Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 1 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Текст. Основные части текста. Типы текстов

Вариант 1

Задание 1. Восстанови высказывание.

Текст — это ... .

Каждый текст можно разделить на три основные части:

1 — ...

2 — ...

3 — ...

Ответ:

Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.

Каждый текст можно разделить на три основные части:

1 — вступление

2 — основная часть

3 — заключение

Задание 2. Определи порядок предложений в тексте.

□ Да и сама лопата — орудие труда, тоже напоминает лист.

□ Почему лопату назвали лопатой?

□ От слова лоп образовалось слово лопух — растение с широкими листьями.

□ Оказывается в старину существовало слово лоп, что значит широкий лист.

Ответ:

Почему лопату назвали лопатой?

Оказывается в старину существовало слово лоп, что значит широкий лист.

От слова лоп образовалось слово лопух — растение с широкими листьями.

Да и сама лопата — орудие труда, тоже напоминает лист.

Задание 3. Прочитай текст. Подчеркни предложения, которые нарушают содержание текста.

В Древнем Риме овёс считался сорняком. Этот злак являлся бедой для пшеницы. Однако народы Германии сеяли его и жили овсяной кашей.

В России из овса варили кисель. Отличается кисель из овса от фруктовых киселей своей кислотой. Он действительно кислый. Так от киселя из овса появилось слово кисель.

Ответ:

В Древнем Риме овёс считался сорняком. Этот злак являлся бедой для пшеницы. Однако народы Германии сеяли его и жили овсяной кашей.

В России из овса варили кисель. Отличается кисель из овса от фруктовых киселей своей кислотой. Он действительно кислый. Так от киселя из овса появилось слово кисель.

Задание 4. Построй схему — проведи стрелки. Запиши вопросы, которые можно задать к тексту.

Ответ:

Повествование → рассказывается, сообщается о чём-либо → «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Рассуждение → объясняется, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах, явлениях → почему? зачем?

Описание → описываются люди, события, животные, картины природы → «какой? какие?» — какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?

Задание 5. Прочитай. Определи тему текста. Составь план к тексту.

Стоит на лесной опушке берёза. Дятел продолбил в коре берёзы дырочку. Он напился сока и улетел. Побежал блестящий ручеёк по дереву. Чистые капли сока упали на землю.

Прилетели синицы и зяблики. Они напились живительной влаги. Закружились у берёзы бабочки. На запах сладкого угощения прилетели мошки и комары.

Я посмотрел на землю, на лесной пир собрались рыжие муравьи. Всех угостила вкусным соком добрая берёза.

Ответ:

Тема текста: берёза угощает соком

План

1. Берёза на опушке

2. Птицы и насекомые пьют сок

3. Всех угостила берёза

Задание 6. Составь из слов каждой строчки предложения. Озаглавь и запиши текст.

□ жили, летом, братья, пассике на

□ помогали, пчёлами, дедушке, за, они, ухаживать

□ мальчики, из, носили, ручья, воду

□ вмести, с, собирали, мёд, дедом, душистый

□ изучали, пчёл, повадки, ребята

□ осенью, готовили, внуки, пчёл, с, зимовке, дедом, к

Ответ:

Братья на пассике

Летом братья жили на пассике. Они помогали дедушке ухаживать за пчёлами. Мальчики носили из ручья воду. Вместе с дедом собирали душистый мёд. Ребята изучали повадки пчёл. Осенью внуки с дедом готовили пчёл к зимовке.

Задание 7. Составь и запиши текст-повествование по опорным словосочетаниям.

Лиса

Под корнями старого дерева, лисья нора, родились весной, слепые маленькие лисята, заботливо ухаживала, согревала их, прорезались вскоре, любили играть, весело резвились, внимательно следила, заботливая мать.

Ответ:

Лиса

Под корнями старого дерева была лисья нора. Там весной родились слепые маленькие лисята. Мама-лиса заботливо ухаживала за ними, согревала их. У лисят вскоре прорезались зубки. Они любили играть и весело резвиться. Но за ними всегда внимательно следила заботливая мать.

