Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 2 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015


Итоговая работа

Вариант 1

Задание 1. Укажи верное утверждение.

□ однородными могут быть только главные члены предложения (подлежащее и сказуе­мое)

□ однородными могут быть только второсте­пенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)

□ однородными могут быть и главные, и вто­ростепенные члены предложения

Ответ: однородными могут быть и главные, и вто­ростепенные члены предложения

Задание 2. Запиши имена существительные в нуж­ной форме. Укажи падежи в скобках.

жил в этой (местность, деревня) — ...

сок из (морковь, вишня) — ...

просил о (помощь, услуга) — ...

вспоминал о (товарищ, мать) — ...

Ответ:

жил в этой (местность, деревня) — жил в этой местности, деревне (П. п.)

сок из (морковь, вишня) — сок из моркови, вишни (Р. п.)

просил о (помощь, услуга) — просил о помощи, об услуге (П. п.)

вспоминал о (товарищ, мать) — вспоминал о товарище, о матери (П. п.)

Задание 3. Подчеркни слова, соответствующие схеме.

Вкусный, побелка, воробышки, загородка, народный, находка, танкист, заходит, поездка, комнатка.

Ответ:

Побелка, загородка, поездка

Задание 4. Спиши предложения, употребляя местои­мения в нужной форме. Укажи в скобках падежи местоимений.

а) С Наташей я учусь с первого класса. Я очень хорошо знаю (она) и давно с (она) дружу.

б) Выступление знаменитых артистов (я) по­нравилось. Их исполнение произвело на (я) прекрасное впечатление.

Ответ:

а) С Наташей я учусь с первого класса. Я очень хорошо знаю её (В. п.) и давно с ней (Т. п.) дружу.

б) Выступление знаменитых артистов мне (Д. п.) по­нравилось. Их исполнение произвело на меня (В. п.) прекрасное впечатление.

Задание 5. Спиши текст, расставляя запятые. Под­черкни однородные члены предложения.

Каждый день весенних каникул мы совер­шали интересные экскурсии гуляли в парках посещали музеи. Сходили в музей Дарвина в Пушкинский музей в Исторический. Мы обошли все музеи Кремля осмотрели его тер­риторию.

Мне очень понравилось гулять в Битцевском парке карабкаться там по склонам оврагов пе­реходить ручейки.

А сколько ещё интересных мест в Москве!

Ответ:

Каждый день весенних каникул мы совер­шали (одн. сказуемое) интересные экскурсии, гуляли (одн. ск.) в парках, посещали (одн. ск.) музеи. Сходили |в музей Дарвина, в Пушкинский музей, в Исторический| (одн. обст.). Мы обошли (одн. ск.) все музеи Кремля, осмотрели (одн. ск.) его тер­риторию.

Мне очень |понравилось гулять| (одн. ск.) в Битцевском парке, карабкаться (онд. ск.) там по склонам оврагов, пе­реходить (одн. ск.) ручейки.

А сколько ещё интересных мест в Москве!

Задание 6. Укажи группу, в которой все слова имеют два корня.

□ наводнение, отсыреть, освещение, существи­тельное

□ трудолюбивый, слабовольный, жизнелюби­вый, равнодушный

□ грамматика, дополнение, спортсмен, справоч­ник

Ответ:

Трудолюбивый (труд, люб), слабовольный (слаб, воль), жизнелюби­вый (жизн, люб), равнодушный (равн, душ)

Задание 7. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Вес_ло (...) цв_точки (...)

В п_ле (...) п_стреют (...),

Их по н_чам (...) осв_жает (...) роса,

Днём их лучи бл_годатные (...) греют,

Ласково смотрят на них н_беса (...).

     (А. Плещеев)

Ответ:

Весело (веселье) цветочки (цвет)

В поле (поле) пестреют (пёстрый),

Их по ночам (ночь) освежает (свежесть) роса,

Днём их лучи благодатные (благо) греют,

Ласково смотрят на них небеса (небо).

Вариант 2

Задание 1. Дополни определения.

Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются ... подлежащими.

Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются ... сказуемыми.

Ответ:

Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими.

Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными сказуемыми.

Задание 2. Запиши имена существительные в нуж­ной форме. Укажи в скобках падежи.

ветка (сирень, ель) — ...

лежал на (скатерть) — ...

на краю (деревня, пропасть) — ...

спал в (кровать, колыбель) — ...

