Контрольные работы по русскому языку 4 класс Часть 2 к учебникам В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - О. Н. Крылова 2015
Итоговая работа
Вариант 1
Задание 1. Укажи верное утверждение.
□ однородными могут быть только главные члены предложения (подлежащее и сказуемое)
□ однородными могут быть только второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство)
□ однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения
Ответ: однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения
Задание 2. Запиши имена существительные в нужной форме. Укажи падежи в скобках.
жил в этой (местность, деревня) — ...
сок из (морковь, вишня) — ...
просил о (помощь, услуга) — ...
вспоминал о (товарищ, мать) — ...
Ответ:
жил в этой (местность, деревня) — жил в этой местности, деревне (П. п.)
сок из (морковь, вишня) — сок из моркови, вишни (Р. п.)
просил о (помощь, услуга) — просил о помощи, об услуге (П. п.)
вспоминал о (товарищ, мать) — вспоминал о товарище, о матери (П. п.)
Задание 3. Подчеркни слова, соответствующие схеме.
Вкусный, побелка, воробышки, загородка, народный, находка, танкист, заходит, поездка, комнатка.
Ответ:
Побелка, загородка, поездка
Задание 4. Спиши предложения, употребляя местоимения в нужной форме. Укажи в скобках падежи местоимений.
а) С Наташей я учусь с первого класса. Я очень хорошо знаю (она) и давно с (она) дружу.
б) Выступление знаменитых артистов (я) понравилось. Их исполнение произвело на (я) прекрасное впечатление.
Ответ:
а) С Наташей я учусь с первого класса. Я очень хорошо знаю её (В. п.) и давно с ней (Т. п.) дружу.
б) Выступление знаменитых артистов мне (Д. п.) понравилось. Их исполнение произвело на меня (В. п.) прекрасное впечатление.
Задание 5. Спиши текст, расставляя запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
Каждый день весенних каникул мы совершали интересные экскурсии гуляли в парках посещали музеи. Сходили в музей Дарвина в Пушкинский музей в Исторический. Мы обошли все музеи Кремля осмотрели его территорию.
Мне очень понравилось гулять в Битцевском парке карабкаться там по склонам оврагов переходить ручейки.
А сколько ещё интересных мест в Москве!
Ответ:
Каждый день весенних каникул мы совершали (одн. сказуемое) интересные экскурсии, гуляли (одн. ск.) в парках, посещали (одн. ск.) музеи. Сходили |в музей Дарвина, в Пушкинский музей, в Исторический| (одн. обст.). Мы обошли (одн. ск.) все музеи Кремля, осмотрели (одн. ск.) его территорию.
Мне очень |понравилось гулять| (одн. ск.) в Битцевском парке, карабкаться (онд. ск.) там по склонам оврагов, переходить (одн. ск.) ручейки.
А сколько ещё интересных мест в Москве!
Задание 6. Укажи группу, в которой все слова имеют два корня.
□ наводнение, отсыреть, освещение, существительное
□ трудолюбивый, слабовольный, жизнелюбивый, равнодушный
□ грамматика, дополнение, спортсмен, справочник
Ответ:
Трудолюбивый (труд, люб), слабовольный (слаб, воль), жизнелюбивый (жизн, люб), равнодушный (равн, душ)
Задание 7. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Вес_ло (...) цв_точки (...)
В п_ле (...) п_стреют (...),
Их по н_чам (...) осв_жает (...) роса,
Днём их лучи бл_годатные (...) греют,
Ласково смотрят на них н_беса (...).
(А. Плещеев)
Ответ:
Весело (веселье) цветочки (цвет)
В поле (поле) пестреют (пёстрый),
Их по ночам (ночь) освежает (свежесть) роса,
Днём их лучи благодатные (благо) греют,
Ласково смотрят на них небеса (небо).
Вариант 2
Задание 1. Дополни определения.
Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются ... подлежащими.
Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются ... сказуемыми.
Ответ:
Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими.
Два или несколько сказуемых при одном подлежащем называются однородными сказуемыми.
Задание 2. Запиши имена существительные в нужной форме. Укажи в скобках падежи.
ветка (сирень, ель) — ...
лежал на (скатерть) — ...
на краю (деревня, пропасть) — ...
спал в (кровать, колыбель) — ...
Ответ:
ветка (сирень, ель) — ветка сирени, ели (Р. п.)
