Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020

Часть 1
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Состав слова

Вариант 1

1. Определи слово по его лексическому значению.

… — шестой день недели.

Ответ:

Суббота — шестой день недели.

2. Соедини пары слов с названием группы, к которой они относятся.

трусливый — храбрый синонимы

ладья — ладья антонимы

думать — размышлять омонимы

Подчеркни в предложениях фразеологизмы.

Так и ушла кумушка лиса несолоно хлебавши.

А лягушка его и спрашивает: «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?»

А Емеля полёживает на печи и в ус не дует.

Ответ:

3. Прочитай предложения. Отметь те из них, в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.

□ Солнечный луч осветил комнату.

□ В его глазах блеснул луч надежды.

□ Томка спал и видел сладкие сны.

□ Мама купила к чаю сладкие конфеты.

□ Девушка лёгкой походкой вышла из комнаты.

□ У него была лёгкая сумка.

Ответ:

В его глазах блеснул луч надежды.

Томка спал и видел сладкие сны.

Девушка лёгкой походкой вышла из комнаты.

4. Определи значимые части слова по их лексическим значениям.

... — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.

... — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

Ответ:

Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.

Окончание — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

5. Разбери слова по составу.

лесник

подъезд

красный

лесной

полоска

Ответ:

6. Прочитай словосочетания. Выдели значимые части слова, в которых пропущены буквы. Вставь пропущенные буквы.

Звёз_ное небо, _сенняя пора, крепкий ореш_к, высокий ду_, ни_кая ступенька, п_строить дом, с_едобные грибы, забавная обез_янка.

Ответ:

7. Прочитай слова. Выдели в них орфограммы.

Птичье гнездо, маленький братик, ржаной колосок, подъеду к дому.

Ответ:

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Библиотека, шофёр, костюм, железо, вокзал, пассажир.

Вариант 2

1. Определи слово по его лексическому значению.

… — упакованные для отправки вещи.

Ответ:

Багаж — упакованные для отправки вещи.

2. Соедини пары слов с названием группы, к которой они относятся.

такса — такса синонимы

горница — светлица антонимы

полдень — полночь омонимы

Подчеркни в предложениях фразеологизмы.

Не садись, невежа, не в свои сани.

Что, Федул, губы надул?

Бедная Крошечка-Хаврошечка работала не покладая рук.

Ответ:

3. Прочитай предложения. Отметь те из них, в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.

□ Этот город исчез с лица земли много лет назад.

□ С лица Пети сошла ухмылка.

□ Пушистое облако проплывало над рекой.

□ Бабушка связала пушистые варежки.

□ У него были железные нервы.

□ Железные вёдра сильно гремели.

Ответ:

Этот город исчез с лица земли много лет назад.

Пушистое облако проплывало над рекой. У него были железные нервы.

4. Определи значимые части слова по их лексическим значениям.

... — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

... — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

Ответ:

Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.

Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.

5. Разбери слова по составу.

печник

подъём

холодный

синий

морковка

Ответ:

6. Прочитай словосочетания. Выдели значимые части слова, в которых пропущены буквы. Вставь пропущенные буквы.

Праз_ничный ужин, в_сенние ручейки, яркий мяч_к, крутой бере_, ни_кое небо, п_солить суп, услышать об_явление, солов_иные трели.

Ответ:

7. Прочитай слова. Выдели в них орфограммы.

Лисья нора, узкая тропинка, золотая осень, свеженький хлебушек.

Ответ:

8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.

Ответ:

Библиотекарь, ещё, корабль, железо, пассажирский билет.