Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Правописание тся и ться

Ся — это возвратная частица, она придаёт глаголам новый смысл. Ся играет роль возвратного местоимения себя.

✵Сравни: девочка причесывает и девочка причёсывается — в первом предложении речь может идти о том, что девочка причёсывает куклу, сестрёнку, собаку, тогда как второе предложение ясно указывает на то, что девочка причёсывает сама себя. Сравни также: умывает — умывается, одевает — одевается и т. д.

В начальной форме глагола (отвечает на вопросы что делать? что сделать?) пишется ться: что делать? — гордиться, казаться. Если глагол отвечает на вопросы что делает? что сделает? что делают? что сделают?, пишется тся: он (что делает?) гордится, кажется.

Упражнение 1

Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы из списка слов для справок. Но будь внимателен, хорошенько подумай, в каких случаях нужно употребить глагол с возвратной частицей ся, а в каких без неё.

Во время репетиции мы с ребятами так шумели и громыхали, что ... всех соседей.

Два дня Машу мучили угрызения совести, а на третий она ... в том, что натворила.

Родители с удивлением отметили, что за время пребывания в лагере их сын очень ... в лучшую сторону.

Выслушав замечания товарищей, Олег ... свою ошибку.

Чтобы люди стали относиться ко мне по- другому, я сам ... своё отношение к ним: стал отзывчивее, добрее, внимательнее.

Я открыл скрипучую дверь и страшно ...: прямо передо мной неподвижно стояла высокая закутанная в белое фигура.

✵Слова для справок: признавать, признаваться, изменить, измениться, испугать, испугаться

Ответ:

Во время репетиции мы с ребятами так шумели и громыхали, что испугали всех соседей.

Два дня Машу мучили угрызения совести, а на третий она призналась в том, что натворила.

Родители с удивлением отметили, что за время пребывания в лагере их сын очень изменился в лучшую сторону.

Выслушав замечания товарищей, Олег признал свою ошибку.

Чтобы люди стали относиться ко мне по-другому, я сам изменил своё отношение к ним: стал отзывчивее, добрее, внимательнее.

Я открыл скрипучую дверь и страшно испугался: прямо передо мной неподвижно стояла высокая закутанная в белое фигура.

Упражнение 2

Вставь там, где нужно, на место пропусков ь.

В тот день Гриша убедился в том, что мечты всё-таки сбывают_ся. Не надо боят_ся ошибок, на всём белом свете не найдётся человека, который никогда в своей жизни не ошибался. Все дети вели себя смирно, одна только Наташа не желала слушат_ся воспитателей.

За окном медленно кружат_ся лёгкие снежные хлопья. Во время шитья нужно быть внимательнее, неумелой портнихе ничего не стоит уколот_ся иголкой. Игорь не хотел встречаться с прежними товарищами и поспешил скрыт_ся в подворотне. Завтра будет сухо и тепло, осадков не ожидает_ся.

Ответ:

В тот день Гриша убедился в том, что мечты всё-таки сбываются. Не надо бояться ошибок, на всём белом свете не найдётся человека, который никогда в своей жизни не ошибался. Все дети вели себя смирно, одна только Наташа не желала слушаться воспитателей. За окном медленно кружатся лёгкие снежные хлопья. Во время шиться нужно быть внимательнее, неумелой портнихе ничего не стоит уколоться иголкой. Игорь не хотел встречаться с прежними товарищами и поспешил скрыться в подворотне. Завтра будет сухо и тепло, осадков не ожидается.

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Вставь там, где нужно, на место пропусков ь. Определи, какое из четырёх слов — лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор.

Не стоит обижат_ся, запутает_ся в паутине, злобно бодает_ся, редко встречает_ся;

радостно улыбает_ся, любит кусат_ся, балует _ся на уроках, занимает_ся спортом;

неплотно закрывает_ся, катат_ся на лошади, пишет_ся слитно, быстро забывает_ся;

хорошо заканчивает_ся, ковырят_ся в земле, беспомощно барахтает_ся, купает_ся в море.

Ответ:

Не стоит обижаться, запутается в паутине, злобно бодается, редко встречается;

радостно улыбается, любит кусаться, балуется на уроках, занимается спортом;

неплотно закрывается, кататься на лошади, пишется слитно, быстро забывается;

хорошо заканчивается, ковыряться в земле, беспомощно барахтается, купается в море.

Упражнение 4

Вставь там, где нужно, пропущенные буквы.

У меня в г_л_ве была ужас_ная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне принимат_ся.

То я меч_тал стать капитан_м дальн_го плавания, чтобы ст_ять, расставив ноги, на капитанск_м мос_тик_, и посетить д_лёкий Сингапур, и купить себе там забавн_ю обез_янку. А то мне до смерт_ х_телось превратит_ся в____________ нач_льника станци_ метро и ходить в красн_й фуражк_ и крич_ть толст_м гол_сом:

— Го-о-тов!

А то мне к_залось, что неплохо бы стать отважн_м путешественник_м и переплыть все океаны в ло_ке, питаясь только сырой рыб_й.

(по В. Драгунскому)

Ответ:

У меня в голове была ужасная путаница, я был какой-то растерянный и никак не мог толком решить, за что же мне приниматься.

То я мечтал стать капитаном дальнего плавания, чтобы стоять, расставив ноги, на капитанском мостике, и посетить далёкий Сингапур, и купить себе там забавную обезьянку. А то мне до смерти хотелось превратиться в начальника станции метро и ходить в красной фуражке и кричать толстым голосом:

— Го-о-тов!

А то мне казалось, что неплохо бы стать отважным путешественником и переплыть все океаны в лодке, питаясь только сырой рыбой.