Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Лексика. Культура речи

№ 20

(1)Этот н..родный музыкал(?)ный инструмент изд..вна любили на (Р,р)уси. (2)Он похож на испанск..е кастаньеты. (3)Инструмент с..стоит из двух д..ревянных пр..дметов. (4)Их ударя..т один о другой выпуклыми стор..нами и получ..ет(?)ся чрезвыч..йно чёткий, звонкий звук. (5)Исст..ри к ним привязывали мален(?)кие бубен(?)чики. (6)Использу..т их в оркестрах народн..х инструментов. (7)Слово также обознача..т и всем извес(?)ный бытовой пр..дмет.

(По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в седьмом предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего вторую и третью буквы.

Третья буква. Найдите во втором предложении слово с оглушением согласного. Выпишите букву, которая обозначает этот согласный.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в четвёртом предложении антоним слова глухой. Выпишите из него пятую и шестую буквы.

Ответ: ложки

№ 21

(1)В эпоху ранн..го феодализма в (Я,я)понии возникла и расцв..ла л..тературная поэзия. (2)Она происход..т от народной песн.. . (3)Японское п..тистишие буквально обознача..т «коротк..я песня». (4)В таком ст..хотворении отсутствует рифма. (5)Однако оно чрезвыч..йно музыкально и выража..т глубок..е чу(?)ства. (6)Главная мысль произв..дения сосредотачивает(?)ся в первых трёх строч(?)ках а заключение содерж..т(?)ся в двух последних.

(Из детской энциклопедии «Язык и литература»)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное, состоящее из шести слогов. Выпишите букву, обозначающую глухой парный согласный звук.

Вторая и третья буквы. Найдите в шестом предложении слово со значением вывод. Выпишите из него вторую и восьмую буквы.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом предложении синоним слова появиться. Разберите его по составу и выпишите последнюю букву корня и окончание.

Ответ: танка

№ 22

(1)В наш век пески уже (не) засыпают г..рода. (2)Ч..ловек научился борот(?)ся с ними. (3)Но нелёгкая это бор(?)ба! (4)П..чальный пр..мер — великая североафриканская пустыня. (5)Она постоянно растёт. (б)Учёные исследу..т её погранич(?)ные области и наход..т в п..сках русла з..сыпанных рек и следы прежней ж..зни. (7)Пустыня угр..жает многим африканским государствам, потому что год за годом отнима..т у них пл..дородные земли.

(По В. Мезенцеву)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в четвёртом предложении грамматическую основу. Выпишите из сказуемого третью букву.

Вторая буква. Найдите в первом предложении слово, состоящее из трёх слогов. Выпишите из него окончание.

Третья буква. Найдите в шестом предложении слово со значением обнаруживать. Выпишите из него третью букву.

Четвёртая буква. Найдите в первом предложении слово с приставкой. Выпишите из приставки вторую букву.

Пятая буква. Найдите в седьмом предложении сложное слово и разберите его по составу. Выпишите из второго корня первую букву.

Шестая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним к слову грустный. Выпишите из него четвёртую букву.

Ответ: Сахара

№ 23

(1)Этот художник талантливый ж..вописец второй половины дев..тнадцатого века. (2)Он создал бол(?)шое ко(л,лл)ичество уникальных к..ртин. (3)Основные темы его р..бот — ру(с,сс)кие н..родные пословицы и пог..ворки ска(з,с)ки и былины. (4)Самые извес(?)ные полотна это «(И,и)ван (Г,г)розный» «(В,в)итязь на распутье» «(Б,б)итва ру(с,сс)ких со скифами» «(К,к)овёр-самолёт» «(Т,т)ри ц..ревны подземного царства» «(А,а)лёнушка» «(Б,б)..гатыри». (5)Произв..дения этого выдающегося мастера живопис.. можно увидеть в (Т,т)ретьяковск..й галерее.

(Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в пятом предложении слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите из него вторую букву.

Вторая буква. Найдите в первом предложении антоним слова бездарный. Выпишите из него вторую букву.

Третья буква. Найдите в третьем предложении однокоренное слово к слову рассказать. Выпишите из него первую букву.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в пятом предложении слово со значением результат творческого труда. Выпишите из него сначала десятую, затем девятую букву.

Шестая буква. Найдите в первом предложении синонимы. Выпишите из второго по порядку синонима последнюю букву.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в пятом предложении имя собственное. Выпишите из него восьмую и девятую буквы.

Ответ: Васнецов