Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Фонетика. Орфоэпия. Графика

№ 17

(1)Один из др..внейших мифов ра(с,сс)казывает как царь богов (3,з)евс в образ.. быка приплыл однажды с (К,к)рита в (Ф,ф)иникию и похитил прекрас(?)ную ц..ревну. (2)Она была дочер(ь,ъ)ю ц..ря (А,а)генора. (3)Имя ц..ревны пр..изошло от ассирийского слова со зн..чением «запа(д,т)». (4)Так греки н..зывали всё что л..жало к западу от (Э,э)гейского моря. (5)3е́мли к востоку от него они именовали (А,а)зией.

Как звали юную царевну?

(По А. Снисаренко)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в первом предложении слово со значением старинный. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя собственное. Выпишите из него сначала шестую, затем пятую букву.

Пятая и шестая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное в дательном падеже. Разделите его на слоги, выпишите второй слог.

Ответ: Европа

№ 18

(1)Вот так камень! (2)Он и в в..де не тон..т и в огне (не) горит. (3)Образует(?)ся он при вулк..ническ..х изв..ржениях. (4)Из лавы выделяют(?)ся пузыр(?)ки газа и возн..кает лавовая пена.

(5)Она разл..телась по всей округ.. когда взорвался остров (К,к)ракатау. (6)Тогда на поверхност.. ок..ана вместо морской пены к..чалась на волнах каменная с..ровато-розоватая пена. (7)П..роходы с трудом проб..вались через неё.

(По Р. Баландину)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в шестом предложении формы одного и того же слова. Выпишите из любого слова первый слог.

Третья буква. Найдите в первом предложении слово, в котором есть два сонорных (непарных звонких) согласных. Выпишите из него первый по порядку сонорный согласный.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении глагол, состоящий из четырёх слогов. Выделите в нём приставку и выпишите из неё букву, обозначающую парный звонкий согласный.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении однокоренные слова. Выделите в них корень, выпишите из него букву, обозначающую гласный.

Ответ: пемза

№ 19

(1)Изд..лека дол..тают ро(б,п)кие звуки струны. (2)Они исподволь н..бирают силу. (3)Это расп..вает в саду песни серовато-корич(?)невая птич(?)ка с малиновой гру(д,т)кой. (4)Она заливает(?)ся беск..нечно с какой-то солнеч(?)ной радост(ь,ъ)ю.

(5)Поражаеш(?)ся той чрезвычайн..й лё(г,к)кост.. с к..торой п..вун(ь,ъ)я исп..лняет св..ю песню. (6)Вот она бесстрашно качает(?)ся на пр..водах затем ре(з,с)ко срывает(?)ся с них и почти бесшумно перелета..т в са.. . (7)Дела..т там несколько петель и скрыва..т(?)ся в зарослях дик..го винограда.

(8)В с..нтябре эти птицы сбивают(?)ся в стайку и тихонько напева..т прощ..л(?)ные песни. (9)Перед отлётом в д..лёкий путь они долго с..дят на пр..водах.

(По А. Баркову)

Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите во втором абзаце синоним слов удивительный, исключительный. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении глагол в форме второго лица, разделите его на слоги. Выпишите первый слог.

Пятая и шестая буквы. Найдите в девятом предложении слово со значением продолжительно, длительно. Выпишите из него третью, затем вторую буквы.

Седьмая буква. Найдите в седьмом предложении предлог и выпишите его.

Ответ: реполов