Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020

Часть 1
Повторение
Наша речь и наш язык. Текст. Предложение. Словосочетание

Вариант 1

1. Вспомни «волшебные» слова русской речи. Запиши слова приветствия.

Ответ:

Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!

2*. Прочитай текст. Определи его тему и гглавную мысль. Составь план текста.

Лев и мышь.

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала: «Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю». Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала: «Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, — бывает и от мыши добро».

Л. Н. Толстой

Тема текста: …

Главная мысль текста: …

План: …

Ответ:

«Лев и мышь»

Тема текста: взаимопомощь.

Главная мысль текста: даже самый слабый может стать полезен в трудную минуту, не стоит недооценивать других и отказываться от чьей-либо помощи.

План: 1) обещание мыши, 2) спасение льва.

3. Определи тип текста из задания 2. Запиши.

Ответ:

Повествование.

4. Восстанови схемы.

Ответ:

5*. Составь и запиши предложение с обращением.

Ответ:

Смилуйся, государыня рыбка!

* Задания, отмеченные звёздочкой, допускают различные варианты.

6. Подчеркни грамматическую основу предложения. Выпиши из него словосочетания с вопросами. Обозначь главные и зависимые слова.

Молодой воробышек неподвижно сидел на дорожке.

Ответ:

7. Прочитай предложение. Отметь неправильно выписанные словосочетания.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву.

□ поймали и привязали

□ поймали льва

□ привязали верёвкой

□ охотники поймали

□ привязали к дереву

Ответ:

Поймали и привязали, охотники поймали.

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин.

Вариант 2

1. Вспомни «волшебные» слова русской речи. Запиши слова прощания.

Ответ:

До свидания! До встречи! Прощайте! «Ворон и лисица»

2. Прочитай текст. Определи тему и главную мысль текста. Составь план текста.

Ворон и лисица.

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево. Захотелось лисице мяса, она подошла и говорит:

— Эх, ворон, как посмотрю на тебя, — по твоему росту да красоте только бы тебе царём быть! И, верно, был бы царём, кабы у тебя голос был.

Ворон разинул рот и заорал что было мочи. Мясо упало. Лисица подхватила и говорит:

— Ах, ворон, коли бы ещё у тебя и ум был, быть бы тебе царём.

Л. Н. Толстой

Тема текста: ...

Главная мысль текста: ...

План: ...

Ответ:

Тема текста: лесть и доверчивость. Главная мысль текста: не надо верить лживым словам, даже если они приятны; всегда найдётся кто-нибудь, кто воспользуется чужой глупостью.

План: 1) лесть лисы, 2) потеря мяса.

3. Определи тип текста из задания 2. Запиши.

Ответ:

Повествование.

4. Восстанови схемы.

Ответ:

5*. Составь и запиши предложение с обращением.

Ответ:

Смилуйся, государыня рыбка!

6. Подчеркни грамматическую основу предложения. Выпиши из него словосочетания с вопросами. Обозначь главные и зависимые слова.

Над ближним лесом медленно встаёт солнце.

Ответ:

7. Прочитай предложение. Отметь неправильно выписанные словосочетания.

Ворон добыл кусок мяса и сел на дерево.

□ добыл кусок

□ кусок мяса

□ добыл и сел ворон сел

□ сел на дерево

Ответ:

Добыл и сел, ворон сел.

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Пожалуйста, каникулы, хозяйство, горизонт.

Контрольное списывание № 1

Внимательно прочитай текст. Спиши. Выдели знакомые тебе орфограммы.

История ракеты.

Сейчас трудно представить, что первые ракеты появились очень давно. Их изобрели в Китае сотни лет назад. Китайцы использовали ракеты для того, чтобы запускать фейерверки. Им нравилось удивлять гостей из чужих стран.

Но потом секрет изготовления был раскрыт. Жители Европы тоже научились делать ракеты. Долгое время их применяли только во время праздников. Затем начали создавать ракетное оружие. В прошлом столетии ракеты полетели в космос.

Современными ракетами управляют при помощи компьютера.