лежал на (скатерть) — лежал на скатерти (П. п.)
на краю (деревня, пропасть) — деревни, пропасти (Р. п.)
спал в (кровать, колыбель) — спал в кровати, колыбели (П. п.)
Задание 3. Подчеркни слова, соответствующие схеме.
Грустный, пятак, местный, заход, мостовая, заморозки, свисток, речка, топоры, картина, записка.
Ответ:
Грустный, пятак, местный, заход, мостовая, заморозки, свисток, речка, топоры, картина, записка.
Задание 4. Спиши предложения, употребляя местоимения в нужной форме. Укажи в скобках падежи местоимений.
а) Я хотел пригласить (ты) на вечерний киносеанс и весь вечер звонил (ты), но у (ты) постоянно занято.
б) У меня есть младшая сестра. Каждое утро я провожаю (она) в детский сад, а вечером (она) забираю домой.
Ответ:
а) Я хотел пригласить тебя (В. п.) на вечерний киносеанс и весь вечер звонил тебе (Д. п.), но у тебя (Р. п.) постоянно занято.
б) У меня есть младшая сестра. Каждое утро я провожаю её (В. п.) в детский сад, а вечером её (В. п.) забираю домой.
Задание 5. Укажи группу, в которой все слова имеют один корень.
□ самолюбивый, милосердный, доброжелательный, благородный
□ свободолюбивый, великодушный, жизнерадостный, добродушный
□ исключение, кислотность, факультатив, измерение
Ответ: исключение, кислотность, факультатив, измерение
Задание 6. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Среди кустов з_лёных (...),
У речки с_р_бристой (...) (...),
Гуляет ол_нёнок (...) —
Телёночек п_тнистый (...).
Он ходит по опушке
В л_сной (...) своей ст_ронке (...),
И у него веснушки,
Совсем как у д_вчонки (...).
(П. Комаров)
Ответ:
Среди кустов зелёных (зелень),
У речки серебристой (словарное слово) (серебряный),
Гуляет оленёнок (олень) —
Телёночек пятнистый (пятна).
Он ходит по опушке
В лесной (лес) своей сторонке (стороны),
И у него веснушки,
Совсем как у девчонки (девочка).
Задание 7. Спиши текст, расставляя запятые. Подчеркни однородные члены предложения.
Мы очень любим ходить в Исторический музей, расположенный на Красной площади.
На первом этаже посетители музея видят каменные топоры бивни мамонта скелеты древних людей остатки их жилищ. Опытные экскурсоводы рассказывают о первобытных людях. Выдолбленная деревянная лодка остатки древнего кострища кости животных примитивные орудия труда дают представление о жизни людей в те далёкие тысячелетия.
Ответ:
Мы очень любим ходить в Исторический музей, расположенный на Красной площади.
На первом этаже посетители музея видят каменные топоры (одн. доп.), бивни (одн. доп.) мамонта, скелеты (одн. доп.) древних людей, остатки (одн. доп.) их жилищ. Опытные экскурсоводы рассказывают о первобытных людях. Выдолбленная (одн. опр.) деревянная (одн. опр.) лодка (одн. п.), остатки (одн. п.) древнего кострища, кости (одн. п.) животных, примитивные орудия (одн. п.) труда дают представление о жизни людей в те далёкие тысячелетия.
Вариант 3
Задание 1. Дополни высказывания.
Приставка — это часть слова, которая стоит ... и служит для ... .
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется ... .
Ответ:
Приставка — это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.
Задание 2. Вставь, где необходимо, непроизносимую согласную. Запиши рядом проверочное слово.
мес_ность — ...
пас_бище — ...
чудес_ный — ...
интерес_ный — ...
доблес_ный — ...
Ответ:
местность — место
пастбище — пасти
чудесный — чудеса
интересный — интерес
доблестный — доблесть
Задание 3. Укажи группу, во всех словах которой нет приставок.
□ принести, рассмеяться, научить
□ ужалить, пожалеть, заснеженный
□ снежок, жалость, воробышек
Ответ: снежок, жалость, воробышек
Задание 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
а) Здра_ствуй со_нце, да утро в_сёлое. (И. Никитин)
б) С окрес_ных гор уже сн_га сб_жали мутными ручьями. (А. Пушкин)
Ответ:
а) Здравствуй (здравие) солнце (солнечный), да утро весёлое (весело). (И. Никитин)
б) С окрестных (окрестить) гор уже снега (снег) сбежали (бег) мутными ручьями. (А. Пушкин)
Задание 5. Запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы.
