Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

I часть
Морфемика. Орфография. Культура речи

№ 24

(1)Это было в тысяча сем(?)сот шестьд..сят трет(ь,ъ)ем году. (2)В (П,п)ариж.. прох..дили необычные концерты. (3)Когда собиралась публика, на сцену вых..дил с..милетний мальчик и з..бирался на стул перед клавесином.

(4) «Господа! Каждый мож..т предложить юному музыканту из (В,в)ены любую мелодию, и он тут же сочинит на эту тему пьесу», — об(ъ,ь)являл ведущий.

(5) Сочинять во время игры на инструмент.. без нотной запис.. без предварительн..го разучивания? (6)Под силу ли это маленькому ребёнку?

(7)Однако малы(ш,ж) бегло пр..сматривал клочок нотной бумаг.. с музыкальной фразой брал несколько аккордов и играл без един..й запинк.. сочинённую им сонату.

Назовите этого музыканта.

(По Г. Абрамяну)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении слово со значением маленький ребёнок. Сделайте морфемный анализ слова, выпишите первую букву корня.

Вторая буква. Найдите в седьмом предложении глагол с приставкой, выделите её и выпишите из неё третью букву.

Третья буква. Найдите во втором предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего букву, обозначающую непарный глухой и непарный твёрдый звук.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом абзаце имя собственное. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Шестая буква. Найдите в третьем абзаце инфинитив (неопределённую форму глагола). Выпишите из него предпоследнюю букву.

Ответ: Моцарт

№ 25

(1)Было это в глубок..й древност.. . (2)В болотистых зарослях (Н,н)ила ж..л неб..льшой, размером со свин(ь,ъ)ю, зверь. (3)Его можно считать прапрадедушкой всех слонов и мамонтов, только хобота у него (не) было. (4)Лишь ш..шка на н..су выросла а из-под верхн..й губы торчали два больш..х зуба.

(По И. Акимушкину)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая, вторая и третья буквы. Найдите во втором предложении имя существительное в творительном падеже и разберите его по составу. Выпишите корень слова.

Четвёртая буква. Найдите в первом предложении слово со значением старина, прошлое. Выпишите из него окончание.

Пятая буква. Найдите во втором предложении имя прилагательное с непроверяемым безударным гласным в корне. Разберите его по составу, выпишите последнюю букву корня.

Шестая буква. Найдите во втором предложении антоним слова большой. Выпишите из него вторую букву.

Седьмая буква. Найдите в четвёртом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выделите корень, выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) согласный.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении инфинитив (глагол в неопределённой форме). Выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный в корне.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении слово с двумя приставками. Выпишите из него последнюю букву.

Ответ: меритерий

№ 26

(1)Эта ящерица ж..вёт в жарк..х странах и лов..т насекомых языком. (2)В ней блестяще сочетают(?)ся ло(в,ф)кость и ост..рожность. (3)Увид..т муху и медленно начина..т к ней подбират(?)ся. (4)Одним глазом смотр..т на муху а другим по сторонам чтобы её саму враги (не) захв..тили врасплох.

(5)Подберёт(?)ся она к мух.. достаточ(?)но бли..ко и ло(в,ф)ко стреля..т языком. (6)Через четверть с..кунды язык уже в рот возвр..щает(?)ся и тян..т за собой добычу.

(7)Она мож..т достать насекомое на расстоянии тридцати са..тиметров, хотя длина самого ж..вотного в полтора раза мен(?)ше.

(По И. Акимушкину)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже. Выделите окончание и выпишите его, поменяв буквы местами.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в третьем предложении наречие. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении глагол в форме прошедшего времени. Выпишите из него суффикс, который указывает на время глагола.

Шестая буква. Найдите в пятом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите букву, обозначающую чередующийся гласный.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в пятом предложении личное местоимение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Ответ: хамелеон

№ 27

(1)Ч..са в четыре утра просыпаеш(?)ся от странного звука. (2)То ли это старинная трещ..тка то ли щ..лкан(ь,ъ)е испанск..х кастаньет. (3)Это к нам приш..л «гость» к..торый прож..вает на крыш.. мес(?)ной церкв... (4)Он уже хорошо п..завтракал в нашем пруду з..лёными лягушками. (5)3а одну трапезу эта прож..рливая птица с(ъ,ь)едает штук пятьд..сят лягушек а ещё множество насекомых улиток мышей кр..тов в..дяных крыс ужей. (6)Она стоит сейчас в воде длинная шея откинута наза.. и изогнута вдоль сп..ны. (7)Птица похлопывает тяж..лыми крыл(ь,ъ) ями громко щ.. лкает клювом.

(8)Boт и г..вори об утренней тиш..не в сельской мес(?)ност..!

