Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Синтаксис и пунктуация

№ 6

(1)Погас свет в зрител(?)ном зал.. . (2)К дирижёрск..му пул(?)ту прошёл дирижёр. (3)Он взм..хнул палоч(?)кой и в затихш..й зрител(?)ный зал пол..лись звуки. (4)Н..чалась опера.

(5)Как называет(?)ся н..чало, вступител(?)ная ч..сть оперы?

(По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая, вторая и третья буквы. Найдите в тексте вопросительное предложение, а в нём — имя прилагательное. Выпишите из него поочередно четвёртую, первую и восьмую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в тексте нераспространённое предложение. Выпишите из подлежащего четвёртую букву.

Пятая буква. Найдите в тексте глагол в форме настоящего времени и выделите в нём окончание. Выпишите вторую букву окончания.

Шестая буква в тексте отсутствует. Она обозначает звук [у] в словах тюль, пюре. Напишите её.

Седьмая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное в форме родительного падежа. Выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) согласный.

Восьмая буква. Найдите в пятом предложении антоним слова конец. Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

Ответ: увертюра

№ 7

(1)Посреди тундры п..днимает(?)ся сказоч(?)ный горо.. . (2)Пр..мые улицы уход..т д..леко-д..леко ныряют в широкие озёра площ..дей и вно..ь прод..лжают свой бе(г,к).

(3)Иногда над городом висит сев..рное сияние. (4)Оно перел..вает(?)ся цветными искрами. (5)Кажется, что полярн..я пр..рода салютует мужеству и сил.. людей. (6)Ведь они п..строили на веч(?)ной м..рзлоте кам..нный горо.., какие бывают только в ска(з,с)ках.

О каком городе идёт речь?

(По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 8 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в третьем предложении обстоятельство, выраженное наречием. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Третья, четвёртая и пятая буквы. Найдите в шестом предложении сказуемое, выраженное глаголом в форме прошедшего времени. Выпишите из него пятую, седьмую и восьмую буквы.

Шестая буква. Найдите во втором предложении слово со значением опять, снова. Выпишите из него букву, которая не обозначает звука.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в первом предложении определение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Ответ: Норильск     .

№ 8

(1)По св..ему с..ставу эта планета очень отл..чает(?)ся от З..мли. (2)Её п..верхность это бесчисленные мете..ритные кратеры. (3)Её светл..е области это п..рвичная кора планеты. (4)Тёмные«м..ря» это впадины. (5)Они были з..топлены вулк..ническ..й лавой около трёх миллиардов лет наза...

(Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 4 буквы, 2 слога.

Первая буква. Найдите в третьем и четвёртом предложениях антонимы. Выпишите из первого слова этой пары букву, которая обозначает непарный звонкий (сонорный) и парный твёрдый звук.

Вторая и третья буквы. Найдите в пятом предложении имя прилагательное. Выпишите из него вторую и шестую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в первом и третьем предложениях формы одного и того же слова. Выпишите из любого слова букву, обозначающую безударный гласный в корне.

Ответ: Луна

№ 9

(1)Соста.. этой планеты водоро.. и гелий. (2)Осн..вной компонент атмосферы метан. (3)При н..блюдениях за планетой она кажет(?)ся голубовато-з..лён..й. (4)Её диаметр сорок дев..ть тысяч ки(л,лл)ометров. (5)Уд..лённость от Со(?)нца ч..тыре тысячи ч..тыреста дев..носто шесть миллионов ки(л,лл)ометров.

(Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите во втором предложении слово со значением составная часть. Выпишите из него повторяющуюся букву, обозначающую согласный.

Вторая буква. Найдите в третьем предложении глагол, разберите его по составу. Выпишите из окончания букву, обозначающую гласный.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него первую и шестую буквы.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении подлежащее. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. Найдите во втором предложении сказуемое. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) и парный твёрдый согласный.