Сюрприз, бедняк, газетка, тростник, солнце, граница, низкий, доблестный, девчонка.
Ответ:
Слово с безударной гласной |
Слово с парной согласной |
Слово с непроизносимой согласной |
бедняк |
сюрприз |
тростник |
граница |
газетка |
солнце |
девчонка |
низкий |
доблестный |
Задание 6. Образуй однокоренные слова, используя суффикс. Разбери по составу новые слова.
Ответ:
Тоненький (тон — корень, еньк — суффикс, ий — окончание, тоненьк — основа слова)
молоденький (молод — корень, еньк — суффикс, ий — окончание, молоденьк — основа слова)
хорошенький (хорош — корень, еньк — суффикс, ий — основа слова, хорошеньк — основа слова)
Задание 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Летом я вставал (раннее утро) и шёл в пол_. Там дышал (свежий, ароматный воздух). С интересом я наблюдал в_сход со_нца. Вот на (безоблачное небо) всходит солнце. В жару я ух_дил в сад и отдыхал в (прохладное место) под (т_нистое дерево). В_черами я заслушивался (чудес_ное пение) с_ловья.
Ответ:
Летом я вставал ранним утром и шёл в поле. Там дышал свежим, ароматным воздухом. С интересом я наблюдал восход солнца. Вот на безоблачном небе всходит солнце. В жару я уходил в сад и отдыхал в прохладном месте под тенистым деревом. Вечерами я заслушивался чудесным пением соловья.
Вариант 4
Задание 1. Закончи высказывания.
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется ... .
Суффикс — это часть слова, которая стоит ... и служит для ... .
Ответ:
Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется приставкой.
Суффикс — это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Задание 2. Вставь, где необходимо, непроизносимую согласную. Запиши рядом проверочное слово.
вес_ник — ...
опас_ный — ...
чес_ный — ...
прекрас_ный — ...
звёз_ный — ...
Ответ:
вестник — вести
опасный — опасен
честный — честь
прекрасный — прекрасен
звёздный — звезды
Задание 3. Укажи группу, во всех словах которой есть суффиксы.
□ урок, крокодил, песок
□ записка, дружок, свечка
□ сок, риск, молоко
Ответ: записка, дружок, свечка
Задание 4. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
а) Поз_няя осень, грачи улетели. (Н. Некрасов)
б) Моро_ и со_нце! День чудес_ный! (А. Пушкин)
Ответ:
а) Поздняя (опоздать) осень, грачи улетели. (Н. Некрасов)
б) Мороз (морозы) и солнце (солнечный)! День чудесный (чудеса)! (А. Пушкин)
Задание 5. Запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы.
Водичка, поздно, боец, капустный, грибки, лапки, свистнул, рулетка, далёкий.
Ответ:
Слово с безударной гласной |
Слово с парной согласной |
Слово с непроизносимой согласной |
Водичка |
грибки |
поздно |
боец |
лапки |
капустный |
далёкий |
рулетка |
свистнул |
Задание 6. Образуй однокоренные слова, используя суффикс. Разбери по составу новые слова.
Ответ:
Сторонушка (сторон — корень, ушк — суффикс, а — окончание, соронушк — основа слова)
верхушка (верх — корень, ушк — суффикс, а — окончание, верхушк — основа слова)
старушка (стар — корень, ушк — суффикс, а — окончание, старушк — основа)
Задание 7. Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
X_р_шо в (зимний) л_су. Всё засыпано (пушистый) снегом, освещено (солнечный) светом. Особенно х_р_ши ели. В (м _розный) воздухе звонко отдаётся каждый звук. Деревья освещены (розовато-синий) светом зах_дящего со_нца. Но вот недолгое (зимний) со_нце скрылось. На (синий) небе зажглись первые звёздочки.
Ответ:
Хорошо в зимнем лесу. Всё засыпано пушистым снегом, освещено солнечным светом. Особенно хороши ели. В морозном воздухе звонко отдаётся каждый звук. Деревья освещены розовато-синим светом заходящего солнца. Но вот недолгое зимнее солнце скрылось. На синем небе зажглись первые звёздочки.