Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Повторение изученного в начальной школе
Порядок выполнения работы

1. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и недостающие знаки препинания.

2. Выполните задания, чтобы отгадать слово, о котором идёт речь в тексте. Отгадку запишите.

№ 1

(1 )В ст..рину этим словом назывались и рыба п..роды ос..тровых и полярный дел(ь,ъ)фин. (2)Кстати, именно этот дел(ь,ъ)фин мож..т громко даже неистово кр..чать. (3)Он издаёт резкие звуки которые похож.. на рыдания. (4)В с..временном же русск..м языке это слово обозн..чает только ви(д,т) рыбы.

(По Д. Розенталю, В. Краснянскому)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. В первом предложении найдите однородные подлежащие. В первом подлежащем выделите корень и выпишите его последнюю букву. Из второго подлежащего выпишите букву, обозначающую безударный гласный.

Третья буква. В первом предложении найдите глагол в форме прошедшего времени. Выпишите из него суффикс, который указывает на время глагола.

Четвёртая буква. В третьем предложении найдите имя существительное в винительном падеже без предлога, выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук.

Пятая буква. Найдите во втором предложении наречие — антоним слова тихо. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. В третьем предложении найдите глагол. Выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Ответ: белуга

№ 2

(1)Это т..хническое устройство в современн..м понимании изобр..тено почти двести лет наза... (2)Однакоего изображения можно увид..ть на стенах развалин Древнего (Е,е)гипта (В,в)авилона (П,п)омпеи. (3)Следовател(?)но, подобные т..хническ..е устройства извес(?)ны были нескол(?)ко тысяч лет наза...

(По Д. Розенталю, В. Краснянскому)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите предлог и выпишите его.

Вторая буква. Во втором предложении найдите местоимение и выпишите из него первую букву.

Третья и четвёртая буквы. Во втором предложении найдите имена собственные, разделите их на слоги. Из четырёхсложного слова выпишите ударный слог.

Пятая буква. Найдите в первом и третьем предложениях формы одного и того же имени существительного. Разберите первое слово по составу. Выпишите первую букву корня.

Шестая буква. В первом предложении найдите имя существительное, в котором есть три одинаковые буквы, обозначающие гласные звуки. Выпишите эту букву.

Седьмая и восьмая буквы. Среди имён собственных найдите имя существительное женского рода. Выпишите из него первую и пятую буквы.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении имя прилагательное, имеющее синонимы похожие, аналогичные. Выпишите из него третью букву.

Ответ: велосипед

№ 3

(1)Это ж..вотное крошеч(?)ное, вел..чиною с н..пёрсток. (2)Оно похоже на крота. (З)Мех у зверька гла..кий, с с..неватым отливом. (4)Рыльце у н..го напоминает х..боток.

(5)Мы пос..дили нашу симп..тичн..ю н..ходку в маленькую баноч(?)ку и стали внимательно наблюдать. (6)Червяч(?)ков наша зверю..ка с(ъ,ь)едает сразу, точ(?)но она веч(?)но в банк.. ж..вёт. (7)Однажды зв..рёк по..прыгнул на две(н,нн)адцать с..нтиметров в высоту ло(в,ф)ко п..р..скочил через край банк.. и оч..тился на з..лёной тра..ке.

(8)А на з..мле ему привыч(?)но, как рыбё(ж,ш)ке в воде.

(По М. Пришвину)

Подсказка: в слове 10 букв, 4 слога.

Первая, вторая, третья, четвёртая и пятая буквы. Найдите в восьмом предложении синоним к слову почва. Выпишите его в той форме, в которой оно дано в предложении.

Шестая и седьмая буквы. Найдите в первом предложении имя прилагательное. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении слово с оглушением согласного. Выпишите из него последнюю букву.

Девятая и десятая буквы. Найдите в третьем предложении имя существительное в родительном падеже. Разберите его по составу, выпишите из него суффикс и окончание.

Ответ: землеройка

№ 4

(1)Во многих м..рях ж..вёт мя..котелое ж..вотное, п..хожее на прекрас(?)ный цв..ток-хризантему. (2)Но каждый его прелес(?)ный «лепесток» — это опас(?)ное для других безобидн..х обитателей м..рей щ..пальце в к..тором спрятаны сотни м..люсен(?)ких ядовитых стрелок на тонен(?)ких ниточ(?)ках.

(3)Вот проплыва..т мимо этой обман(?)чивой хризантемы беспеч(?)ная крохотная ры..ка. (4)А в неё из кажд..го хищн..го лепестка-щупал(?)ца уже л..тят смертонос(?)ные стрелы.

(По С. Юнатову)

Подсказка: в слове 7 букв, 4 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите антоним к слову безобразный. Выделите корень, выпишите букву, обозначающую гласный звук.

Вторая буква. Найдите в третьем предложении имя существительное в именительном падеже. Выделите в нём суффикс. Выпишите его.

Третья буква. В первом предложении найдите сложное имя прилагательное. Выделите корни, выпишите первую букву второго корня.

Четвёртая буква. Найдите в первом абзаце глагол. Выпишите из него вторую букву.

Пятая и шестая буквы. Найдите в первом абзаце сложное предложение. Во второй части предложения найдите имя существительное в форме множественного числа предложного падежа. Разделите его на слоги. Выпишите первый слог.

Седьмая буква это личное местоимение 1-го лица единственного числа.

Ответ: актиния

№ 5

(1)Н..умное н..звание этой птицы в перевод.. с греческ..го означает «в..робей-верблю..». (2)Это сам..я крупн..я птица на планет.. . (3)У неё т..кие длинные ноги что она мож..т шагнуть ими на пять метров. (4)Пер(ь,ъ)ев у неё не меньше, чем у других птиц, но она (не) лета..т.

(5)Извес(?)но, что нере..ко она ж..вёт в стад.. зебр и антилоп. (6)Благодаря св..ему гиган(?)скому росту и чудес(?)ному зрению она прекрас(?)но ориентирует(?)ся на мес(?)ност.. и предупреждает зебр об опас(?)ност...

(По В. Постникову)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в пятом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и разберите его по составу. Выпишите из корня третью и четвёртую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в шестом предложении синоним слова великолепно и разберите его по составу. Выпишите из корня вторую и третью буквы.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении предлог и выпишите его.

Шестая буква. Найдите в шестом предложении имя прилагательное с непроизносимым согласным в корне. Выпишите букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к звуку [з].

Ответ: страус