Ответ: Нептун

№ 10

(1)Мир вокру.. нас н..полнен ими. (2)Стук з..хлопнувшейся двер.. звон в..допроводн..й струи непрерывный гул м..шин за окном шум трамвая г..лоса разг..варивающих людей гул пылесоса жужжание электробритвы. (3)Это горо.. . (4)Это его гол..с. (5)А гол..са пр..роды это стрекотание сверч(?)ка разноголосый хор птиц шелест лист(ь,ъ)ев. (6)Мы слыш..м и шум д..лёкой электрич(?)к.. и пыхтение т..плохода на р..ке и дон..сящиеся откуда-то гу..ки.. . (7)Благодаря им мы п..лнее ярче воспринима..м действител(?)ность.

(По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите предложение, в котором ставится тире между подлежащим и сказуемым, а в нём — сложное имя прилагательное. Выпишите из него третью букву.

Вторая буква. Найдите в седьмом предложении сказуемое. Выпишите из него первую букву.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя существительное, в котором все согласные глухие. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Пятая буква. Найдите в шестом предложении повторяющийся союз. Выпишите его.

Ответ: звуки

№ 11

(1)Это тёмн..е вулк..ническ..е ст..кло которое образует(?)ся при быстром з..стывании лавы. (2)Каменный т..пор но(ж,ш) скребок р..знообразные орудия труда делали в древност.. из этого блестящего и твёрдого материала. (3)В совр..менном мир.. из самых кр..сивых р..зновидностей этого ст..кла делают вел..колепные укр..шения перстни и бро(ж,ш)ки браслеты и ожерел(ь,ъ)я.

(По Р. Баландину)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в тексте сложное предложение, а в нём — глагол. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в третьем предложении имя прилагательное в родительном падеже и разделите его на слоги. Выпишите второй слог.

Пятая и шестая буквы. Найдите предложение с обобщающим словом, стоящим после однородных членов, а в нём — имя существительное в предложном падеже. Выпишите из него первую и последнюю буквы.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите предложение с обобщающим словом, стоящим перед однородными членами, а в нём — сложное имя существительное. Выпишите из него вторую и четвёртую буквы.

Ответ: обсидиан

№ 12

(1)В (С,с)ибир.. есть горы. (2)Они п..крыты растительность,ъ)ю тр..вой цв..тами д..рев(ь,ъ)ями. (3)Внутри г..рат..ит прекрас(?)ный камень. (4)Он и розовый, как заря, и голубой, как небо, и серый, как м..розный день, и з..леноватый, как байкал(?)ская в..лна.

(5)Многое можно (с,з)делать из т..кого камня и памятник г..роям и станцию м..тро и стены дв..рца и ступен(?)ки в дом.. и уд..вител(?)ные статуи. (6)Эти статуи нежные, как лепес(?)ки белых ро(з,с).

(7)(3,с)десь так много этого чудес(?)ного камня что из него слож..ли ж..лезнодорожный в..кзал. (8)Такой вокзал единственный в нашей стране.

Как называется этот камень?

(По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в пятом предложении несклоняемое имя существительное. Выпишите из него первую букву.

Вторая и третья буквы. Найдите в восьмом предложении имя существительное в предложном падеже. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в седьмом предложении антоним к слову мало. Выпишите из него первую и третью буквы.

Шестая буква. Найдите в первом предложении имя собственное. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) согласный.

Ответ: мрамор

№ 13

(1)Мой первый увиденный в ж..зни гри(б,п) был мален(?)кий, крепен(?)кий, с за..стрённой шля..кой к..торая была п..крыта тёмно-коричневой блестящей кожицей. (2)Но..ка у гри(б,п)ка была толстен(?)кая крепен(?)кая и к..ротен(?)кая. (3)Нижн..я ст..рона шля(б,п)к.. была л..монно-жёлтого оттенка а на ней — две-три капли бел..го молоч(?)ка. (4)Именно т..кие грибы по..влялись в нашем лесоч(?)к.. . (5)Мы брали самые мален(?)кие и ядрёные. (6)Росли они в тр..ве веренич(?)ками. (7)Потян..шься за одним а увид..шь пяток. (8)Поп..дались совсем крохотные грибоч(?)ки к..торые потом в маринованном вид.. никак (не)накол..шь, такие они крошеч(?)ные и юркие.

Как называется этот гриб?

(По В. Солоухину)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. В пятом предложении найдите имя прилагательное с окончанием -ИЕ и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В шестом предложении найдите глагол, выделите корень и выпишите из корня последнюю букву.

