корень, ун, к — суффиксы, ов — окончание, рисунк — основа)
Портреты (портрет — корень, ы — окончание, портрет — основа) — автопортреты (авт — корень, о — соед. гл., портрет — корень, ы — окончание, автопортрет — основа)
Задание 5. Запиши слова в таблицу.
Осинка, наступление, сестрёнка, прибрежный, песня, школа.
Ответ:
1. Песня, школа
2. осинка, сестрёнка
3. наступление, прибрежный
Задание 6. Разбери слова по составу. Подчеркни «лишние» слова.
Капкан, лист, мак, повар, ледокол, щегол, ветер.
Ответ:
Капкан (капкан — корень, нулевое окончание, капкан — основа), лист (лист — корень, нулевое окончание, капкан — основа), мак (мак — корень, нулевое окончание, мак — основа), повар (по — приставка, вар — корень, нулевое окончание, повар — основа), ледокол (лед — корень, о — соед. гласная, кол — корень, нулевое окончание, ледокол — основа), щегол (щегол — корень, нулевое окончание, щегол — основа), ветер (ветер — корень, нулевое окончание, ветер — основа).
Задание 7. Образуй сложные слова от данных слов. Обозначь корни.
гвозди, дёргать — ...
птица, ловить — ...
лес, рубить — ...
Ответ:
Гвоздодёр (гвозд, дёр — корни)
птицелов (птиц, лов — корни)
лесоруб (лес, руб — корни).