Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Морфология. Орфография. Культура речи
Имя существительное

№ 31

Правописание безударных окончаний имён существительных; правописание имён собственных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание гласных после шипящих; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах; употребление Ь знака как показателя мягкости согласных; употребление разделительного Ь знака; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов; правописание приставок.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания при сравнительном обороте; знаки препинания в сложном предложении.

(1)В Африке, Индии и Индонезии живут причудливые зверьки. (2)Тельце у них покрыто чешуйками, они, как на еловой шишке, накладываются одна на другую. (3)Лишь морда, брюхо и внутренняя поверхность ног покрыты короткой жёсткой шерстью. (4)Маленькие глазки прикрыты толстыми веками, которые защищают их от укусов насекомых. (5)Они могут, словно кенгуру, подниматься на задних лапках, при этом они опираются на хвост. (6)При опасности зверьки сворачиваются в клубочки, как змеи. (7)Развернуть их под силу только крупному хищнику.

(8)Питаются они муравьями и термитами, но жуют их необычным образом. (9)Они хватают муравьёв и торопливо глотают. (10)Жевать некогда и нечем, потому что у них зубы находятся не во рту, а в желудке. (11)После еды они спят, а желудок их ещё долго продолжает работать.

(113 слов)      (По Е. Чарушину)

Подсказка: в слове 9 букв, 4 слога.

Первая, вторая и третья буквы. В шестом предложении найдите имя существительное 3-го склонения и выпишите из него вторую, третью и пятую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении несклоняемое имя существительное и выпишите из него четвёртую букву.

Пятая, шестая и седьмая буквы. В девятом предложении найдите наречие. Сделайте морфемный разбор и выпишите второй суффикс, затем две первые буквы первого суффикса.

Восьмая буква. В десятом предложении найдите глагол с приставкой, выделите приставку и выпишите из неё первую букву.

Девятая буква. В одиннадцатом предложении найдите имя существительное в родительном падеже. Выпишите из него окончание.

№ 32

Правописание имён собственных и нарицательных; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)В античном мифе рассказывается, что ткать научила всех женщин на Земле богиня Афина Паллада. (2)Среди её учениц была дочь красильщика из Лидии. (3)Девушка была такой замечательной ткачихой, что однажды осмелилась вызвать на состязание саму богиню. (4)Она соткала ковёр сказочной, небывалой красоты. (5)Афина не нашла в нём ни малейшего изъяна, в гневе разорвала его и отомстила искусной мастерице. (6)Она превратила девушку в паука, который был осуждён на вечные времена прясть и ткать. (7)В память о несчастной ткачихе названо насекомое. Отгадайте имя героини мифа и название вида насекомого.

(77 слов)    (По Х. Шерфигу, пер. с датского)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в пятом предложении имя собственное. Выпишите из него первую букву.

Вторая и третья буквы. Найдите во втором предложении имя существительное мужского рода. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Четвёртая буква. Найдите в третьем предложении имя существительное в форме творительного падежа и разберите его по составу. Выпишите из второго суффикса последнюю букву.

Пятая буква. Найдите во втором абзаце антоним к слову счастливый. Выпишите из него первую букву.

Шестая буква. Найдите в пятом предложении слово со значением недостаток. Выпишите из него окончание.

№ 33

Правописание имён собственных и нарицательных; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)В тридцатых-сороковых годах восемнадцатого века с целью исследования Арктики в России была предпринята Великая северная экспедиция. (2)По результатам исследований участники этого путешествия составили карту северного и восточного берегов Сибири. (3)Экспедиция подтвердила, что между Азией и Америкой существует пролив. (4)Он соединяет Северный Ледовитый и Тихий океаны. (5)Этот пролив был назван в честь русского мореплавателя датского происхождения, который являлся руководителем экспедиции.

Как его фамилия?

(59 слов)    (По X. Ханке, пер. с немецкого)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите во втором предложении имя собственное. Выпишите из него третью букву.

