Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 1 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Язык как средство общения

Вариант 1

Задание 1. Дополни высказывание.

Официальный язык Российской Федерации — … язык.

Какими средствами располагает наш язык?

□ звуки, буквы

□ предложения

□ слова

Ответ:

Русский

Русский язык располагает такими средствами: буквы, звуки, предложения, слова.

Задание 2. Прочитай. Определи последовательность предложений в диалоге.

□ — Я взял у неё тетрадку по математике, хотел домашнее задание посмотреть. А она так рассердилась!

□ — Дима, здравствуй, сынок! Что ты такой насупленный сидишь?

□ — А почему поссорился?

□ — Некультурный ты, говорят. Не мог по-человечески попросить.

□ — А почему ребята решили, что ты неправ?

□ — Добрый вечер, мама! Да так, я с Леной поссорился сегодня. А ребята ещё сказали, что я неправ!

Ответ:

— Дима, здравствуй, сынок! Что ты такой насупленный сидишь?

— Добрый вечер, мама! Да так, я с Леной поссорился сегодня. А ребята ещё сказали, что я неправ!

— А почему поссорился?

— Я взял у неё тетрадку по математике, хотел домашнее задание посмотреть. А она так рассердилась!

— А почему ребята решили, что ты неправ?

— Некультурный ты, говорят. Не мог по-человечески попросить.

Задание 3. Впиши в диалог Тани и её тренера по фигурному катанию вежливые слова приветствия и прощания.

— ..., Таня!

— ..., Константин Петрович!

— Как прошли твои выступления?

— Замечательно! Думаю, что моё выступление всем понравилось. Зрители громко хлопали в ладоши.

— Я рад за тебя, Таня. ...!

— ...!

Ответ:

— Здравствуй, Таня!

— Здравствуйте, Константин Петрович!

— Как прошли твои выступления?

— Замечательно! Думаю, что моё выступление всем понравилось. Зрители громко хлопали в ладоши.

— Я рад за тебя, Таня. До свидания!

— До свидания!

Задание 4. Прочитай. Выбери один верный ответ.

Настя гуляла на улице. Часов у неё не было. Какое обращение к прохожим следует использовать Насте?

□ — Подождите, стойте, сколько сейчас времени?

□ — Скажите, пожалуйста, сколько сейчас часов?

□ — Будьте добры, подскажите, сколько сейчас время?

□ — Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?

Ответ:

— Скажите, пожалуйста, сколько сейчас времени?

Задание 5. Прочитай. Запиши слова приветствия, которые тебе известны.

Слово «здравствуйте» очень старое. Это приветствие родилось из выражения «я желаю тебе здоровья». Произнося слово «здравствуйте», люди желали быть здоровыми, крепкими, сильными.

Слова-приветствия: ...

Ответ:

Слова-приветствия: привет, приветствую, добрый день, здравствуйте, мир вашему дому, доброе утро, добрый вечер.

Задание 6. Прочитай. Подчеркни сравнения.

На узкой песчаной косе, словно часовой, стояла серая огромная птица. Это цапля. Её длинная шея лежала между голубыми крыльями. Цапля казалась сонной. Но глаза цапли, круглые, золотистые, были широко открыты. Интересно было наблюдать за этой любопытной птицей.

Ответ:

На узкой песчаной косе, словно часовой, стояла серая огромная птица. Это цапля. Её длинная шея лежала между голубыми крыльями. Цапля казалась сонной. Но глаза цапли, круглые, золотистые, были широко открыты. Интересно было наблюдать за этой любопытной птицей.

Задание 7. Спиши предложения, используя слова из скобок.

а) Ребята активно (осуждали, обсуждали) содержание новой книги.

б) Деревянную матрёшку делают (искусные, искусственные) мастера.

Ответ:

а) Ребята активно обсуждали содержание новой книги.

б) Деревянную матрёшку делают искусные мастера.

Вариант 2

Задание 1. Дополни высказывание.

Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстояние, — ... .

Ответ:

Знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов закреплять речь во времени и передавать её на расстояние, — письмо.

Задание 2. Прочитай. Определи последовательность реплик в диалоге.

□ — Прими мою огромную благодарность, сынок!

□ — Здравствуйте, бабушка. Охотно вам помогу.

□ — Ты не мог бы перевести меня через дорогу? Я еле-еле хожу, а здесь машины очень быстро едут. Боюсь ненароком упасть прямо под колёса.

□ — Мальчик, здравствуй. Ты не мог бы мне помочь?

□ — Конечно, бабушка, я вам помогу.

Ответ:

— Мальчик, здравствуй. Ты не мог бы мне помочь?

— Здравствуйте, бабушка. Охотно вам помогу.

— Ты не мог бы перевести меня через дорогу? Я еле-еле хожу, а здесь машины очень быстро едут. Боюсь ненароком упасть прямо под колёса.

— Конечно, бабушка, я вам помогу.

— Прими мою огромную благодарность, сынок!

Задание 3. Впиши в диалог друзей вежливые слова приветствия и прощания.

— ..., Тимофей! Мы не виделись с тобой всё лето.

— ..., Дима! Я отдыхал в деревне у своей бабушки.

— А мы с семьёй отдыхали в Горном Алтае на озере Ая.

— Ты сможешь показать завтра фотографии? А сейчас я спешу...!

— Обязательно покажу! ...!

Ответ:

— Привет, Тимофей! Мы не виделись с тобой всё лето.

— Привет, Дима! Я отдыхал в деревне у своей бабушки.

— А мы с семьёй отдыхали в Горном Алтае на озере Ая.

— Ты сможешь показать завтра фотографии? А сейчас я спешу, до встречи!

— Обязательно покажу! Пока!

Задание 4. Прочитай. Выбери один верный ответ.

Катя набрала номер телефона своей подруги. Трубку подняла её мама. Какою реплику должна использовать Катя в своей речи?

□ — Позовите Марину, очень нужно!

□ — А Марина дома? Позовите её, пожалуйста!

□ — Здравствуйте! Это Катя. Можно пригласить Марину к телефону?

□ — Здравствуйте! Марину позовите к телефону.

Ответ:

Здравствуйте! Это Катя. Можно пригласить Марину к телефону?

Задание 5. Прочитай. Перечисли слова-прощания, которые тебе известны.

Слово «до свидания» очень старое. Это прощание означает «до скорого свидания». Произнося слово «до свидания», люди говорят о том, что они прощаются на короткое время и скоро встретятся вновь.

Ответ:

Слова-прощания: до свидания, всего хорошего, всего доброго, прощай

Задание 6. Спиши предложения, используя слова из скобок.

а) Вместе с учителем ученики составили (понятную, понятливую) технологическую карту.

б) В полиции берут (опечатки, отпечатки) пальцев.

Ответ:

а) Вместе с учителем ученики составили понятную технологическую карту.

б) В полиции берут отпечатки пальцев.

Задание 7. Прочитай. Подчеркни сравнения.

В цветнике расцвёл розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На её лепестках блестела утренняя роса, похожая на чистые прозрачные слезинки. Вокруг всё было так прекрасно! Всё обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.

(По В. Гаршину)

Ответ:

В цветнике расцвёл розовый куст. Роза распустилась в прекрасное майское утро. На её лепестках блестела утренняя роса, похожая на чистые прозрачные слезинки. Вокруг всё было так прекрасно! Всё обдувалось свежим утренним ветерком. Лучи сияющего солнца упали на лепестки розы. Она склонила чудесную головку. Роза разливала вокруг тонкий свежий запах.