Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

Предисловие

Предлагаемый сборник текстов-загадок развивающего характера по различным отраслям знаний (природа, космос, технические достижения, искусство, литература и т. п.) является многофункциональным учебным пособием. Во-первых, это тренажёр по орфографии и пунктуации для учащихся. Во-вторых, это тексты для учителя, которые можно использовать как диктанты или тексты для изложений. В-третьих, занимательный материал сборника прекрасно подойдёт для интеллектуальной разминки на уроке.

Первая часть пособия содержит тексты-загадки с пропусками орфограмм и пунктограмм на определённое правило. Эту часть можно использовать как тренажёр по орфографии и пунктуации на уроке, а также для самостоятельной работы дома. Каждый текст сопровождают подсказки — лингвистические задачи в виде заданий по фонетике, графике, орфографии, лексике, грамматике. Их правильное решение приведёт учеников к отгадке слова, о котором идёт речь.

В соответствии с новыми стандартами, предусматривающими использование интернет-технологий на уроке, мы рекомендуем с помощью персонального компьютера или электронной доски найти в интернете изображения ко многим словам-отгадкам, соотнести слово с фотографией. На наш взгляд, такой подход не только активизирует познавательную деятельность школьников, но и сможет стать стимулом в изучении русского языка.

Вторая часть пособия содержит те же тексты, но без пропущенных орфограмм и знаков препинания. Данные тексты можно использовать и как обучающие мини-диктанты, и как диктанты для повторения изученных правил орфографии, и как материал по развитию речи (для изложений, устного пересказа, для формирования важных текстовых умений — определения темы, главной мысли и озаглавливания текста), и как ключ для проверки самостоятельно выполненной работы в первой части пособия.

Возможен и такой вариант работы с данным пособием. При организации обучающего предупредительного диктанта советуем сначала использовать первую часть пособия: в процессе коллективно-индивидуальной работы в классе вставить пропущенные орфограммы и известные пунктограммы, выполнить задания и написать отгадку. Затем под диктовку учителя написать этот же текст. На этом этапе работы можно дать задание выполнить фонетический, морфемный, морфологический анализ слова-отгадки или какого-либо слова из текста (по выбору учителя). Подобную работу могут проводить с детьми и родители.

Большую помощь пособие окажет родителям, стремящимся заинтересовать своих детей трудным для них учебным предметом и расширить их кругозор.

Опыт работы авторов-составителей показывает, что дети воспринимают работу над текстами-загадками как игру, при этом они стараются выполнить задания быстро и качественно, чтобы узнать отгадку.

Пособие адресовано учащимся 5 класса.