Ответ:

ветка (сирень, ель) — ветка сирени, ели (Р. п.)

лежал на (скатерть) — лежал на скатерти (П. п.)

на краю (деревня, пропасть) — деревни, пропасти (Р. п.)

спал в (кровать, колыбель) — спал в кровати, колыбели (П. п.)

Задание 3. Подчеркни слова, соответствующие схеме.

Грустный, пятак, местный, заход, мостовая, заморозки, свисток, речка, топоры, картина, записка.

Ответ:

Грустный, пятак, местный, заход, мостовая, заморозки, свисток, речка, топоры, картина, записка.

Задание 4. Спиши предложения, употребляя местои­мения в нужной форме. Укажи в скобках падежи местоимений.

а) Я хотел пригласить (ты) на вечерний киносеанс и весь вечер звонил (ты), но у (ты) постоянно занято.

б) У меня есть младшая сестра. Каждое утро я провожаю (она) в детский сад, а вечером (она) забираю домой.

Ответ:

а) Я хотел пригласить тебя (В. п.) на вечерний киносеанс и весь вечер звонил тебе (Д. п.), но у тебя (Р. п.) постоянно занято.

б) У меня есть младшая сестра. Каждое утро я провожаю её (В. п.) в детский сад, а вечером её (В. п.) забираю домой.

Задание 5. Укажи группу, в которой все слова имеют один корень.

□ самолюбивый, милосердный, доброжелатель­ный, благородный

□ свободолюбивый, великодушный, жизнера­достный, добродушный

□ исключение, кислотность, факультатив, из­мерение

Ответ: исключение, кислотность, факультатив, из­мерение

Задание 6. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Среди кустов з_лёных (...),

У речки с_р_бристой (...) (...),

Гуляет ол_нёнок (...) —

Телёночек п_тнистый (...).

Он ходит по опушке

В л_сной (...) своей ст_ронке (...),

И у него веснушки,

Совсем как у д_вчонки (...).

    (П. Комаров)

Ответ:

Среди кустов зелёных (зелень),

У речки серебристой (словарное слово) (серебряный),

Гуляет оленёнок (олень) —

Телёночек пятнистый (пятна).

Он ходит по опушке

В лесной (лес) своей сторонке (стороны),

И у него веснушки,

Совсем как у девчонки (девочка).

Задание 7. Спиши текст, расставляя запятые. Под­черкни однородные члены предложения.

Мы очень любим ходить в Исторический музей, расположенный на Красной площади.

На первом этаже посетители музея видят каменные топоры бивни мамонта скелеты древ­них людей остатки их жилищ. Опытные экс­курсоводы рассказывают о первобытных людях. Выдолбленная деревянная лодка остатки древ­него кострища кости животных примитивные орудия труда дают представление о жизни лю­дей в те далёкие тысячелетия.

Ответ:

Мы очень любим ходить в Исторический музей, расположенный на Красной площади.

На первом этаже посетители музея видят каменные топоры (одн. доп.), бивни (одн. доп.) мамонта, скелеты (одн. доп.) древ­них людей, остатки (одн. доп.) их жилищ. Опытные экс­курсоводы рассказывают о первобытных людях. Выдолбленная (одн. опр.) деревянная (одн. опр.) лодка (одн. п.), остатки (одн. п.) древ­него кострища, кости (одн. п.) животных, примитивные орудия (одн. п.) труда дают представление о жизни лю­дей в те далёкие тысячелетия.

Вариант 3

Задание 1. Дополни высказывания.

Приставка — это часть слова, которая стоит ... и служит для ... .

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, назы­вается ... .

Ответ:

Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, назы­вается суффиксом.

Задание 2. Вставь, где необходимо, непроизноси­мую согласную. Запиши рядом проверочное слово.

мес_ность — ...

пас_бище — ...

чудес_ный — ...

интерес_ный — ...

доблес_ный — ...

Ответ:

местность — место

пастбище — пасти

чудесный — чудеса

интересный — интерес

доблестный — доблесть

Задание 3. Укажи группу, во всех словах которой нет приставок.

