Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 1 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Состав слова

Вариант 1

Задание 1. Запиши название морфем.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, — это ... .

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, — ... .

Изменяемая часть слова без окончания, в которую входит приставка, корень, суффикс, — это ... .

Ответ:

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, — это суффикс.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, — приставка.

Изменяемая часть слова без окончания, в которую входит приставка, корень, суффикс, — это основа.

Задание 2. Подчеркни слова, одинаковые по составу.

Волна, картина, матушка, стулья, холода, облака.

Ответ:

Волна, картина, матушка, стулья, холода, облака.

Задание 3. Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью приставок в-, на-, за-, пере-, про-, по-, от-, вы-.

ходить — ...

лить — ...

Ответ:

ходить — входить, заходить, переходить, проходить, походить, отходить, выходить

лить — влить, налить, залить, перелить, пролить, полить, отлить, вылить.

Задание 4. Выпиши однокоренные слова. Разбери их по составу.

На стене висит календарь. Листков в нём столько, сколько дней в году. Проходит день — перелистнули листочек в календаре, и одним листом становится меньше. А если бы мы жили на планете Меркурий, то в календаре был бы только один лист, так как год на Меркурии — это один день.

(По Р. Кошурниковой)

Ответ:

Листков (лист — корень, к — суффикс, ов — окончание, листк — основа слова) — листочек (лист — корень, очек — суффикс, нулевое оконч., листочек — основа) — листом (лист — корень, ом — окончание, лист — основа) — лист (лист — корень, нулевое оконч., лист — основа слова)

Задание 5. Запиши слова в таблицу.

Облако, растение, подставка, утешение, калина, оленята.

Ответ:

1. Калина, облако

2. растение, оленята

3. подставка, утешение

Задание 6. Разбери слова по составу. Подчеркни «лишние» слова.

Мостик, носик, колосок, пончик, диванчик, проталинка.

Ответ:

Мостик (мост — корень, ик — суффикс, оконч., мостик — основа), носик (нос — корень, ик — суффикс, нулевое оконч., носик — основа), колосок (колос — корень, ок — суффикс, нулевое оконч., колосок — основа), пончик (пончик — корень, нулевое оконч., пончик — основа), диванчик (диван — корень, чик — суффикс, нулевое оконч., диванчик — основа), проталинка (про — приставка, та — корень, л, инк — суффиксы, а — окончание, проталинк — основа).

Задание 7. Образуй сложные слова от данных слов. Обозначь корни.

книга, любить — ...

сено, косить — ...

шуруп, вертеть — ...

Ответ:

Книголюб (книг — корень, о — соед. гласная, люб — корень)

сенокос (сен — корень, о — соед. гл., кос — корень)

шуруповёрт (шуруп — корень, о — соедин. гл., вёрт — корень).

Вариант 2

Задание 1. Запиши название морфем.

Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов, — это ... .

Новые слова образуются при помощи ... и ... .

Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, — это ... .

Ответ:

Значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех родственных слов, — это корень.

Новые слова образуются при помощи приставки и суффикса.

Изменяемая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении, — это окончание.

Задание 2. Подчеркни слова, одинаковые по составу.

Бритва, орлица, книжечка, цветочек, снежок, мышка.

Ответ:

Орлица, книжечка, мышка (корень, суффикс, окончание)

Цветочек, снежок (корень, суффикс, нулевое окончание)

Задание 3. Образуй от данных слов однокоренные слова с помощью приставок в-, на-, за-, пере-, про-, по-, от-, вы-.

летать — ...

плыть — ...

Ответ:

летать — влетать, налетать, залетать, перелетать, отлетать, пролетать, полетать, вылетать

плыть — заплыть, переплыть, проплыть, поплыть, отплыть, выплыть.

Задание 4. Выпиши однокоренные слова. Разбери их по составу.

Александр Пушкин любил рисовать. Небольшие рисуночки возникали в его творчестве, между строками стихов и прозы. Что нарисовано на полях черновиков? Это были наброски к собственным произведениям. Много рисунков составляют портреты и автопортреты, есть и пейзажи.

(По Р. Дуганову)

Ответ:

Рисовать (рис — корень, ова — суффикс, ть — окончание, рисова — основа) — рисуночки (рис — корень, ун, очк — суффиксы, и — окончание, рисуночк — основа) — нарисовано (на — приставка, рис — корень, ова, н — суффиксы, о — окончание, нарисован — основа) — рисунков (рис — корень, ун, к — суффиксы, ов — окончание, рисунк — основа)

Портреты (портрет — корень, ы — окончание, портрет — основа) — автопортреты (авт — корень, о — соед. гл., портрет — корень, ы — окончание, автопортрет — основа)

Задание 5. Запиши слова в таблицу.

Осинка, наступление, сестрёнка, прибрежный, песня, школа.

Ответ:

1. Песня, школа

2. осинка, сестрёнка

3. наступление, прибрежный

Задание 6. Разбери слова по составу. Подчеркни «лишние» слова.

Капкан, лист, мак, повар, ледокол, щегол, ветер.

Ответ:

Капкан (капкан — корень, нулевое окончание, капкан — основа), лист (лист — корень, нулевое окончание, капкан — основа), мак (мак — корень, нулевое окончание, мак — основа), повар (по — приставка, вар — корень, нулевое окончание, повар — основа), ледокол (лед — корень, о — соед. гласная, кол — корень, нулевое окончание, ледокол — основа), щегол (щегол — корень, нулевое окончание, щегол — основа), ветер (ветер — корень, нулевое окончание, ветер — основа).

Задание 7. Образуй сложные слова от данных слов. Обозначь корни.

гвозди, дёргать — ...

птица, ловить — ...

лес, рубить — ...

Ответ:

Гвоздодёр (гвозд, дёр — корни)

птицелов (птиц, лов — корни)

лесоруб (лес, руб — корни).