(По Х. Шерфигу, пер. с датского)

Подсказка: в слове 4 буквы, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении глагол, в котором есть орфограмма, соответствующая правилу: «В корне слова после шипящих пишется Ё, если можно подобрать родственное слово или формы этого слова с £». Выпишите из него пятую букву.

Вторая, третья и четвёртая буквы. Найдите в восьмом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и разберите его по составу. Выпишите из него окончание, затем предпоследнюю и последнюю буквы корня.

Ответ: аист

№ 28

(1)Предста..ь себе ж..теля эвкалиптов..х лесов (А,а)встралии. (2)Это забавный медвежонок с брезгливым выражением мордоч(?)к.. . (3)У него пепельная ш..рстка и ч..рный нос. (4) Вес..т это ж..вотное не больше п..тнадцати килогра(м,мм)ов. (5) Он предпочита..т передвигат(?)ся по д..ревьям для этого он и отрастил острые цепкие когти. (6)Этот медве..ь не опасен для других обитателей леса потому что он ест только старые лист(ь,ъ)я эвкалиптов..х д..рев(ь,ъ)ев. (7)Интересно, что блохи и прочие паразитирующие насекомые и на пушеч(?)ный выстрел (не) приблиз..т(?)ся к нему. (8)Их отпугива..т ре(з,с)кий зап..х эвкалипта.

(По сайту: http://www.abeltasman.ru/priroda-avstralija)

Подсказка: в слове 5 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в пятом предложении имя существительное в винительном падеже. Выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. Найдите в третьем предложении имя существительное, в котором есть орфограмма, соответствующая правилу: «В корне слова после шипящих пишется Ё, если можно подобрать родственное слово или формы этого слова с Е». Выделите окончание и выпишите его.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом и восьмом предложениях однокоренные слова, выделите корень и выпишите из него сначала пятую, затем четвёртую букву.

Ответ: коала

№ 29

(1)Это один из самых твёрдых и д..рогих орехов в мир.. . (2)Стоимость его на рынках сост..вляет около тридцати ам..риканских долларов за килогра(м,мм).

(3)Родиной этого дерева явля..т(?)ся (А,а)встралия где его орехи у аборигенов считают(?)ся св..щенными. (4)Австралийц.. даже создали ассоциацию любителей этого растения.

(5)Сегодня вы (не) встрет..те его ни в (Г,г)рец..и ни в (Т,т)урц..и однако его плантации есть в странах с тропическим климатом: в (Г,г)ватемал.. (Б,б)разили.. (К,к)ени.. . (6)Из масла его орехов изготавлива..т(?)ся элитная косм..тическая продукц..я. (7)Орехи богаты питательными вещ..ствами они являют(?)ся источ(?)ником мед.. кальц..я ц..нка.

(Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 9 букв, 5 слогов.

Первая и вторая буквы. Найдите в шестом предложении имя существительное в родительном падеже с предлогом. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя прилагательное. Выделите корень, выпишите из него сначала последнюю, затем первую букву.

Пятая и шестая буквы. Запишите слово, состоящее из двух букв, с помощью которого мы выражаем согласие.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже, разделите его на слоги. Выпишите первый слог.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении имя собственное, выделите в нём окончание и выпишите его.

Ответ: макадамия

№ 30

(1)Эта н..ука име..т дело со зн..чениями чисел их символами и способами р..боты. (2)Она возникла в древност.. из ч..ловеческих потребностей.

(3)Сначала люди только п..нимали что предметов может быть много но считать ещ.. (не) умели. (4)Шло время и ч..ловек стал нуждат(?)ся в определени.. ко(л,лл)ичества. (5)П..стухи должны были считать поголов(ь,ъ)е ж..вотных а фермерам необходимо было отсчитывать сроки сезонных р..бот. (6)Поэтому и были изобретены и числа и их н..звания.

(7)Основой наук.. стала нумерация а потом ч..ловек н..учился складывать вычитать умножать и делить.

(Из энциклопедии «Всё обо всём»)

Подсказка: в слове 10 букв, 5 слогов.

Первая буква. Найдите в первом предложении подлежащее, выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении слово, в котором все согласные звонкие. Выпишите из него вторую букву.

Третья буква. Найдите в четвёртом предложении союз и выпишите его.

Четвёртая, пятая и шестая буквы. Найдите в пятом предложении имя существительное в дательном падеже. Выпишите из него первую, четвёртую и пятую буквы.

Седьмая буква. Найдите во втором предложении слово, являющееся синонимом слов нужда, надобность, необходимость. Выделите его основу и выпишите из неё последнюю букву.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении глаголы в форме прошедшего времени, выделите окончания и выпишите любое из них.

Девятая и десятая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное в родительном падеже и выпишите из него первую и последнюю буквы.

Ответ: арифметика