Вторая и третья буквы. Найдите в третьем предложении имя собственное, состоящее из четырёх слогов. Выпишите из него третью и четвёртую буквы.

Четвёртая буква. Найдите в первом предложении имя собственное в форме предложного падежа. Выпишите из него окончание.

Пятая и шестая буквы. Найдите во втором предложении антоним слова южный и разберите его по составу. Выпишите из него суффикс и вторую букву окончания.

№ 34

Три склонения имён существительных, правописание безударных окончаний имён существительных, в том числе на -ИЯ; правописание имён собственных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание -И/-Ы после Ц.

Знаки препинания при однородных членах предложения с обобщающим словом.

(1)Корпус этого старинного инструмента напоминает половину дыни или панцирь большой черепахи. (2)На нём находится от шести до шестнадцати струн.

(3)Он был распространён во всём древнем мире: в Месопотамии, Индии и Китае, в Египте и Ассирии, в Древней Греции и Риме. (4)Поздне́е он появился в Европе: в Италии, Франции и Германии.

(5)Постепенно ему пришлось уступить своё место смычковым инструментам, потому что они обладали более мощным звуком. (6)В домашнем музицировании его вытеснила гитара. (7)Однако в последние годы появился интерес к старинным инструментам, поэтому теперь в концертах ансамблей старинной музыки вы можете иногда его увидеть.

(85 слов)      (По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в первом предложении имя существительное женского рода в винительном падеже. Выпишите из него третью букву.

Вторая буква в тексте отсутствует. Она обозначает звук [у] в словах тюлень, люстра, синюю. Напишите эту букву.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в седьмом предложении формы одного и того же слова. Выпишите из любого из них сначала вторую, затем шестую букву.

Пятая буква. Найдите в четвёртом предложении грамматическую основу. Разберите сказуемое по составу, выпишите первую букву корня.

№ 35

Безударные окончания имён существительных; правописание имён собственных и нарицательных; правописание сложных слов; правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

(1)Сейчас листья этого вечнозелёного растения используют в качестве пряности. (2)А в древности венками из его листьев награждали победителей спортивных состязаний. (3)Возможно, поэтому к названию данного растения добавляется слово «благородный». (4)Растёт оно в Средиземноморье,

на Канарских островах и в Западном Закавказье. (5)От названия его произошло несколько имён.

Как называется это растение?

(46 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 4 буквы.

Первая буква. В первом предложении найдите имя существительное в винительном падеже и выпишите из него первую букву.

Вторая буква. В четвёртом предложении найдите слово с чередующимся гласным в корне. Выпишите букву, обозначающую этот гласный.

Третья буква. В четвёртом предложении найдите повторяющийся предлог, выпишите его.

Четвёртая буква. Найдите в четвёртом предложении сложное имя существительное. Выпишите из него букву, которая обозначает сонорный (непарный звонкий) и парный мягкий звук.

№ 36

Три склонения имён существительных, правописание безударных окончаний имён существительных; правописание имён собственных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание НЕ с разными частями речи.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Этот герой арабских сказок — купец восьмого века. (2)В сказках повествуется о семи его путешествиях в неведомые страны. (3)Современные географы определили, какие именно страны он посетил. (4)Он, несомненно, побывал в Индии, на Яве, Цейлоне и Суматре, заплывал в Южно-Китайское море. (5)Возможно, был он в Индонезии и Африке. (6)На Цейлоне этого неугомонного путешественника ждали невероятные приключения. (7)Он неожиданно угодил там в плен к пиратам, которые продали его торговцу слоновой костью.

Как звали этого героя?

(69 слов)      (По А. Снисаренко)

Подсказка: в слове 7 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное и разберите его по составу. Выпишите из него первую букву суффикса.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении имя существительное, которое в именительном падеже оканчивается на -ия. Выпишите из него окончание.

