Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015
Правописание удвоенных согласных
Слова с удвоенными согласными в корне, как правило, являются словарными, их написание нужно запомнить наизусть:
суббота, терраса, тонна.
Удвоение согласных будет сохраняться также и в однокоренных словах:
класс — классный.
Часто удвоенные согласные пишутся там, где встречаются две части слова с одинаковой согласной. Например, в слове «лимонный» это происходит на границе корня и суффикса:
А в слове «рассказывать» — на границе приставки и корня:
В таких случаях одна из удвоенных гласных принадлежит одной части слова, а вторая — другой.
Упражнение 1
Вставь на место пропусков подходящие по смыслу слова с удвоенными согласными на стыке частей слова. Образуй их от слов, данных в скобках, при помощи суффиксов или приставок.
Образец: Листы тетрадей, в которых первоклассники учатся писать, расчерчены (наклон) наклонными линиями.
Самых важных гостей правитель страны встречал в (трон) ... зале.
Не смей обижать слабых и (защита) ...!
В конце марта у школьников начинаются (весна) ... каникулы.
Пёс был старый, седой и (зуб) ..., он почти не вставал со своей подстилки в углу комнаты и никогда не лаял.
Во время землетрясения многие дома были разрушены и превратились в бесформенные нагромождения (бетон) ... плит.
Ответ:
Самых важных гостей правитель страны встречал в тронном зале.
Не смей обижать слабых и беззащитных!
В конце марта у школьников начинаются весенние каникулы.
Пёс был старый, седой и беззубый, он почти не вставал со своей подстилки в углу комнаты и никогда не лаял.
Во время землетрясения многие дома были разрушены и превратились в бесформенные нагромождения бетонных плит.
Упражнение 2
В выделенных словах выбери правильный вариант написания, неправильный зачеркни. Правописание слов, которые вызывают у тебя затруднения, проверь по орфографическому словарю.
Российские фигуристы получили за своё выступление на соревнованиях высшие ба(л/лл)ы, и после их подсчёта оказались на высшей ступени пьедестала.
Нидерланды славятся своими прекрасными тюльпанами, ветряными мельницами и многочисленными водными каналами, эту страну по-другому называют Го(л/лл)андией.
В честь высоких гостей в королевском дворце был дан пышный ба(л/лл).
Люди на параде выстраиваются в коло(н/нн)у и торжественно шествуют по городу.
Для того, чтобы быть фотографом, недостаточно иметь хороший фотоа(п/пп)арат, необходимо обладать множеством знаний и умений и много практиковаться.
Ответ:
Российские фигуристы получили за своё выступление на соревнованиях высшие баллы, и после их подсчёта оказались на высшей ступени пьедестала.
Нидерланды славятся своими прекрасными тюльпанами, ветряными мельницами и многочисленными водными каналами, эту страну по-другому называют Голландией.
В честь высоких гостей в королевском дворце был дан пышный бал.
Люди на параде выстраиваются в колонну и торжественно шествуют по городу.
Для того, чтобы быть фотографом, недостаточно иметь хороший фотоаппарат, необходимо обладать множеством знаний и умений и много практиковаться.
Концертную программу составляет множество интересных разнообразных номеров.
Упражнение 3
Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы. Определи, какое из четырёх слов — лишнее. Подчеркни его. Объясни свой выбор. Найди в этом упражнение слово, в котором удвоение согласных происходит сразу в двух местах — на стыке приставки и корня, а также на стыке корня и суффикса. Обведи это слово красным цветом.
✵с/сс: очередь в ка_у, заплести ко_у, вычислить ма_у, выехать на тра_у;
н/нн: орга_ая музыка, дива_ая подушка, була_ый конь, тума_ые улицы;
д/дд: по_ать жару, по_ельные драгоценности, королевские по_анные, ничего по_обного;
с/сс: бе_онная ночь, бе_ловесное пение, бе_покойный гость, бе_овестный сосед.
Ответ:
с/сс: очередь в кассу, заплести косу, вычислить массу, выехать на трассу;
✵н/нн: органная музыка, диванная подушка, буланый конь, туманные улицы;
д/дд: поддать жару, поддельные драгоценности, королевские подданные, ничего подобного;
с/сс: бессонная ночь, бессловесное пение, беспокойный гость, бессовестный сосед.
Упражнение 4
Вставь пропущенные буквы.
Я и сам видел, как из дупла высунулась зм_иная г_л_ва, и даже слышал ш_пение — точ_но такое, какое изд_ют ра_ерженные змеи.
— Уб_ём её! — предлож_л Димка.
Он секунду подумал, поднял с з_мли толстый сук и сильно стукнул по ств_лу дер_ва.
И вдруг из дупла выл_тела птич_ка. Села на ветку и ну в_ртеть во все стор_ны г_л_вой. Димка раст_рялся и даже сук выр_нил.
— Как же это? — спр_сил он наконец.
— А вот зм_я вз_ла и в птич_ку превр_тилась, — сер_ёзно ответил я.
(по Ю. Дмитриеву)
Ответ:
Я и сам видел, как из дупла высунулась змеиная голова, и даже слышал шипение — точно такое, какое издают рассерженные змеи.
— Убьём её! — предложил Димка.
Он секунду подумал, поднял с земли толстый сук и сильно стукнул по стволу дерева.
И вдруг из дупла вылетела птичка. Села на ветку и ну вертеть во все стороны головой. Димка растерялся и даже сук выронил.
— Как же это? — спросил он наконец.
— А вот змея взяла и в птичку превратилась, — серьёзно ответил я.