Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Морфемика. Орфография. Культура речи

№ 24

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки конца предложения; знаки препинания в предложении с прямой речью.

(1)Это было в тысяча семьсот шестьдесят третьем году. (2)В Париже проходили необычные концерты. (3)Когда собиралась публика, на сцену выходил семилетний мальчик и забирался на стул перед клавесином.

(4)«Господа! Каждый может предложить юному музыканту из Вены любую мелодию, и он тут же сочинит на эту тему пьесу», — объявлял ведущий.

(5)Сочинять во время игры на инструменте без нотной записи, без предварительного разучивания? (6)Под силу ли это маленькому ребёнку?

(7)Однако малыш бегло просматривал клочок нотной бумаги с музыкальной фразой, брал несколько аккордов и играл без единой запинки сочинённую им сонату.

Назовите этого музыканта.

(87 слов)       (По Г. Абрамяну)

Подсказка: в слове 6 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении слово со значением маленький ребёнок. Сделайте морфемный анализ слова, выпишите первую букву корня.

Вторая буква. Найдите в седьмом предложении глагол с приставкой, выделите её и выпишите из неё третью букву.

Третья буква. Найдите во втором предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего букву, обозначающую непарный глухой и непарный твёрдый звук.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом абзаце имя собственное. Выпишите из него вторую и третью буквы.

Шестая буква. Найдите в третьем абзаце инфинитив (неопределённую форму глагола). Выпишите из него предпоследнюю букву.

№ 25

Правописание чередующихся гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; употребление Ь.

Знаки препинания в сложном предложении.

(1)Было это в глубокой древности. (2)В болотистых зарослях Нила жил небольшой, размером со свинью, зверь. (3)Его можно считать прапрадедушкой всех слонов и мамонтов, только хобота у него не было. (4)Лишь шишка на носу выросла, а из-под верхней губы торчали два больших зуба.

(39 слов)      (По И. Акимушкину)

Подсказка: 3 слове 9 букв, 4 слога.

Первая, вторая и третья буквы. Найдите во втором предложении имя существительное в творительном падеже и разберите его по составу. Выпишите корень слова.

Четвёртая буква. Найдите в первом предложении слово со значением старина, прошлое. Выпишите из него окончание.

Пятая буква. Найдите во втором предложении имя прилагательное с непроверяемым безударным гласным в корне. Разберите его по составу, выпишите последнюю букву корня.

Шестая буква. Найдите во втором предложении антоним слова большой. Выпишите из него вторую букву.

Седьмая буква. Найдите в четвёртом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выделите корень, выпишите из него букву, обозначающую непарный звонкий (сонорный) согласный.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении инфинитив (глагол в неопределённой форме). Выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный в корне.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении слово с двумя приставками. Выпишите из него последнюю букву.

№ 26

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне слова; правописание парных глухих и звонких согласных; правописание приставок; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Эта ящерица живёт в жарких странах и ловит насекомых языком. (2)В ней блестяще сочетаются ловкость и осторожность. (3)Увидит муху и медленно начинает к ней подбираться. (4)Одним глазом смотрит на муху, а другим по сторонам, чтобы её саму враги не захватили врасплох.

(5)Подберётся она к мухе достаточно близко и ловко стреляет языком. (6)Через четверть секунды язык уже в рот возвращается и тянет за собой добычу.

(7)Она может достать насекомое на расстоянии тридцати сантиметров, хотя длина самого животного в полтора раза меньше.

(79 слов)      (По И. Акимушкину)

Подсказка: 3 слове 8 букв, 4 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже. Выделите окончание и выпишите его, поменяв буквы местами.

Третья и четвёртая буквы. Найдите в третьем предложении наречие. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Пятая буква. Запишите суффикс, который имеется у большинства глаголов прошедшего времени.

Шестая буква. Найдите в пятом предложении слово с чередованием гласных в корне. Выпишите букву, обозначающую чередующийся гласный.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в пятом предложении личное местоимение. Выпишите из него первую и вторую буквы.

№ 27

Правописание О/Ё (Е) после шипящих в корне слова; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов; употребление Ь и Ъ.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Часа в четыре утра просыпаешься от странного звука. (2)То ли это старинная трещотка, то ли щёлканье испанских кастаньет. (3)Это к нам пришёл «гость», который проживает на крыше местной церкви. (4)Он уже хорошо позавтракал в нашем пруду зелёными лягушками. (5)За одну трапезу эта прожорливая птица съедает штук пятьдесят лягушек, а ещё множество насекомых, улиток, мышей, кротов, водяных крыс, ужей. (6)Она стоит сейчас в воде, длинная шея откинута назад и изогнута вдоль спины. (7)Птица похлопывает тяжёлыми крыльями, громко щёлкает клювом.

(8)Вот и говори об утренней тишине в сельской местности!

(81 слово)    (По X. Шерфигу, пер. с датского)

Подсказка: 3 слове 4 буквы, 2 слога.

