Самостоятельные работы по русскому языку 4 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого - Л. Н. Мовчан 2020
Часть 1
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова. Состав слова
Вариант 1
1. Определи слово по его лексическому значению.
… — шестой день недели.
Ответ:
Суббота — шестой день недели.
2. Соедини пары слов с названием группы, к которой они относятся.
трусливый — храбрый синонимы
ладья — ладья антонимы
думать — размышлять омонимы
Подчеркни в предложениях фразеологизмы.
Так и ушла кумушка лиса несолоно хлебавши.
А лягушка его и спрашивает: «Что, Иванушка, не весел? Что головушку повесил?»
А Емеля полёживает на печи и в ус не дует.
Ответ:
3. Прочитай предложения. Отметь те из них, в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.
□ Солнечный луч осветил комнату.
□ В его глазах блеснул луч надежды.
□ Томка спал и видел сладкие сны.
□ Мама купила к чаю сладкие конфеты.
□ Девушка лёгкой походкой вышла из комнаты.
□ У него была лёгкая сумка.
Ответ:
В его глазах блеснул луч надежды.
Томка спал и видел сладкие сны.
Девушка лёгкой походкой вышла из комнаты.
4. Определи значимые части слова по их лексическим значениям.
... — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.
... — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Ответ:
Корень — главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение.
Окончание — изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.
5. Разбери слова по составу.
лесник
подъезд
красный
лесной
полоска
Ответ:
6. Прочитай словосочетания. Выдели значимые части слова, в которых пропущены буквы. Вставь пропущенные буквы.
Звёз_ное небо, _сенняя пора, крепкий ореш_к, высокий ду_, ни_кая ступенька, п_строить дом, с_едобные грибы, забавная обез_янка.
Ответ:
7. Прочитай слова. Выдели в них орфограммы.
Птичье гнездо, маленький братик, ржаной колосок, подъеду к дому.
Ответ:
8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Библиотека, шофёр, костюм, железо, вокзал, пассажир.
Вариант 2
1. Определи слово по его лексическому значению.
… — упакованные для отправки вещи.
Ответ:
Багаж — упакованные для отправки вещи.
2. Соедини пары слов с названием группы, к которой они относятся.
такса — такса синонимы
горница — светлица антонимы
полдень — полночь омонимы
Подчеркни в предложениях фразеологизмы.
Не садись, невежа, не в свои сани.
Что, Федул, губы надул?
Бедная Крошечка-Хаврошечка работала не покладая рук.
Ответ:
3. Прочитай предложения. Отметь те из них, в которых многозначные слова употреблены в переносном значении.
□ Этот город исчез с лица земли много лет назад.
□ С лица Пети сошла ухмылка.
□ Пушистое облако проплывало над рекой.
□ Бабушка связала пушистые варежки.
□ У него были железные нервы.
□ Железные вёдра сильно гремели.
Ответ:
Этот город исчез с лица земли много лет назад.
Пушистое облако проплывало над рекой. У него были железные нервы.
4. Определи значимые части слова по их лексическим значениям.
... — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
... — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
Ответ:
Приставка — значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов.
Суффикс — значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов.
5. Разбери слова по составу.
печник
подъём
холодный
синий
морковка
Ответ:
6. Прочитай словосочетания. Выдели значимые части слова, в которых пропущены буквы. Вставь пропущенные буквы.
Праз_ничный ужин, в_сенние ручейки, яркий мяч_к, крутой бере_, ни_кое небо, п_солить суп, услышать об_явление, солов_иные трели.
Ответ:
7. Прочитай слова. Выдели в них орфограммы.
Лисья нора, узкая тропинка, золотая осень, свеженький хлебушек.
Ответ:
8. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Библиотекарь, ещё, корабль, железо, пассажирский билет.