Третья буква. Найдите в пятом предложении слово, в котором написание приставки зависит от глухости-звонкости первого звука корня. Выпишите из него предпоследнюю букву.

Четвёртая буква. Найдите в седьмом предложении слово со значением внезапно. Выпишите из него букву, обозначающую парный по глухости-звонкости звук звуку [т].

Пятая буква. Найдите в пятом предложении грамматическую основу. Выпишите первую букву сказуемого.

Шестая буква. Найдите во втором предложении имя существительное первого склонения в форме предложного падежа и выделите окончание. Выпишите первую букву окончания.

Седьмая буква. Найдите в пятом предложении слово, в котором написание падежного окончания соответствует правилу: «В именах существительных, которые оканчиваются на -ИЯ, в родительном, дательном и предложном падежах следует писать окончание -И». Выпишите из него третью букву.

№ 37

Правописание безударных окончаний имён существительных; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание приставок; правописание сложных слов.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Этот замечательный человек родился в сентябре тысяча восемьсот пятьдесят седьмого года, ровно за столетие до того, как над Землёй появился первый искусственный спутник.

(2)Он работал учителем провинциальной школы, а в свободное время читал, размышлял, вычислял, фантазировал, мечтал о покорении человеком космоса.

(3)Очень много интересных идей выдвинул скромный, но гениально одаренный учитель из Калуги. (4)Он придумал газовые рули для управления ракетой в космическом пространстве и атмосфере. (5)Его достижениями также стали теоретические обоснования межпланетных путешествий и изобретение многоступенчатой ракеты. (6)Это он выполнил все необходимые расчёты для её запуска в космос.

(87 слов)    (Из энциклопедии «Я познаю мир»)

Подсказка: в слове 11 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Во втором предложении найдите имя прилагательное, состоящее из пяти слогов, и разделите его на слоги. Выпишите третий слог.

Третья буква. Найдите во втором предложении предлоги. Выпишите второй предлог.

Четвёртая буква. В третьем предложении подчеркните грамматическую основу. Сделайте морфемный разбор сказуемого. Выпишите суффикс прошедшего времени.

Пятая и шестая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя прилагательное в форме предложного падежа. Выпишите две первые буквы.

Седьмая буква. Найдите в четвёртом предложении имя существительное со значением руководство. Выпишите из него букву, обозначающую парный звонкий и парный твёрдый звук.

Восьмая и девятая буквы. В третьем предложении найдите имя прилагательное, являющееся антонимом к слову хвастливый. Выпишите из него две первые буквы.

Десятая буква. Найдите во втором и третьем предложениях формы одного и того же слова. Разберите слово из второго предложения по составу, выпишите первый суффикс.

Одиннадцатая буква. Найдите в четвёртом предложении имя существительное в творительном падеже и выпишите из него последнюю букву.

№ 38

Род и число имён существительных; три склонения имён существительных; правописание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; правописание приставок; правописание гласных после шипящих и Ц; правописание парных звонких и глухих согласных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Гаснет свет.

(2)Окончен бал...

(3)Человек ботинки снял.

(4)Снял цилиндр, фрак, живот:

Он ему немного жмёт.

(5)Отцепил свои часы,

Уши,

бороду,

усы.

(6)И улыбку до ушей

Спрятал в ящик от мышей.

(7)Снял копну густых волос,

Положил на полку нос...

(8)И, вздыхая, лёг в кровать:

Завтра снова надевать!

     (А. Усачёв)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в шестом предложении имя существительное первого склонения в форме винительного падежа. Выпишите из него предпоследнюю букву.

Вторая буква. Найдите в тексте слово с чередованием гласных О/А в корне. Выпишите первую букву корня.

Третья буква. Найдите в третьем предложении имя существительное во множественном числе. Выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный звук корня.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное женского рода, выделите окончание. Выпишите его.

Пятая буква. Найдите в седьмом предложении имя существительное мужского рода в форме винительного падежа. Выпишите первую букву.