Первая буква. Найдите в седьмом предложении глагол, в котором есть орфограмма, соответствующая правилу: «В корне слова после шипящих пишется Ё, если можно подобрать родственное слово или формы этого слова с Е». Выпишите из него пятую букву.

Вторая, третья и четвёртая буквы. Найдите в восьмом предложении слово с непроизносимым согласным в корне и разберите его по составу. Выпишите из него окончание, затем предпоследнюю и последнюю буквы корня.

№ 28

Правописание О/Ё (Е) после шипящих в корне слова; правописание слов с глухими и звонкими согласными; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Знаки препинания в сложном предложении.

(1)Представь себе жителя эвкалиптовых лесов Австралии. (2)Это забавный медвежонок с брезгливым выражением мордочки. (3)У него пепельная шёрстка и чёрный нос. (4)Весит это животное не больше пятнадцати килограммов. (5)Он предпочитает передвигаться по деревьям, для этого он и отрастил острые цепкие когти. (6)Этот медведь не опасен для других обитателей леса, потому что он ест только старые листья эвкалиптовых деревьев. (7)Интересно, что блохи и прочие паразитирующие насекомые и на пушечный выстрел не приблизятся к нему. (8)Их отпугивает резкий запах эвкалипта.

(73 слова)   (По сайту: http: //www. abe/tasman. ru /priroda-a vs tralija)

Подсказка: в слове 5 букв, 3 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в пятом предложении имя существительное в винительном падеже. Выпишите из него две первые буквы.

Третья буква. Найдите в третьем предложении имя существительное, в котором есть орфограмма, соответствующая правилу: «В корне слова после шипящих пишется Ё, если можно подобрать родственное слово или формы этого слова с Е». Выделите окончание и выпишите его.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом и восьмом предложениях однокоренные слова, выделите корень и выпишите из него сначала пятую, затем четвёртую букву.

№ 29

Правописание И и Ы после Ц; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложном предложении.

(1)Это один из самых твёрдых и дорогих орехов в мире. (2)Стоимость его на рынках составляет около тридцати американских долларов за килограмм.

(3)Родиной этого дерева является Австралия, где его орехи у аборигенов считаются священными. (4)Австралийцы даже создали ассоциацию любителей этого растения.

(5)Сегодня вы не встретите его ни в Греции, ни в Турции, однако его плантации есть в странах с тропическим климатом: в Гватемале, Бразилии, Кении. (6)Из масла его орехов изготавливается элитная косметическая продукция. (7)Орехи богаты питательными веществами, они являются источником меди, кальция, цинка.

(76 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 9 букв, 5 слогов.

Первая и вторая буквы. Найдите в шестом предложении имя существительное в родительном падеже с предлогом. Выпишите из него первую и вторую буквы.

Третья и четвёртая буквы. Найдите во втором предложении имя прилагательное. Выделите корень, выпишите из него сначала последнюю, затем первую букву.

Пятая и шестая буквы. Запишите слово, состоящее из двух букв, при помощи которого мы выражаем согласие.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в первом предложении имя существительное в предложном падеже, разделите его на слоги. Выпишите первый слог.

Девятая буква. Найдите в третьем предложении имя собственное, выделите в нём окончание и выпишите его.

№ 30

Правописание безударных проверяемых, непроверяемых и чередующихся гласных в корне; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён существительных.

Однородные члены предложения и знаки препинания при них; знаки препинания в сложных предложениях.

(1)Эта наука имеет дело со значениями чисел, их символами и способами работы. (2)Она возникла в древности из человеческих потребностей.

(3)Сначала люди только понимали, что предметов может быть много, но считать ещё не умели. (4)Шло время, и человек стал нуждаться в определении количества. (5)Пастухи должны были считать поголовье животных, а фермерам необходимо было отсчитывать сроки сезонных работ. (6)Поэтому и были изобретены и числа, и их названия.

(7)Основой науки стала нумерация, а потом человек научился складывать, вычитать, умножать и делить.

(79 слов)    (Из энциклопедии «Всё обо всём»)

Подсказка: в слове 10 букв, 5 слогов.

Первая буква. Найдите в первом предложении подлежащее, выделите корень и выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный.

Вторая буква. Найдите в четвёртом предложении слово, в котором все согласные звонкие. Выпишите из него вторую букву.

Третья буква. Найдите в четвёртом предложении союз и выпишите его.

Четвёртая, пятая и шестая буквы. Найдите в пятом предложении имя существительное в дательном падеже. Выпишите из него первую, четвёртую и пятую буквы.

Седьмая буква. Найдите во втором предложении слово, являющееся синонимом слов нужда, надобность, необходимость. Выделите его основу и выпишите из неё последнюю букву.

Восьмая буква. Найдите в третьем предложении глаголы в форме прошедшего времени, выделите окончания и выпишите любое из них.

Девятая и десятая буквы. Найдите в четвёртом предложении имя существительное в родительном падеже и выпишите из него первую и последнюю буквы.