Четвёртая и пятая буквы. В третьем предложении найдите сложное имя прилагательное. Выделите в нем корни, выпишите из первого корня первую букву, а из второго корня — вторую букву.

Шестая буква. В седьмом предложении найдите глагол первого спряжения, выделите корень. Выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) звук.

Седьмая и восьмая буквы. Во втором предложении найдите подлежащее, выделите корень и суффикс. Выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук, затем выпишите суффикс.

Ответ: маслёнок

№ 14

(1)Ч..ловек изд..вна использовал способность этих птиц л..вить рыбу. (2)С..дят п..рнатые рыб..ки по б..ртам ло(д,т)к.. хозяина и внимател(?)но наблюдают за тем что происход..т под в..дой. (3)Как только зазевает(?)ся какая-нибу..ь рыба птица тут же соскальзыва..т на воду. (4)Мгновенно ры(б,п)ка оказывает(?)ся в клюв.. ло(в,ф)кого рыбака. (5)Чтобы птицы (не)гл..тали добычу им на шею над..вают к..льцо. (6)3а р..боту, как за прекрас(?)но вып..лненный трюк, их ждёт н..града — мелк..я рыбё(ш,ж)ка.

(Из справочника школьника по биологии, составитель З. А. Власова)

Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите во втором предложении имя прилагательное. Выпишите две первые буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении глагол в прошедшем времени, разберите его по составу. Выпишите суффикс прошедшего времени и окончание.

Пятая и шестая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Выпишите две последние буквы.

Седьмая буква. Найдите в пятом предложении предлог. Выпишите первую букву.

Ответ: пеликан

№ 15

(1)По..снежник с гордост(ь,ъ)ю г..ворил другому цветку (2)Я первым расцв..таю в..сной. (3)И мне нисколько не холодно!

(4)У его с..беседника бутон(?)чики были прикрыты тёмнокоричнев..й кожицей. (5)Из них только что по..вились р..зовато-лиловые нежные лепес(?)ки. (6)Скромный цв..ток согласно покачивал св..ими ветками с гл..нцевитыми листоч(?)ками. (7)Ему (не) х..телось спорить с заносчивым цв..тком!

(8)А тот прод..лжал хвастат(?)ся (9)Я первым прин..шу людям радость д..рю кр..соту!

(10)Ничего (не)ск..зал скромный цв..ток но подумал (11)Ты приносиш(?) людям радость и красоту только ранней в..сной а я способен расцв..тать и з..мой...

(По В. Стародубову)

Подсказка: в слове 9 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в четвёртом предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего первую букву.

Вторая буква. Найдите в десятом предложении синоним слова произнести. Выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. Найдите в шестом предложении имя прилагательное в форме творительного падежа. Выпишите из него букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к звуку [к].

Четвёртая буква. Выпишите из четвёртого предложения предлог.

Пятая и шестая буквы. Найдите в пятом предложении глагол. Выпишите из него шестую и девятую буквы.

Седьмая, восьмая и девятая буквы. Выделите суффикс в словах подснежник, собеседник. Напишите этот суффикс.

Ответ: багульник

* Части предложений с прямой речью пронумерованы с учебной целью как отдельные предложения.

№ 16

(1)На пуш..стую ветку с..сны опускает(?)ся уд..вительная птица. (2)Величиной она с галку. (3)А вся её окра..ка праз(?)ничная броская пёстрая. (4)На макушк.. ж..лтый хохол грудь с кр..сноватым отливом на крыл(ь,ъ)ях н..бесно-голубые з..ркала.

(5)Я говорю (6)Птица-краса, покажи нам свои чудеса! (7)Сбрось нам, волшебница, хотя бы одно голубое пёрышко!

(8)Птица изд..ёт возглас, похож..й на короткий хохот, осколком пёстрой радуг.. перенос..т(?)ся на противоположною с..сну. (9)Она словно приглаша..т нас поб..жать за ней.

(По Л. Кузьмину)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. В первом предложении найдите имя существительное в родительном падеже и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В девятом предложении найдите местоимение в творительном падеже и выпишите из него последнюю букву.

Четвёртая и пятая буквы. В третьем предложении найдите подлежащее и выпишите из него две последние буквы.

Ответ: сойка