Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол

№ 43

Правописание безударных окончаний глаголов; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание приставок; правописание имён собственных.

Знаки препинания в сложном предложении; знаки препинания при сравнительном обороте.

(1)3наете ли вы, что в Сибири есть удивительная река? (2)Её считают уникальной. (3)Вода в ней прозрачная, как стекло. (4)Если бросишь монетку, то увидишь, как падает она на самое дно.

(5)Свирепствует январский сорокаградусный мороз, а река знай себе движется вперёд, играет, плещется на перекатах. (6)Иногда река вдруг разливается среди зимы, и тогда в январе случается наводнение.

(7)Всё у этой реки происходит не так, как у других.

(8)Хотя в длину она намного короче, чем Волга, сила в ней прячется необыкновенная.

(9)А ещё её называют единственной дочкой Байкала.

(82 слова)      (По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в девятом предложении глагол, выделите приставку. Выпишите букву, которая обозначает гласный звук.

Вторая буква. В третьем предложении найдите местоимение, определите падеж. Выпишите букву, которая появляется в косвенных падежах при склонении местоимения.

Третья буква. В шестом предложении найдите слово с оглушением согласного на конце. Выпишите из него последнюю букву.

Четвёртая буква. В девятом предложении найдите имя собственное. Выделите в нём окончание и выпишите его.

Пятая и шестая буквы. В пятом предложении найдите сложное имя прилагательное и выделите в нём корни. Выпишите из второго корня вторую и третью буквы.

№ 44

Правописание безударных окончаний глагола; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания при сравнительном обороте.

(1)В нём нуждается каждая стройка. (2)Он выглядит как обычная серая пыль. (3)Только она очень мелкая. (4)Если смешаешь его с водой, с песком, с речной галькой или раздробленными камешками, то должен получиться крепкий бетон. (5)Он не боится ни огня, ни воды, ни ветра, ни мороза.

(42 слова)      (По М. Сергееву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква отсутствует в тексте. Она есть в слове зайцы. Эта буква обозначает непарный глухой и непарный твёрдый звук. Напишите её.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним слова прочный. Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в тексте антоним слова крупный. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая и шестая буквы. Найдите в тексте глагол первого спряжения в форме третьего лица единственного числа настоящего времени. Выпишите из него первую и седьмую буквы.

№ 45

Спряжение глагола; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Рябины гнутся под тяжестью спелых ягод. (2)Над ними со свистом проносятся стаи серых дроздов. (3)Осины волнуются, лепечут, плещут листвой. (4)Клёны озябли и пожелтели.

(5) Люся и дедушка подошли к скамейке возле старой антоновки.

(6) Внучка подняла голову и увидела юркую голубовато-серую птицу, которая неслышно бегала по стволу.

(7)«Это хозяйка сад в порядок приводит», — (8)заметил дедушка.

(9)Птица словно старалась прислушаться к чему-то, на мгновенье замерла на месте. (10)Она отыскала в коре гусеницу, перевернулась вниз головой и исчезла.

(75 слов)       (По А. Баркову)

Подсказка: в слове 9 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в первом абзаце глагол второго спряжения. Выпишите из него первую и третью буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в шестом предложении предлог, выпишите его.

Пятая буква. Напишите суффикс прошедшего времени глагола.

Шестая буква. Найдите в четвёртом предложении слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите из него вторую букву.

Седьмая, восьмая и девятая буквы. Найдите в девятом предложении слово с разделительным мягким знаком. Выпишите из него шестую, седьмую и восьмую буквы.

№ 46

Правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание имён собственных; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)В разных странах он называется по-разному. (2)В Атлантике он именуется ураганом, в Китае и Японии — тайфуном, на Австралийском материке — вилли-вилли, а на Филиппинах — бегвизом. (3)Но все эти слова означают одно и то же: «большой ветер»... (4)Он, конечно, способен устрашить самых неустрашимых. (5)Ведь на свободу вырываются самые свирепые ветры планеты. (6)Грозно море в такие часы!

(54 слова)      (По В. Мезенцеву)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква отсутствует в тексте. Она обозначает непарный глухой и непарный твёрдый звук. Такая буква есть в словах цирк, птицы. Напишите её.

Вторая буква. Найдите в тексте инфинитив (глагол в неопределённой форме). Выпишите из него букву, обозначающую ударный гласный.

Третья буква. Найдите в четвёртом предложении вводное слово. Выпишите из него первую букву.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него вторую букву.

Пятая буква. Найдите в третьем предложении глагол. Выпишите из него приставку.

Шестая буква. Найдите в тексте глагол без приставки. Выпишите из него четвёртую букву.

№ 47

Правописание безударных окончаний глагола; правописание НЕ с глаголом; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении; употребление Ь.

(1)Этот зверь постоянно бродяжничает. (2)Шуба у него тёплая, её мороз не прохватывает. (3)Густая шерсть в воде не мокнет. (4)Не опасается он ни мороза, ни вьюги, ни ветра, ни ледяной воды. (5)Ходит он по льдам, по снегам. (6)Поймает рыбу или моржонка, насытится и прямо на льду засыпает.

(7)А когда выспится, опять отправится на поиски добычи. (8)Высматривает, вынюхивает её. (9)Ныряет он ловко, бегает быстро, плавает легко. (10)Такой долго голодным не останется.

