Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя прилагательное

№ 39

Правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; правописание парных по глухости-звонкости согласных.

Знаки препинания в сложных предложениях.

(1)У этого весеннего гриба на шляпке располагаются продольные складки, как будто он прострочен на швейной машинке. (2)Ножку он имеет короткую, трубчатую, белую. (3)В осинниках растёт его светло-коричневая разновидность, а в березняках он немного темнее. (4)На солнечные прогалины он не выбегает, предпочитает отсиживаться в сумрачной тени. (5)Этот гриб — домосед. (б)Растёт он каждый год в одних и тех же местах.

(52 слова)      (По А. Стрижёву)

Подсказка: в слове 7 букв, 2 слога.

Первая буква. В первом предложении найдите имя прилагательное в родительном падеже. Выпишите букву, обозначающую глухой согласный звук.

Вторая буква. В третьем предложении найдите имя прилагательное, в котором три раза повторяется буква, обозначающая гласный звук. Выпишите из него букву, обозначающую глухой согласный.

Третья буква. Найдите в шестом предложении сказуемое. Выпишите из него букву, обозначающую сонорный (непарный звонкий) звук.

Четвёртая буква. В третьем предложении найдите сложное имя существительное и выпишите из него букву, соединяющую два корня.

Пятая буква. Найдите в первом предложении грамматические основы. В сказуемом второй основы выделите корень и выпишите из него последнюю букву.

Шестая буква. В первом предложении найдите имя прилагательное в предложном падеже. Выделите окончание и выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Седьмая буква. Во втором предложении найдите имя существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Выпишите из него этот суффикс.

№ 40

Правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание Н и НН в разных частях речи; правописание приставок, оканчивающихся на -З-/-С-.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)У неё деревянный треугольный или полусферический корпус и длинный гриф, на котором натянуто три струны. (2)Она родственница гитары, лютни, мандолины и существует на Руси издавна, не одну сотню лет. (3)В восемнадцатом и девятнадцатом веках она была самым распространённым народным инструментом. (4)Под неё плясали во время праздников, пели песни, про неё рассказывали сказки.

(5)Сейчас она известна во всём мире. (6)Многие композиторы создают для неё свои произведения. (7)В оркестре народных инструментов она всегда солирует.

(72 слова)      (По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая буква. В третьем предложении найдите глагол. Выпишите из него первую букву.

Вторая буква. Найдите во втором абзаце имя прилагательное в краткой форме и разберите его по составу. Выпишите окончание.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в четвёртом предложении глагол, синонимичный глаголу танцевали и выделите в нем выделите суффиксы. Выпишите сначала суффикс формы прошедшего времени, а затем — суффикс, который указывает на спряжение глагола.

Пятая, шестая и седьмая буквы совпадают по звучанию и написанию с именем существительным, имеющим значение: характерные громкие, резкие и отрывистые звуки, которые издают собаки, лисицы и некоторые другие животные.

Восьмая и девятая буквы. Найдите в четвёртом предложении слово из пяти слогов, выделите в нём корень и выпишите из корня вторую и третью буквы.

№ 41

Правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание слов с непроизносимыми и ложнонепроизносимыми согласными в корне; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корнеслов; правописание приставок; правописание безударных окончаний глагола.

Знаки препинания в сложном предложении.

(1)В безлунные вечера на звёздном небе можно увидеть широкую белесоватую полосу. (2)Она напоминает гигантскую арку, которая протянута через небесный свод.

(3)Уже в глубокой древности людям было известно, что этот чудесный молочный свет исходит от бесчисленного количества звёзд. (4)Они непрерывным кольцом проходят по всей небесной сфере. (5)Их миллиарды. (6)3вёзды неразличимы невооружённым глазом, но все вместе они образуют единую звёздную систему — Галактику.

(54 слова)   (Из энциклопедии «Я познаю мир»)

Подсказка: в первом слове 7 букв и 2 слога, во втором слове 4 буквы и 1 слог.

Первое слово

Первая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное в предложном падеже, выделите окончание. Выпишите из него букву, обозначающую согласный звук.

Вторая буква. Найдите в шестом предложении имя собственное. Выпишите из него третью букву.

Третья буква. Найдите во втором предложении имя прилагательное с проверяемым безударным гласным в корне. Выпишите букву, обозначающую этот гласный.

Четвёртая, пятая, шестая и седьмая буквы это сочетание букв есть в следующих именах прилагательных: молочный, беспечный, вечный.

Второе слово

Первая и вторая буквы. В первом предложении найдите имя существительное в форме винительного падежа единственного числа. Выпишите первую и последнюю буквы.

Третья буква. Найдите во втором предложении слово с непроизносимым согласным в корне. Выпишите букву, которая обозначает непроизносимый согласный.

Четвёртая буква это буква, которая указывает на мягкость согласного в слове кольцом. Выпишите её.

№ 42

Правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний глагола.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)У этих красивых птиц шелковистое оперение бурого цвета с чёрными, красными и бурыми отметинами. (2)Они прилетают в наши леса осенью. (3)Летают они небольшими стайками, клюют зрелые плоды калины, боярышника, шиповника, рябины. (4)Они невероятно прожорливы, поэтому в осенних лесах остаются только незаметные для этих птиц семена растений.

(5)В мае они улетают обратно в тайгу и лесотундру. (6)Там они вьют гнёзда из мхов и лишайников и выводят птенцов.

(65 слов)     (По Г. Снегирёву и др.)

Подсказка: в слове 10 букв, 4 слога.

Первая буква. Найдите в четвёртом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите из него третью букву.

Вторая буква. Найдите в пятом предложении предлог и выпишите его.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении глагол и разберите его по составу. Выпишите из приставки вторую и третью буквы, поменяв их местами.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении краткое имя прилагательное, выделите суффикс. Выпишите из него букву, обозначающую гласный звук.

Шестая буква. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное с проверяемым безударным гласным в корне. Выпишите из него вторую букву.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в шестом предложении однокоренное слово к слову птенчик. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Девятая и десятая буквы. Найдите в шестом предложении слово, состоящее из четырёх слогов, и выпишите из него первый слог.