Русский язык - Анализ текста - Практикум 5 класс - М. В. Григорьева, Т. Н. Назарова 2016

II часть
Лексика. Культура речи

№ 20

Правописание приставок, оканчивающихся на -З-/-С-; правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание безударных окончаний имён прилагательных; правописание безударных окончаний глаголов.

(1)Этот народный музыкальный инструмент издавна любили на Руси. (2)Он похож на испанские кастаньеты. (3)Инструмент состоит из двух деревянных предметов. (4)Их ударяют один о другой выпуклыми сторонами, и получается чрезвычайно чёткий, звонкий звук. (5)Исстари к ним привязывали маленькие бубенчики. (6)Используют их в оркестрах народных инструментов. (7)Слово также обозначает и всем известный бытовой предмет.

(49 слов)       (По Л. Михеевой)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая и вторая буквы. Найдите в седьмом предложении грамматическую основу. Выпишите из подлежащего вторую и третью буквы.

Третья буква. Найдите во втором предложении слово с оглушением согласного. Выпишите букву, которая обозначает этот согласный.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в четвёртом предложении антоним слова глухой. Выпишите из него пятую и шестую буквы.

№ 21

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён существительных; правописание безударных окончаний глагола; правописание -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах.

Знаки препинания при однородных членах предложения; знаки препинания в сложном предложении.

(1)В эпоху раннего феодализма в Японии возникла и расцвела литературная поэзия. (2)Она происходит от народной песни. (3)Японское пятистишие буквально обозначает «короткая песня». (4)В таком стихотворении отсутствует рифма. (5)Однако оно чрезвычайно музыкально и выражает глубокие чувства. (6)Главная мысль произведения сосредотачивается в первых трёх строчках, а заключение содержится в двух последних.

(49 слов)    (Из детской энциклопедии «Язык и литература»)

Подсказка: в слове 5 букв, 2 слога.

Первая буква. Найдите в первом предложении имя прилагательное, состоящее из шести слогов. Выпишите букву, обозначающую глухой парный согласный звук.

Вторая и третья буквы. Найдите в шестом предложении слово со значением вывод. Выпишите из него вторую и восьмую буквы.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в первом предложении синоним слова появиться. Разберите его по составу и выпишите последнюю букву корня и окончание.

№ 22

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание приставок; правописание безударных окончаний имён прилагательных и глаголов.

(1)В наш век пески уже не засыпают города. (2)Человек научился бороться с ними. (3)Но нелёгкая это борьба! (4)Печальный пример — великая североафриканская пустыня. (5)Она постоянно растёт. (6)Учёные исследуют её пограничные области и находят в песках русла засыпанных рек и следы прежней жизни. (7)Пустыня угрожает многим африканским государствам, потому что год за годом отнимает у них плодородные земли.

(56 слов)      (По В. Мезенцеву)

Подсказка: в слове 6 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в четвёртом предложении грамматическую основу. Выпишите из сказуемого третью букву.

Вторая буква. Найдите в первом предложении слово, состоящее из трёх слогов. Выпишите из него окончание.

Третья буква. Найдите в шестом предложении слово со значением обнаруживать. Выпишите из него третью букву.

Четвёртая буква. Найдите в первом предложении слово с приставкой. Выпишите из приставки вторую букву.

Пятая буква. Найдите в седьмом предложении сложное слово и разберите его по составу. Выпишите из второго корня первую букву.

Шестая буква. Найдите в четвёртом предложении синоним к слову грустный. Выпишите из него четвёртую букву.

№ 23

Правописание проверяемых и непроверяемых безударных гласных в корне слова; правописание имён собственных; правописание приставок; правописание суффиксов имён существительных и имён прилагательных; правописание безударных окончаний имён прилагательных.

Тире между подлежащим и сказуемым; однородные члены предложения и знаки препинания при них.

(1)Этот художник — талантливый живописец второй половины девятнадцатого века. (2)Он создал большое количество уникальных картин. (3)Основная тема его работ — русские народные пословицы и поговорки, сказки и былины. (4)Самые известные полотна — это «Иван Грозный», «Витязь на распутье», «Битва русских со скифами», «Ковёр-самолет», «Три царевны подземного царства», «Алёнушка», «Богатыри». (5)Произведения этого выдающегося мастера живописи можно увидеть в Третьяковской галерее.

(55 слов)      (Из «Википедии»)

Подсказка: в слове 8 букв, 3 слога.

Первая буква. Найдите в пятом предложении слово, в котором букв больше, чем звуков. Выпишите из него вторую букву.

Вторая буква. Найдите в первом предложении антоним слова бездарный. Выпишите из него вторую букву.

Третья буква. Найдите в третьем предложении однокоренное слово к слову рассказать. Выпишите из него первую букву.

Четвёртая и пятая буквы. Найдите в пятом предложении слово со значением результат творческого труда. Выпишите из него сначала десятую, затем девятую букву.

Шестая буква. Найдите в первом предложении синонимы. Выпишите из второго по порядку синонима последнюю букву.

Седьмая и восьмая буквы. Найдите в пятом предложении имя собственное. Выпишите из него восьмую и девятую буквы.