(69 слов)       (По Е. Чарушину)

Подсказка: в первом слове 5 букв, 2 слога; во втором слове 7 букв, 2 слога.

Первое слово

Напишите антоним слова чёрный.

Второе слово

Первая буква. Найдите в третьем предложении глагол. Выпишите из него первую букву.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним слова бояться н выделите у него окончание. Выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. Найдите в пятом предложении глагол и разберите его по составу. Выпишите из него последнюю букву корня.

Четвёртая буква. Найдите в третьем предложении предлог и выпишите его.

Пятая буква. Найдите в восьмом предложении местоимение. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. Найдите в четвёртом и пятом предложениях однокоренные слова. Выделите корень и выпишите из него последнюю букву.

Седьмая буква. Найдите в пятом и шестом предложениях формы одного и того же слова. Выпишите из любого из них букву, не обозначающую звука.

№ 48

Правописание безударных окончаний глагола; правописание НЕ с глаголом; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; употребление разделительного Ь.

Знаки препинания в сложноподчинённых предложениях.

(1)У этой бабочки красивые, как будто из тёмного бархата, крылья. (2)По краям их — голубые точки и светлая кайма. (3)Она так чутка и пуглива, что подойти к ней на близкое расстояние трудно. (4)Она пьёт сок деревьев из трещин в коре, любит гнилые фрукты, часто садится на тёплую землю. (5)Выводится она из куколки поздней осенью. (6)Когда наступают холода, она забирается в какую-нибудь щель, спит там всю зиму и промерзает насквозь. (7)Как только весеннее солнце пригреет, она просыпается и вылетает на волю.

(78 слов)      (По Ю. Аракчееву)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. В третьем предложении найдите антоним слова легко и выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. В четвёртом предложении найдите сказуемые и разделите их на слоги. Из трёхсложного сказуемого выпишите букву, обозначающую безударный гласный корня.

Четвёртая буква. Найдите в шестом предложении глагол в форме множественного числа. Выделите корень, выпишите из него букву, обозначающую гласный.

Пятая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное, синонимичное имени прилагательному великолепные, выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) согласный звук.

Шестая и седьмая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное, имеющее синонимы негодные, испорченные, выпишите из него вторую и третью буквы.

Восьмая буква. Найдите в седьмом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и выпишите из него предпоследнюю букву.

Девятая буква это окончание личного местоимения, которое используется почти во всех предложениях этого текста.

№ 49

Правописание безударных окончаний глагола; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении; знаки препинания при сравнительном обороте.

(1)На западном берегу Волги вам может встретиться странный плод. (2)Местные жители называют его «баромец», что по-русски означает «ягнёнок». (3)По форме и внешнему виду он очень напоминает овцу и имеет голову, ноги и хвост. (4)Размером он с небольшую кошку. (5)Его кожа покрыта белым и нежным, как шёлк, пухом. (6)Он располагается на низком стебле. (7)Голова его свешивается вниз, как будто он пасётся и щиплет траву. (8)Ничего так не жаждут волки, как это растение.

(9)Так описывается этот вид папоротника иностранным путешественником.

Отгадайте его научное название.

(75 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 8 букв, 4 слога.

Первая буква. Найдите во втором предложении имя существительное, в котором есть непарный глухой и непарный твёрдый согласный. Выпишите букву, обозначающую этот согласный.

Вторая буква. Найдите в тексте глагол второго спряжения. Выпишите из него суффикс, по которому вы определили спряжение.

Третья буква. Найдите в седьмом предложении глагол, в котором все согласные глухие. Напишите букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук к первому звуку этого слова.

Четвёртая буква. Найдите во втором предложении глагол в форме единственного числа. Выпишите из него приставку.

Пятая и шестая буквы. Найдите в девятом предложении грамматическую основу. Разберите сказуемое по составу и выпишите из него вначале последнюю букву окончания, затем вторую букву корня.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в девятом предложении имя существительное в творительном падеже. Выпишите из него вторую и последнюю буквы.

№ 50

Правописание безударных окончаний глагола; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание парных по глухости-звонкости согласных; правописание безударных окончаний имён существительных и имён прилагательных.

Знаки препинания в сложном предложении.

(1)Они появляются в лесу летом, в июле. (2)Среди зелёной травы в окружении голубовато-белых берёз вдруг начинают изредка попадаться ярко-розовые грибы с нежной опушкой по краям. (3)По шляпке этого гриба расходятся более бледные круги, как волны по воде.

(4)Когда собираешь эти грибы, радуешься не только их красоте, но и количеству. (5)Ведь растут они группами, стаями. (6)Где есть старые грибы, там обязательно попадаются и молоденькие аккуратные грибочки.

(65 слов)       (По В. Солоухину)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите предлог и выпишите его.

Вторая буква. Во втором предложении найдите имя существительное в творительном падеже, выделите окончание и выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Третья буква. В третьем предложении найдите имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) звук.

Четвёртая буква. Во втором предложении найдите глагол в форме настоящего времени и выпишите из него первую букву.

Пятая буква. Найдите в пятом предложении слово с удвоенным согласным, выделите корень. Выпишите из корня букву, обозначающую гласный звук.

Шестая буква. В четвёртом предложении найдите глаголы, выделите окончания. Выпишите из любого окончания букву, обозначающую согласный звук.

Седьмая и восьмая буквы. Во второй части шестого предложения найдите подлежащее, выпишите из него две последние буквы.