Рабочая тетрадь для тренировки грамотности 4 класс - Наталия Сычёва 2015


Правописание ы и и после ц

В корне слова после буквы ц пишется и: циркуль, цирк, цифра.

Исключения: цыган, цыплёнок, цыпочки, цыц (и все производные от них).

В суффиксах и окончаниях после ц пишется ы:

Царицыно, бойцы, круглолицый.

✵Исключения: глаголы, оканчивающиеся на -цировать, и существительные, в именительном падеже оканчивающиеся на -ция:

музицировать, позиция, экспедиция.

Упражнение 1

Выбери правильный вариант написания, неправильный зачеркни.

Цариц(и/ы)но платье, выписать ц(и/ы)тату, посетить ц(и/ы)рк, отважные бойц(и/ы), круглолиц(и/ы)й мальчик, увлечённо музиц(и/ы)ровать, пушистый ц(и/ы)лёнок, пропустить ц(и/ы)фру, сдавать позиц(и/ы)и, по фамилии Куриц(и/ы)н, старый ц(и/ы)ган, краснолиц(и/ы)й незнакомец, добры молодц(и/ы), подкрался на ц(и/ы)почках, купить акц(и/ы)и, сломанный ц(и/ы)ркуль, отправиться в экспедиц(и/ы)ю.

Ответ:

Царицыно платье, выписать цитату, посетить цирк, отважные бойцы, круглолицый мальчик, увлечённо музицировать, пушистый цыплёнок, пропустить цифру, сдавать позиции, по фамилии Курицын, старый цыган, краснолицый незнакомец, добры молодцы, подкрался на цыпочках, купить акции, сломанный циркуль, отправиться в экспедицию.

Упражнение 2

Вставь на место пропусков ы или и.

Свататься к принцессе приехали многочисленные королевичи, князья и принц_.

Лисиц_на хитрость удалась: заяц скакал прямо к ней в лапы.

С сегодняшнего дня в нашем магазине проходит специальная акц_я: купи блокнот — получи в подарок карандаш.

Учительница сердито ц_кнула на расшалившихся детей, класс мгновенно затих.

Было жарко и тихо, только в саду звенели ц_кады.

Одиссею удалось перехитрить ужасного ц_клопа и спастись.

Ц_ганка, шумя пёстрыми юбками, переходила из дома в дом и предлагала предсказать судьбу. Фамилия главной героини моего любимого фильма — Кислиц_на.

Ответ:

Свататься к принцессе приехали многочисленные королевичи, князья и принцы.

Лисицына хитрость удалась: заяц скакал прямо к ней в лапы.

С сегодняшнего дня в нашем магазине проходит специальная акция: купи блокнот — получи в подарок карандаш.

Учительница сердито цыкнула на расшалившихся детей, класс мгновенно затих.

Было жарко и тихо, только в саду звенели цикады.

Одиссею удалось перехитрить ужасного циклопа и спастись.

Цыганка, шумя пёстрыми юбками, переходила из дома в дом и предлагала предсказать судьбу.

Фамилия главной героини моего любимого фильма — Кислицына.

Упражнение 3

Игра «Четвёртый лишний». Вставь пропущенные буквы. Определи, какое слово в каждой четвёрке — лишнее, подчеркни его. Объясни свой выбор. Будь внимательнее, в одной из четвёрок тебя ждёт подвох!

Ц_рковые артисты, ц_нковое корыто, ц_плячий корм, ц_фровое телевидение;

передавать по рац_и, удивительная грац_я, большая порц_я, тонкие пальц_;

купить ц_корий, отложить до пятниц_, ц_кл передач, чёрный ц_линдр;

золотая ц_почка, далёкая ц_вилизация, ц_тировать наизусть, холодный ц_клон.

✵Ответ:

Цирковые артисты, цинковое корыто, цыплячий корм, цифровое телевидение;

передавать по рации, удивительная грация, большая порция, тонкие пальцы;

купить цикорий, отложить до пятницы, цикл передач, чёрный цилиндр;

золотая цепочка, далёкая цивилизация, цитировать наизусть, холодный циклон.

Упражнение 4

Вставь там, где нужно, пропущенные буквы.

У Васи дома было очень интерес_но. Он строил модели самолётов, у него полно всяких материалов и инструментов, а его мама позв_ляла в(?)квартире шуметь и даже делать х_мические опыты. Все ребята со дв_ра м_гли под_ржать модель в(?)руках, но как только очередь дох_дила до Мишки — модель л_малась. И Мишка

хв_тал всё подряд, и см_ялся, когда они хрустели у него в(?)руках. Вася пытался об_яснить принц_п действия моделей, но у Мишки в одно ухо вл_тало, в другое выл_тало. Зачем ему что-то знать, когда можно просто ломать — Вася только кр_снеет при этом. Вот и сейч_с он отвёл гл_за и уш_ его запылали.

(по А. Драбкиной)

Ответ:

У Васи дома было очень интересно. Он строил модели самолётов, у него полно всяких материалов и инструментов, а его мама позволяла в квартире шуметь и даже делать химические опыты. Все ребята со двора могли подержать модель в руках, но как только очередь доходила до Мишки — модель ломалась. И Мишка хватал всё подряд, и смеялся, когда они хрустели у него в руках. Вася пытался объяснить принцип действия моделей, но у Мишки в одно ухо влетало, в другое вылетало. Зачем ему что-то знать, когда можно просто ломать — Вася только краснеет при этом. Вот и сейчас он отвёл глаза и уши его запылали.