Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Повторение и систематизация изученного

№ 51

Правописание безударных окончаний глаголов, имён прилагательных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Все дикие кошки очень быстро бегают. (2)Это и царь зверей лев, и пятнистый леопард, и чёрная пантера, и большеухий сервал, и хищный каракал, который является близким родственником нашей рыси.

(3)Но имеется среди них самый длинноногий и самый быстрый бегун. (4)Он обгонит любого зверя. (5)Уж на что быстро скачут африканские антилопы, когда их преследуют! (6)Они так мчатся, что кажется, будто они летают по воздуху. (7)Но как они ни стараются, он их догоняет и перегоняет. (8)Ведь он проносится со скоростью больше ста километров в час. (9)Он считается самым быстрым из всех зверей на земном шаре.

(90 слов)       (По С. Юнатову)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении однокоренные слова и выделите корень. Выпишите первую букву корня.

Вторая буква это буква, обозначающая гласный в личном окончании глагола I спряжения в форме 3-го лица единственного числа.

Третья буква. В шестом предложении найдите предлог. Выпишите из него букву, обозначающую согласный звук.

Четвёртая буква. В восьмом предложении найдите имя числительное и выделите окончание. Выпишите его.

Пятая буква. В первом предложении найдите антоним слова медленно. Выпишите букву, которая обозначает непарный по звонкости (сонорный) звук.

Шестая буква. Эта буква обозначает согласный звук, который оглушается в слове леопард.

№ 52

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Знаки препинания в сложных предложениях.

(1)Это дерево было открыто европейцами в тысяча пятьсот шестнадцатом году в Мексике. (2)3авоеватели этой страны заметили, что туземцы чрезвычайно ценят какие-то семена. (3)Они заменяли местным жителям деньги. (4)Из них готовили напиток, который в переводе означал «горькая вода». (5)Туземцы пили его с перцем и ванилью. (6)Хотя напиток имел горький вкус, он произвёл большое впечатление на испанцев. (7)Семена растения стали вывозить в Испанию, где были основаны первые фабрики по их переработке.

(8)У нас это растение можно встретить только в оранжерее, где оно цветёт и прекрасно плодоносит.

(72 слова)  (Из справочника школьника по биологии, составитель З. А. Власова)

Подсказка: в слове 5 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное, разделите его на слоги. Выпишите второй слог.

Третья буква. Найдите в первом предложении имя собственное. Выпишите букву, обозначающую твёрдый согласный звук.

Четвёртая буква. Найдите в седьмом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите букву, обозначающую чередующийся гласный.

Пятая буква. Найдите в восьмом предложении сложное слово. Выпишите букву, которая встречается в этом слове трижды.

№ 53

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов; употребление Ь.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания при обобщающем слове; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Это искусство представляет собой сочетание танца и музыки. (2)История его начинается в солнечной Италии, где всегда любили весёлые, зажигательные танцы. (3)Но настоящие спектакли этого вида искусства впервые появились во Франции. (4)Гнев и печаль, любовь и ненависть, порыв к свободе и радость творчества — всё это могут передать движения блистательных танцоров в соединении с прекрасной музыкой.

(5)Особую роль здесь играет язык мимики и жестов, который называется пантомимой. (6)0на дополняет танцевальные движения, помогает лучше передать чувства героев.

(72 слова)      (По Г. Абрамяну)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите из него первую и шестую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в четвёртом предложении слово со значением грусть, тоска. Выпишите из него сначала пятую, затем вторую букву.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении глагол, состоящий из трёх слогов. Выпишите из него букву, обозначающую глухой согласный звук.

№ 54

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; употребление Ь; правописание безударных окончаний глаголов; правописание приставок; правописание непроизносимых и ложнонепроизносимых согласных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложных предложениях.

(1)Эти прелестные бабочки пьют нектар цветов, но не отказываются полакомиться соком яблок или груш, которые упали с дерева на землю. (2)Весной они, как птицы, перелетают с юга на север. (3)Ненастной осенью эти чудесные бабочки улетают с севера на юг, где они будут радоваться теплу и солнцу. (4)Интересно, что их название совпадает с другим словом. (5)Оно имеет значение воинское звание.

(54 слова)      (По Ю. Аракчееву)

Подсказка: в слове 7 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в четвёртом предложении глагол. Выпишите из него пятую и шестую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в тексте инфинитив (глагол в неопределённой форме) с приставкой. Выпишите из него седьмую и восьмую буквы.

Пятая и шестая буквы. Найдите в третьем предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него две последних буквы.

Седьмая буква. Найдите в первом предложении слово с непроизносимым согласным в корне. Выпишите из него четвёртую букву.

№ 55

Правописание проверяемых безударных гласных в корне; правописание гласных после шипящих; правописание безударных окончаний глаголов; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Лес тихонько увядает,

Выцветает, облетает,

Мокнет, сохнет. (2)Но постой!

(3)В ельнике средь старых шишек

Жёлтым соком брызжет ...

(4)В этот лес полупустой

Новичок молчком явился.

(5)3десь он жизни удивился.

(6)Здесь он счастлив. (7)Здесь он свой,

Свежий, крепкий и живой.

     (В. Берестов)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в третьем предложении имя прилагательное — синоним к слову прошлогодний. Выпишите из него четвёртую и пятую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в пятом предложении дополнение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая буква. Найдите в первом предложении антонимы. Выпишите из первого по порядку слова третью букву.