□ принести, рассмеяться, научить

□ ужалить, пожалеть, заснеженный

□ снежок, жалость, воробышек

Ответ: снежок, жалость, воробышек

Задание 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

а) Здра_ствуй со_нце, да утро в_сёлое. (И. Никитин)

б) С окрес_ных гор уже сн_га сб_жали мутными ручьями. (А. Пушкин)

Ответ:

а) Здравствуй (здравие) солнце (солнечный), да утро весёлое (весело). (И. Никитин)

б) С окрестных (окрестить) гор уже снега (снег) сбежали (бег) мутными ручьями. (А. Пушкин)

Задание 5. Запиши слова в три столбика. Подчер­кни орфограммы.

Сюрприз, бедняк, газетка, тростник, солнце, граница, низкий, доблестный, девчонка.

Ответ:

Слово с безударной гласной

Слово с парной согласной

Слово с непроизноси­мой согласной

бедняк

сюрприз

тростник

граница

газетка

солнце

девчонка

низкий

доблестный

Задание 6. Образуй однокоренные слова, используя суффикс. Разбери по составу новые слова.

Ответ:

Тоненький (тон — корень, еньк — суффикс, ий — окончание, тоненьк — основа слова)

молоденький (молод — корень, еньк — суффикс, ий — окончание, молоденьк — основа слова)

хорошенький (хорош — корень, еньк — суффикс, ий — основа слова, хорошеньк — основа слова)

Задание 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Летом я вставал (раннее утро) и шёл в пол_. Там дышал (свежий, ароматный воздух). С интересом я наблюдал в_сход со_нца. Вот на (безоблачное небо) всходит солнце. В жару я ух_дил в сад и отдыхал в (прохладное место) под (т_нистое дерево). В_черами я заслушивался (чудес_ное пение) с_ловья.

Ответ:

Летом я вставал ранним утром и шёл в поле. Там дышал свежим, ароматным воздухом. С интересом я наблюдал восход солнца. Вот на безоблачном небе всходит солнце. В жару я уходил в сад и отдыхал в прохладном месте под тенистым деревом. Вечерами я заслушивался чудесным пением соловья.

Вариант 4

Задание 1. Закончи высказывания.

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называет­ся ... .

Суффикс — это часть слова, которая стоит ... и служит для ... .

Ответ:

Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называет­ся приставкой.

Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Задание 2. Вставь, где необходимо, непроизноси­мую согласную. Запиши рядом проверочное слово.

вес_ник — ...

опас_ный — ...

чес_ный — ...

прекрас_ный — ...

звёз_ный — ...

Ответ:

вестник — вести

опасный — опасен

честный — честь

прекрасный — прекрасен

звёздный — звезды

Задание 3. Укажи группу, во всех словах которой есть суффиксы.

□ урок, крокодил, песок

□ записка, дружок, свечка

□ сок, риск, молоко

Ответ: записка, дружок, свечка

Задание 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

а) Поз_няя осень, грачи улетели. (Н. Некрасов)

б) Моро_ и со_нце! День чудес_ный! (А. Пушкин)

Ответ:

а) Поздняя (опоздать) осень, грачи улетели. (Н. Некрасов)

б) Мороз (морозы) и солнце (солнечный)! День чудесный (чудеса)! (А. Пушкин)

Задание 5. Запиши слова в три столбика. Подчер­кни орфограммы.

Водичка, поздно, боец, капустный, грибки, лапки, свистнул, рулетка, далёкий.

Ответ:

Слово с безударной гласной

Слово с парной согласной

Слово с непроизноси­мой согласной

Водичка

грибки

поздно

боец

лапки

капустный

далёкий

рулетка

свистнул

Задание 6. Образуй однокоренные слова, используя суффикс. Разбери по составу новые слова.

Ответ:

Сторонушка (сторон — корень, ушк — суффикс, а — окончание, соронушк — основа слова)

верхушка (верх — корень, ушк — суффикс, а — окончание, верхушк — основа слова)

старушка (стар — корень, ушк — суффикс, а — окончание, старушк — основа)

Задание 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

X_р_шо в (зимний) л_су. Всё засыпано (пушистый) снегом, освещено (солнечный) све­том. Особенно х_р_ши ели. В (м _розный) воздухе звонко отдаётся каждый звук. Деревья освещены (розовато-синий) светом зах_дящего со_нца. Но вот недолгое (зимний) со_нце скрылось. На (синий) небе зажглись первые звёздочки.

Ответ:

Хорошо в зимнем лесу. Всё засыпано пушистым снегом, освещено солнечным све­том. Особенно хороши ели. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца. Но вот недолгое зимнее солнце скрылось. На синем небе зажглись первые звёздочки.