Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 2 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени. Правописание глаголов в прошедшем времени

Вариант 1

Задание 1. Отметь «лишнее» действие при проверке безударных личных окончаний глаголов.

□ поставить глагол в неопределённую форму

□ определить спряжение глагола

□ подобрать к глаголу однокоренные слова

Ответ: подобрать к глаголу однокоренные слова

Задание 2. Подчеркни глаголы в форме будущего времени.

Тянутся, развернёт, зашумят, предупредит, развернул, покажется.

Ответ:

Тянутся, развернёт, зашумят, предупредит, развернул, покажется.

Задание 3. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.

Неопределённая форма глагола

Глаголы прошедшего времени

м. р.

ж. р.

ср. р.

запеть




расчёсывать




поливать




Ответ:

Запеть (м. р. — запел, ж. р. — запела, ср. р. — запело)

расчёсывать (м. р. — расчёсывал, ж. р. — расчёсывала, ср. р. — расчёсывало

поливать (м. р. — поливал, ж. р. — поливала, ср. р. — поливало)

Задание 4. Измени лицо, число глагола и определи спряжение.

начинать (в 3-м л., ед. ч.) — ... (... спр.)

играть (во 2-м л., мн. ч.) — ... (... спр.)

работать (в 1-м л., мн. ч.) — ... (... спр.)

толкать (в 3-м л., мн. ч.) — ... (... спр.)

рассказать (во 2-м л., ед. ч.) — ... (... спр.)

Ответ:

начинать (в 3-м л., ед. ч.) — начинает (I спр.)

играть (во 2-м л., мн. ч.) — играете (I спр.)

работать (в 1-м л., мн. ч.) — работаем (I спр.)

толкать (в 3-м л., мн. ч.) — толкают (I спр.)

рассказать (во 2-м л., ед. ч.) — расскажешь (I спр.)

Задание 5. Подчеркни в каждой группе слов «лиш­ний» глагол.

• гонят, держат, дышит, стелить, слышать

• плачут, высыхают, перепрыгнут, пылает, ко­сят.

Ответ:

• гонят, держат, дышит, стелить (I спр.), слышать

• плачут, высыхают, перепрыгнут, пылает, ко­сят (II спр.).

Задание 6. Подбери и запиши по три глагола с безударным личным окончанием. Обозначь спряже­ние глаголов.

отвечать — ...

наколоть — ...

Ответ:

Отвечать (I спр.) — отвечаем, отвечаешь, отвечают

наколоть (I спр.) — наколют, наколешь, наколете

Задание 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы. Укажи в скобках спряжение глаголов.

Ты сид_шь и работа_шь. Вдруг тебе за­хотелось поговорить с товарищем. Ты берёшь телефонную трубку, прикладыва_шь её к уху и набира_шь нужный номер. И сейчас же слыш_шь голос своего приятеля, говор_шь с ним, шут_шь, спор_шь.

(Из журнала «Юный техник»)

Ответ:

Ты сидишь (II спр.) и работаешь (I спр.). Вдруг тебе за­хотелось (I спр.) поговорить (II спр.) с товарищем. Ты берёшь (I спр.) телефонную трубку, прикладываешь (I спр.) её к уху и набираешь (I спр.) нужный номер. И сейчас же слышишь (II спр.) голос своего приятеля, говоришь (II спр.) с ним, шутишь (II спр.), споришь (II спр.).

Вариант 2

Задание 1. Отметь «лишнее» действие при проверке безударных личных окончаний глаголов.

□ определить время, лицо, число глагола

□ определить спряжение глагола

□ определить, каким членом в предложении является глагол

Ответ: определить, каким членом в предложении является глагол

Задание 2. Подчеркни глаголы в форме настоящего времени.

ощущает почувствовали

трусят  пробуждается

резвятся зафыркает

Ответ:

ощущает почувствовали

трусят  пробуждается

резвятся зафыркает

Задание 3. Образуй от глаголов неопределённой формы глаголы прошедшего времени мужского, женского и среднего рода.

Неопределённая форма глагола

Глаголы прошедшего времени

м. р.

ж. р.

ср. р.

вынашивать




варить




помнить




Ответ:

Вынашивать (м. р. — вышивал, ж. р. — вышивала, ср. р. — вышивало

варить (м. р. — варил, ж. р. — варила, ср. р. — варило

помнить (м. р. — помнил, ж. р. — помнила, ср. р. — помнило)

Задание 4. Измени лицо, число глагола и определи спряжение.

благодарить (в 3-м л., ед. ч.) — ... ( ... спр.)

удивлять (в 1-м л., мн. ч.) — ... (... спр.)

посылать (в 3-м л., ед. ч.) — ... (... спр.)

спросить (в 1-м л., мн. ч.) — ... (... спр.)

рубить (во 2-м л., ед. ч.) — ... (... спр.)

Ответ:

благодарить (в 3-м л., ед. ч.) — благодарит (II спр.)

удивлять (в 1-м л., мн. ч.) — удивляем (I спр.)

посылать (в 3-м л., ед. ч.) — посылает (I спр.)

спросить (в 1-м л., мн. ч.) — спросим (II спр.)

рубить (во 2-м л., ед. ч.) — рубишь (II спр.)

Задание 5. Подчеркни в каждой группе слов «лиш­ний» глагол.

• гудят, клюёт, страдает, разыгрываете, свя­жем, пылает

• терпят, зависит, брить, смотрят, видеть

Ответ:

гудят, клюёт, страдает, разыгрываете, свя­жем, пылает

• терпят, зависит, брить, смотрят, видеть

Задание 6. Подбери и запиши по три глагола с безударным личным окончанием. Обозначь спряже­ние глаголов.

накормить — ...

путешествовать —...

Ответ:

накормить (II спр.) — накормите, накормим, накормишь

путешествовать (I спр.) — путешествуют, путешествует, путешествуешь.

Задание 7. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажи в скобках спряжение глаголов.

Ед_шь в декабре в Якутск и начи­на_шь понимать, что такое декабрьские холо­да. Чувству_шь, как холодеют руки и ноги. Смож_шь согреться, если побеж_шь за са­нями. Хоч_шь починить сани, взять в руки компас или молоток, но вид_шь, как белеют пальцы.

Ответ:

Едешь (I спр.) в декабре в Якутск и начи­наешь (I спр.) понимать, что такое декабрьские холо­да. Чувствуешь (I спр.), как холодеют руки и ноги. Сможешь (I спр.) согреться, если побежишь (II спр.) за са­нями. Хочешь (I спр.) починить сани, взять в руки компас или молоток, но видишь (II спр.), как белеют пальцы.