Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Правописание не с глаголами

Частица не пишется с глаголами раздельно: не_гулял, не_хочу, не_заметили. Не пишется с глаголами слитно только в тех случаях, когда глаголы без не не употребляются:

негодовать, ненавидеть, недоумевать.

Упражнение 1

Слитно или раздельно? Соедини там, где нужно, частицу не с глаголами.

Не_скрываешь чувств, не_могу забыть, не_был в Англии, не_жишься на_солнышке, не_желаешь зла, не_имеет документов, не_стоит в очереди, постоянно не_рвировал, не_гадай понапрасну, не_поддавайся на уговоры, не_рвничаешь в разлуке, не_говори никому.

Ответ:

Не скрываешь чувств, не могу забыть, не был в Англии, нежишься на солнышке, не желаешь зла, не имеет документов, не стоит в очереди, постоянно нервировал, не гадай понапрасну, не поддавайся на уговоры, нервничаешь в разлуке, не говори никому.

Упражнение 2

Вставь в предложения подходящие по смыслу глаголы с частицей не.

Бабушка ... меня и продолжала заниматься своими повседневными делами.

Отец вернулся из длительной поездки, и Оля с удивлением обнаружила, что он ничего ... ей.

«Я на тебя ...!» — сказала мама и погладила меня по голове.

Если ты ..., мне придётся пожаловаться твоим родителям!

Если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением, никогда ... тех, кто рядом с тобой.

Ответ:

Бабушка (не видела, не замечала, не слышала) меня и продолжала заниматься своими повседневными делами.

Отец вернулся из длительной поездки, и Оля с удивлением обнаружила, что он ничего (не привёз, не купил, не рассказывает) ей.

«Я на тебя (не сержусь, не обижаюсь, не злюсь)!» — сказала мама и погладила меня по голове.

Если ты (не исправишься, не одумаешься, не возьмёшься за ум, не извинишься), мне придётся пожаловаться твоим родителям!

Если хочешь, чтобы к тебе относились с уважением, никогда (не обманывай, не обижай, не унижай) тех, кто рядом с тобой.

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Определи, как правильно пишутся приведённые ниже слова — слитно или раздельно. Найди среди четырёх слов одно лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор.

Не_вскрывать посылку, не_долюбливать ученика, не_спорить понапрасну, не_видеть причины;

искренне не_доумевать, не_знать правил, не_желать зла, не_справиться с управлением;

не_обращать внимания, не_строить планов, горячо не_навидеть, не_страшиться угроз;

не_выполнить обещания, не приехать вовремя, не_верить глазам, яростно не_годовать.

✵Ответ:

Не вскрывать посылку, недолюбливать ученика, не спорить понапрасну, не видеть причины;

искренне недоумевать, не знать правил, не желать зла, не справиться с управлением;

не обращать внимания, не строить планов, горячо ненавидеть, не страшиться угроз;

не выполнить обещания, не приехать вовремя, не верить глазам, яростно негодовать.

Упражнение 4

Выбери правильный вариант написания, неправильный зачеркни.

Когда пришла Надежда Фёдоровна, папа исче(с/з). Его искали в(?)доме, его искали на(?)улице. Целый ч(я/а)с его нигде не(?)могли найти. А ровно через ч(я/а)с маленький папа сам выле(с/з) из-под кровати и ск(о/а)зал:

— Как х(а/о)тите на(?)казывайте, только не(?)заст(а/о)вляйте играть на(?)рояле.

И тут он за(?)плакал. И учител(ь/_)ница музыки Надежда Фёдоровна ск(о/а) зала:

— Музыка д(а/о)лжна дост(а/о)влять людям удовольствие. Никто из м(а/о)их учеников не(?)прячется от меня под(?)кровать. Если ребёнку больше нравится целый ч(а/я)с л(и/е)жать под(?)кроват(ь/ъ)ю, значит, он не(?)хочет учиться музыке. А если не(?)хочет — не(?)будем его за(?)ст(а/о)влять. Когда он станет старше, он сам по(?)жалеет об этом. До свидан(ь/ъ)я!

(по А. Раскину)

Ответ:

Когда пришла Надежда Фёдоровна, папа исчез. Его искали в доме, его искали на улице. Целый час его нигде не могли найти. А ровно через час маленький папа сам вылез из-под кровати и сказал:

— Как хотите наказывайте, только не заставляйте играть на рояле.

И тут он заплакал. И учительница музыки Надежда Фёдоровна сказала:

— Музыка должна доставлять людям удовольствие. Никто из моих учеников не прячется от меня под кровать. Если ребёнку больше нравится целый час лежать под кроватью, значит, он не хочет учиться музыке. А если не_хочет — не_будем его заставлять. Когда он станет старше, он сам пожалеет об этом. До свиданья!