Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015
Правописание твёрдого и мягкого знаков
✵Правило 1: Мягкий знак обозначает мягкость согласных на конце слова и в середине слова перед твёрдым согласным:
пять, мыльница, письмо, тетрадь.
Однако ь никогда не пишется в сочетаниях букв:
чк — дочка, чн — дачник, нч — венчать,
нщ — каменщик, рщ — спорщик,
щн — помощница, ст — хвостик,
чт — мачта, нт — бантик.
Правило 2: Разделительный мягкий знак пишется в корне слова, после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и:
колье, бельё, пьют, семья, ульи.
Твёрдый знак пишется только после приставки, перед гласными е, ё, ю, я:
подъезд, съёмка, предъявить.
Упражнение 1
Вставь там, где нужно, пропущенные буквы. Найди и подчеркни лишнее словосочетание. Объясни свой выбор.
Скуч_ный — интерес_ный, сил_ный — слабый, мален_кий — бол_шой, обыч_ный — исключител_ный, мощ_ный — озорной, бесконеч_ный — закон_ченный, соч_ный — сухой, невзрач_ный — красивый, солнеч_ный — пас_мурный, бол_ной — здоровый.
Ответ:
Скучный — интересный, сильный — слабый, маленький — большой, обычный — исключительный, мощный — озорной, бесконечный — законченный, сочный — сухой, невзрачный — красивый, солнечный — пасмурный, больной — здоровый.
Упражнение 2
Вставь на место пропусков мягкий или твёрдый знак.
Нарядное плат_е, праздничное застол_е, об_явить о помиловании, ночная с_ёмка, новогоднее весел_е, ранний под_ём, солов_иные голоса, с_едобный гриб, под_ёмный кран, солнечное воскресен_е, взрослые сынов_я, вишнёвое варен_е, пол_ёт цветы.
✵Ответ:
Нарядное платье, праздничное застолье, объявить о помиловании, ночная съёмка, новогоднее веселье, ранний подъём, соловьиные голоса, съедобный гриб, подъёмный кран, солнечное воскресенье, взрослые сыновья, вишнёвое варенье, польёт цветы.
Упражнение 3
Игра «Четвёртый лишний». Определи, какое слово из четырёх — лишнее. Подчеркни его. Объясни свой выбор.
Острые кол_я, медное коп_ё, большой об_ём, драгоценное кол_е;
прол_ёт воду, заш_ёт дырку, заб_ёт гвоздь, под_ём в гору;
в_ехать в город, об_единиться с соперниками, длинное об_яснение, летать над степ_ю;
с_ёжиться при опасности, мурав_иные тропы, заяч_и следы, лис_я нора.
Ответ:
Острые колья, медное копьё, большой объём, драгоценное колье;
прольёт воду, зашьёт дырку, забьёт гвоздь, подъём в гору;
въехать в город, объединиться с соперниками, длинное объяснение, летать над степью;
съёжиться при опасности, муравьиные тропы, заячьи следы, лисья нора.
Упражнение 4
Выбери правильный вариант написания. Неправильный зачеркни.
Уже в самый первый ден(_/ь) (а/о)тец повёл меня в са(д/т). В(е/и)ч(е/и)рело, дул в(е/и)т(е/и)рок, д(и/е)рев(ь/ъ)я ш(и/е)лестели л(е/и)ствой. Прибл(е/и)жаясь к саду, мы услышали музыку. К(о/а)залось, разом зв(и/е)нели тысячи хрустал(ь/_)ных колокол(ь/_)чиков. И от этой музыки тревожно замирало сер(д/_)це.
— Слыш(и/ы)шь, как п(а/о)ют мои сер(е/и)бристые т(а/о)поля? — спр(а/о)сил (а/о)тец.
Он отв(а/о)рил калитку, и мы вошли.
Садилос(_/ь) со(л/_)нце. Цвёл ш(е/и)повник, и его яркие цв(е/ и)ты (о/а)лели среди диких скал. Я увидел целое море сказоч(ь/_)ных ч(у/ю)дес(т/_)ных ро(з/с), струившихся разноцветными потоками, белые лилии, колыхавшихся на в(и/е)тру. Я увидел т(а/о)поля с сер(е/и)бристыми лист(ъ/ь)ями. Их в(и/е)рши- ны упирались в самое небо, так что, когда наступал веч(е/и)р, звёзды зажигались прямо на их макушках. Никому никогда не прих(а/о)дилось слышать и видеть столько прекрас(т/_)ного, сколько услышал и увидел я в саду м(а/о)его отца.
Я ничего не ск(о/а)зал, б(а/о)ясь пок(о/а)заться см(и/е)шным, хотя сам был твёрдо уверен, что прекрас(т/_)нее этого ничего на свете нет.
(по А. Линдгрен)
Ответ:
Уже в самый первый день отец повёл меня в сад. Вечерело, дул ветерок, деревья шелестели листвой. Приближаясь к саду, мы услышали музыку. Казалось, разом звенели тысячи хрустальных колокольчиков. И от этой музыки тревожно замирало сердце.
— Слышишь, как поют мои серебристые тополя? — спросил отец.
Он отворил калитку, и мы вошли.
Садилось солнце. Цвёл шиповник, и его яркие цветы алели среди диких скал. Я увидел целое море сказочных чудесных роз, струившихся разноцветными потоками, белые лилии, колыхавшихся на ветру. Я увидел тополя с серебристыми листьями. Их вершины упирались в самое небо, так что, когда наступал вечер, звёзды зажигались прямо на их макушках. Никому никогда не приходилось слышать и видеть столько прекрасного, сколько услышал и увидел я в саду моего отца.
Я ничего не сказал, боясь показаться смешным, хотя сам был твёрдо уверен, что прекраснее этого ничего на свете нет.