Русский язык - Тренировочные и проверочные работы 4 класс к учебнику Л. Ф. Климановой и Т. В. Бабушкиной - С. Ю. Михайлова 2015
Проверочная работа 2. Речевая культура. Обращение
1. Прочитайте продолжение текста о Павлике-Профессоре и Вовке. Вставьте пропущенные буквы.
Павлик посм_трел на небо, по которому плыло большое обл_ко, похожее на слона, и кивнул гол_вой:
— Конечно, знаю. Вот у слона всего шесть зубов.
— Всего шесть? У б_льшого слона так мало зубов? — пож_лел слона Вовка.
— Зато какие зубы! — Павлик-Профессор даже развёл руками, показывая. — Во какие! Знаменитые бивни слона — это же два его выросших зуба-резца на верхней челюсти. А ещё ост_ются ч_тыре зуба — два сверху и два снизу. Чтобы ж вать ветки, тр ву, веники всякие... Зубы со врем нем от такой пищи стираются, снашиваются, но, как у акулы, вырастают новые. И от состояния зубов зависит сама ж_знь слона.
(А. Клиентов)
Ответ:
Павлик посмотрел на небо, по которому плыло большое облако, похожее на слона, и кивнул гол_вой:
— Конечно, знаю. Вот у слона всего шесть зубов.
— Всего шесть? У большого слона так мало зубов? — пожалел слона Вовка.
— Зато какие зубы! — Павлик-Профессор даже развёл руками, показывая. — Во какие! Знаменитые бивни слона — это же два его выросших зуба-резца на верхней челюсти. А ещё остаются четыре зуба — два сверху и два снизу. Чтобы жевать ветки, траву, веники всякие... Зубы со врем нем от такой пищи стираются, снашиваются, но, как у акулы, вырастают новые. И от состояния зубов зависит сама жизнь слона.
Какой речью пользуются собеседники — деловой или разговорной? Правильный ответ подчеркните.
Ответ: разговорный с элементами научного
2. Подумайте, почему автор называет Павлика Профессором и пишет это слово с большой буквы. Запишите свои размышления. Используйте в ответе сравнения.
Охарактеризуйте (опишите) Вовку как собеседника, используя слова для выбора. Добавьте по два-три своих слова.
Вовка ...
Слова для выбора: доброжелательный, внимательный, любознательный, интересующийся, сварливый, грубый, весёлый, злой, невежливый, спокойный, неторопливый, обстоятельный, знающий, раздражительный, ворчливый.
Ответ
3. В предложениях выделите обращения знаками препинания.
Не хочешь ли друг мой Володя пойти в зоопарк и посмотреть на живого слона? С тобой обязательно пойду Павлик. Уважаемый кассир дайте нам два билета в зоопарк. Вы по всей территории будете ходить ребята или только к слонам пойдёте? Будьте осторожны уважаемые граждане посетители возле клеток с хищными зверями! Родители не подпускайте детей близко к клеткам и не разрешайте им уважаемые мамы и папы бабушки и дедушки кормить зверей. Спасибо тебе Павлуша за интересную экскурсию.
Ответ
4. Прочитайте текст. Озаглавьте его.
Слон — семейство млекопитающих отряда хоботных. У него одна пара бивней, нижних резцов и клыков нет. Скелет массивный, весом около 15% от общей массы. Кожа покрыта редкими волосами. Хобот — это сросшийся с верхней губой нос с развитыми мышцами. Слон может одним хоботом поднять целую тонну.
Живут слоны в стадах. Большую часть жизни они проводят в пути, объедая с деревьев кору и листву. Ночуют они по возможности возле водоёмов. Эти животные хорошо плавают и могут плыть не спеша целый день, причём без остановок. Средняя продолжительность жизни слона составляет 50 — 70 лет.
Слоны входят в четвёрку самых умных животных наряду с обезьяной, собакой и дельфином.
(А. Клиентов)
Составьте план для подробного пересказа текста.
Ответ
5. Объясните значение тех устойчивых выражений, которые вам известны.
Топать как слон — ...
Как слон в посудной лавке — ...
Как слону дробина — ...
Ответ