Вариант 2

Задание 1. Восстанови высказывание.

Тема текста — это … .

Каждый текст можно разделить на три основные части:

1 — ...

2 — ...

3 — ...

Ответ:

Тема текста — это то, о ком или о чем говорится в тексте. Предложения в тексте объединены одной темой.

Каждый текст можно разделить на три основные части:

1 — вступление

2 — основная часть

3 — заключение

Задание 2. Определи порядок предложений в тексте.

□ И, правда, по бокам у неё пёрышки совсем белые.

□ Нарядная птица — сорока!

□ У сороки есть прозвище белобока.

□ А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны.

Ответ:

У сороки есть прозвище белобока.

И, правда, по бокам у неё пёрышки совсем белые.

А вот голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны.

Нарядная птица — сорока!

Задание 3. Прочитай текст. Подчеркни предложение, которое нарушает содержание текста.

Кокосовый орех растёт на кокосовой пальме. Как используют люди кокосовый орех? Его разрезают на три части и дают высохнуть. Белая мякоть затем вынимается и сушится дальше. Овощи и фрукты полезны для здоровья. Ядро кокосового ореха имеет тяжёлый запах. Из него делают кокосовое масло. Оно идёт в пищу уже тысячу лет.

Ответ:

Кокосовый орех растёт на кокосовой пальме. Как используют люди кокосовый орех? Его разрезают на три части и дают высохнуть. Белая мякоть затем вынимается и сушится дальше. Овощи и фрукты полезны для здоровья. Ядро кокосового ореха имеет тяжёлый запах. Из него делают кокосовое масло. Оно идёт в пищу уже тысячу лет.

Задание 4. Построй схему — проведи стрелки. Запиши вопросы, которые можно задать к тексту.

Ответ:

Повествование → рассказывается, сообщается о чём-либо → «что? где? когда?» — что случилось? где и с кем произошло? когда случилось?

Рассуждение → объясняется, доказывается что-либо, автор рассуждает о причинах, явлениях → почему? зачем?

Описание → описываются люди, события, животные, картины природы → «какой? какие?» — какой предмет описывается? как выглядит? каковы его качества и свойства?

Задание 5. Прочитай. Определи тему текста. Составь план к тексту.

Костя Морозов встал, умылся и хотел делать зарядку. Вдруг он почувствовал запах гари. Мальчик осмотрел комнату, вышел на лестницу.

Из соседней квартиры ползли струйки дыма. Раздавался детский плач. Костя схватил топор и бросился к двери. Он стучал топором по двери, толкал дверь ногой. Дверь рухнула. В подъезд повалил дым.

Маленький ребёнок лежал у порога и плакал. Костя схватил его и бросился по лестнице на улицу.

Ответ:

Тема текста: Костя спас ребёнка

План

1. Запах гари

2. Правильное решение

3. Героическое спасение

Задание 6. Составь из слов каждой строчки предложения. Озаглавь и запиши текст.

□ осень, поле, уже, лес, в, пришла

□ яркие, в, листья, цвета, раскрасила, она

□ сердитые, потом, ветры, подули

□ срывали, они, красивые, швыряли, листья, землю, на, и, их

□ скоро, разноцветными, земля, листьями, покрывалась

□ глаз, красота, радует, человека, природы

Ответ:

Осень

Осень пришла уже в поле, лес. Она раскрасила листья в яркие цвета. Потом подули сердитые ветры. Они срывали красивые листья и швыряли их на землю. Скоро земля покрылась разноцветными листьями. Красота природы радует глаз человека.

Задание 7. Составь и запиши текст-повествование по опорным словосочетаниям.

Зимнее утро

Кружились в воздухе, ложились на крыши домов, озябшую землю, покрылись чистой белой скатертью, побежали к горке, катались не санках, весело смеялись, замечательное утро.

Ответ:

Зимнее утро

Снежинки кружились в воздухе. Они ложились на крыши домов и на озябшую землю. Вскоре все улицы покрылись чистой белой скатертью. Ребята побежали к горке. Они катались на санках и весело смеялись. Вот такое замечательное утро!